Применение пособий из соленого теста для формирования фонетико-фонологической компетенции дошкольников.
статья по теме

Зуева Татьяна Владимировна

В настоящей статье показаны возможности применения пособий из соленого теста (тестопластика) в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова, формированию навыков звукослогового анализа и обучению основам грамоты детей с ОНР. Приводится описание пособий и дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testoplastika_i_gramota_zueva_t.v.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зуева Татьяна Владимировна, учитель-логопед ГБОУ детский сад № 1428.

Применение пособий из соленого теста

при формировании навыков звукослогового анализа

и обучении грамоте детей с ОНР

В коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мы большое внимание уделяем развитию навыков звукослогового анализа и синтеза и обучению основам грамоты. Эти навыки ребенка необходимы нам и при автоматизации и дифференциации звуков, и при коррекции нарушений слоговой структуры слова, кроме того, они значительно облегчают для ребенка начало обучения в школе, создают для него равные стартовые условия в школе по сравнению с детьми из общеразвивающих групп ДОУ.

В распоряжении учителей-логопедов находится немало различных пособий, игр и оборудования для работы в данном направлении. Мы также в нашем дошкольном учреждении используем и кубики Зайцева, и любимый детьми буквенный конструктор «Умные кубики», и картонные буквы, и мозаику, и буквы на платах ЛЕГО, и многое другое. Но в дополнение к этим, уже широко известным, пособиям мы применяем и изделия из соленого теста.

Какие же это изделия? Прежде всего, это буквы, вылепленные из соленого теста, раскрашенные обычной гуашью и покрытые лаком. Эти буквы раскрашены не произвольным образом, а по элементам, с тем чтобы облегчить детям усвоение образов букв. Все элементы буквы раскрашены разными цветами.

Кроме того, у нас имеются слоги и буквы на табличках, также вылепленные из теста. Эти слоги ярко раскрашены, чтобы привлечь внимание ребенка, и даже покрыты лаком с блестками. Мы называем эти таблички «буквенным печеньем».

А еще мы в качестве иллюстративного материала применяем на наших занятиях фигурки животных, птиц, людей и другие изделия из настольного театра, и эти изделия также вылеплены нами из соленого теста и раскрашены. Их мы используем  на лексико-грамматических занятиях и на занятиях по развитию связной речи. Но и при работе над звукопроизношением, звуковым анализом, грамотой эти пособия верно служат нам.

Какие же задачи помогают нам решать наши изделия из теста, перечисленные сейчас?

Прежде всего, они способствуют лучшему запоминанию ребенком букв. Ведь не секрет, что для тех детей, с которыми мы обычно работаем, буквы запомнить зачастую трудно. А здесь каждую букву можно потрогать, ощупать с разных сторон, как любой другой предмет, как игрушку. С этими буквами мы можем проводить профилактику оптической дисграфии, потому что наши дети часто путают похожие буквы и переворачивают буквы на письме. С этими буквами можно поиграть в известные игры «Что пропало?» (например, буква Н), «Что появилось?».

Играя с нашими изделиями из теста, мы формируем у ребенка навыки звукового анализа слова: ребенок практикуется в определении первого звука в слове, последнего звука, подбирая соответствующие буквы к фигуркам из теста. Например, игра, где мы подбираем первую и последнюю буквы к названиям животных, называется у нас «Найди нос и хвост». Дети классифицируют предметы по количеству слогов в слове, по первому звуку, по последнему звуку, и при этом нам также помогают животные и другие изделия из теста. Мы выкладываем названия животных и других предметов из букв.  Дети с удовольствием играют в игру «Слово рассыпалось», используя буквы, слоги из теста и фигурки животных.

С помощью наших пособий мы закрепляем у детей понятия «звук» и «буква», «гласные» и «согласные», «твердые» и «мягкие», «глухие» и «звонкие». Например, мы играем в игру «4-й лишний»: 3 буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и 1 – звонкий. Эти игры способствуют и дифференциации глухих и звонких, твердых и мягких звуков у наших детей.

А еще мы можем с помощью изделий из теста проводить дифференциацию тех звуков, различение которых вызывает обычно наибольшие трудности у детей с ОНР: свистящих и шипящих, сонорных звуков и т.д. Мы читаем буквы и слоги с дифференцируемыми звуками попарно, придумываем с ними слова, составляем такие слова, как «солнышко» и «Владимир», где  в одном слове присутствуют звуки С и Ш, Р и Л.

Мы предлагаем ребенку игру «Исправь меня»: например, логопед выкладывает слова из букв или из «буквенного печенья», заменяя буквы Л и Р, например лыба, пира, и предлагает ребенку исправить ошибки.

Слоги на табличках, вылепленные из соленого теста, помогают логопеду корректировать нарушения слоговой структуры слова у ребенка с ОНР.

Конечно, перечисленные задания дети могут выполнять и с другими пособиями, но пособия из теста разнообразят наши занятия, обеспечивают наглядность, поддерживают интерес ребенка к занятиям.

А есть и такие игры, в которые можно играть не со всякими пособиями по грамоте, а только с объемными, какими являются наши буквы и слоги из теста.

Например, мы играем в игру «Угадай букву (или слог) наощупь». При этом мы применяем оборудование для организации тактильных игр, имеющееся в нашем детском саду, а также обычные мешочки из ткани. Например, в ящик для организации тактильных игр кладутся буквы или слоги, ребенок просовывает руки в отверстия и вслепую ощупывает букву или слог, угадывая их. Такие игры не только помогают ребенку в усвоении грамоты, но и развивают мелкую моторику пальцев рук. Обычно мы предлагаем ребенку и угадать наощупь те буквы и слоги, которые мы спрятали от него, и выполнить какие-либо задания на развитие звукослогового анализа и синтеза, например, сложить слово, подобрать слова с заданным звуком и т.д. С нашими буквами мы можем поиграть и в ванне с песком: например, отпечатать буквы на песке, найти такие же буквы среди лежащих на столе, прочесть слово.

Детям также нравится превращать одни буквы в другие с помощью небольшого кусочка пластилина. Например, букву О – в буквы Ф, Р, В или другие. Это также способствует наилучшему усвоению образа буквы и развивает мелкую моторику пальцев рук.

Таким образом, применение пособий из соленого теста способствуют более быстрому формированию навыков звукослогового анализа и обучению грамоте детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Формирование фонетико-фонологической компетенции воспитанников 4г.6мес.-7 лет с нарушениями устной речи». Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).

Рабочая программа представляет собой описание проверенной практикой эффективной системы коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития дошкольников в условиях образовательных организа...

Формирование языковой компетенции дошкольников с нарушениями речи в условиях русско-тувинского двуязычия

В статье затронута проблема коррекционного обучения, воспитание и социализация детей, овладевающих русским языком как вторым....

Игровое пособие "Звуки и слова" по формированию фонематических представлений у дошкольников с ЗПР

Пособие способствует формированию фонематических представлений у дошкольников 4-5 лет с ЗПР в игре; развивает умение определять первый звук в слове; расширяет словарный запас детей....

Лепка из соленого теста для дошкольников

Лепка из соленого теста для дошкольников (методические рекомендации)...

"Формирование основ социальной компетенции дошкольника с интеллектуальной недостаточностью через использование активных методик и современных педагогических технологий."

Социально-личностное развитие ребенка с ОВЗ является одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В данной статье представлена система работы по данному направлению, описаны методы и прие...

Методическое пособие по работе с соленым тестом

Методическое пособие по работе с соленым тестом...