Консультация для педагогов "Обучение пересказу детей с ощим недоразвитием речи"
консультация по теме
В консультации представлена методика обучения детей пересказу, направленная на детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №5
Консультация для педагогов
Тема: Обучение пересказу детей
с общим недоразвитием речи
Учитель – логопед Пинчук Ольга Петровна
г. Темрюк
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Немаловажная роль отводится обучению детей пересказу.
Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка»- внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Чтобы обучение пересказу было плодотворным, нужно соблюдать требования к этому виду монологической речи:
-доступность текста для ребенка;
- осмысление ребенком текста;
- полнота передачи произведений т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- последовательность изложения;
- использование словаря и оборотов авторского текста или замена синонимами;
-правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- объем произведений (пересказ должен быть из 5-8 предложений);
Задача ребенка – запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Перед чтением рассказа может быть устроена небольшая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. После первого чтения дается установка на пересказ, объясняются детям непонятные слова и выражения, а затем текст читается еще раз. Текст прочитывается в медленном темпе. Затем задаются вопросы по содержанию текста, чтоб убедиться, насколько он понятен ребенку. Потом рассказ читается еще раз и детям предлагается передать рассказ. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал. А к концу первого года (третий период обучения) они учатся пересказу по плану-схеме.
Различные виды пересказа на разных ступенях обучения могут варьироваться:
-взрослый пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложение;
- пересказ организуется по «цепочке» (один начинает, а другой ребенок продолжает);
- выборочный пересказ (выделить только то, что относится к данному поступку);
- краткий пересказ (ребенок пересказывает самое главное);
- драматизация, как способ пересказа; с помощью драматизации можно заинтересовать даже застенчивого и малоактивного ребенка.
Все эти и другие виды обучения пересказу способствуют развитию связной речи у детей с речевыми недостатками, а связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.
Рекомендованные к пересказу тексты:
«По грибы», «По ягоды» Я.Тайц, «Косточка» Л.Толстого, «Первая рыбка» Е.Пермяк, «Как Миша варежку потерял» Л.Пеньевская, «Петя и снеговик» и другие.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны советы и игровой материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....
Консультация для педагогов "Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны этапы обучения детей с ОНР пересказу текстов. Приведены тексты произведений для пересказа....
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...