Обучение умственно отсталых детей определению времени по часам
статья
В данной работе представлена авторская методика обучения определению времени по часам детей с умеренной умственной отсталостью. Восприятие времени умственно отсталыми детьми чрезвычайно затруднено из-за невозможности увидеть, потрогать почувствовать время. Ребёнок с интеллектуальными нарушуниями не может воспринимать время теми способами, которыми он привык воспринимать окружающее. Ладошки - замечательный счётный материал, который всегда "под рукой". Авторская методика "Ладошки" благодаря своей простоте и наглядности поможет ребёнку с проблемами в развитии научиться определять время по часам, а значит, регулировать и планировать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика Ладошки | 32.99 КБ |
презентация Обучение определению времени по часам | 529.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение умственно отсталых детей определению
времени по часам
Сватко Елена Владимировна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
(ГБС(к)ОУ школа№ 439)
Детям с интеллектуальной недостаточностью, как и всем другим детям, жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность. Без умения ориентироваться во времени чрезвычайно сложно регулировать и планировать свою деятельность, а значит, невозможно полноценное формирование многих личностных качеств, таких как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Процесс восприятия времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм.
По словам психолога Владислава Можайского, учить ребенка времени раньше времени, а тем более заставлять как можно быстрее понимать, который час, по меньшей мере, не полезно. Обучение должно соответствовать этапам развития ребенка. Обучению определению времени по часам детей с умеренной умственной отсталостью предшествует длительная повседневная работа, направленная на формирование временных представлений. К этому моменту у детей уже должны быть сформированы понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Учащиеся должны иметь представление о течении времени и смене частей суток, дней недели, времен года. Перед тем, как перейти к обучению определению времени по часам, детей знакомят с единицами времени: секунда, минута, час. Длительности этих временных интервалов должны быть прочувствованы детьми в разных видах деятельности. Учитель вместе с детьми выясняет, какая единица времени длиннее, что можно сделать за данный промежуток времени.
Часы сейчас есть в каждом доме, желательно, чтобы они были во всех помещениях школы.
Для обучения детей определению времени потребуется модель часов.
Циферблат должен быть довольно большого размера (диаметр 150—200 мм). Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Поэтому часовую стрелку лучше сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а минутную — тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.
Чтобы пользоваться часами, дети должны знать числа до 12. В зависимости от математического развития они сначала узнают только «сколько часов». Пусть сначала учащиеся покрутят модели часов, попробуют «завести», «поставить время», только пусть обращаются с часами, как часовые мастера, и не ломают стрелки (они — самая уязвимая часть у часов).
Через некоторое время, когда желание крутить новые часы уже будет более или менее утолено, можно спросить:
— Кто умеет пускать в ход часы? И пусть он покажет свое умение.
— Какая стрелка крутится быстро? Какая медленно? Направление вращения еще не все могут соблюдать, и тогда можно спросить:
— В какую сторону крутятся стрелки на «взрослых часах»?
Затем выясняется, что показывает короткая стрелка на часах.
Если все это детям более или менее известно, можно установить точно «один час» и, показывая часы, спросить:
— Который час?
И начать показывать положение стрелок, когда ровно 1 час, 2 часа, 3 часа и т.д. до 12. Это самый легкий способ определения времени для умственно отсталых детей, так как часы идут подряд.
Если дети справляются с такой задачей, можно переходить к беспорядочному «перепрыгиванию», пока не будет видно, что они знают числа и уже не ошибаются. При этом необходимо обращать внимание детей на то, что минутная стрелка всегда должна приходить на цифру 12.
Для обучения детей определению времени с точностью до минут предлагаю следующую методику. Для фронтальной работы кроме индивидуальных циферблатов понадобится большой демонстрационный циферблат с подвижными стрелками, диаметром 700 мм.
Сначала дети работают с индивидуальными циферблатами. Учитель предлагает детям найти на циферблате тоненькие черточки между цифрами. Когда минутная стрелка проходит одно деление, проходит одна минута. Сосчитайте, сколько делений между цифрами 1 и 2. А сколько делений между цифрами 2 и 3? Между 5 и 6?
Дети выясняют, что между любыми цифрами 5 делений – столько же, сколько пальчиков у каждого на одной ладошке.
На доску вывешивается большой циферблат с минутной стрелкой, с делениями и цифрами. Учитель предлагает одному из учеников выйти к доске:
- Приложи свою левую ладонь к циферблату так, чтобы каждый пальчик лег на деление.
- На какую цифру показывает большой палец? (на цифру 1)
- Сколько ладоней на доске? (одна ладонь)
- Сколько пальцев на одной ладони? (на ладони пять пальцев)
- Сколько делений между цифрами 12 и 1 на циферблате? (пять делений)
- Когда минутная стрелка на часах стоит на цифре 1, она прошла 5 делений – 5 минут.
Учитель приглашает к доске второго ребёнка и предлагает ему приложить ладонь между цифрами 1 и 2.
- На какую цифру показывает большой палец второй ладони? (на цифру 2)
- Сколько ладоней на доске? (две ладони)
- Сколько пальцев на двух ладонях? (на двух ладонях 10 пальцев)
- Сколько делений между цифрами 12 и 2 на циферблате? (также 10 делений)
- Когда минутная стрелка на часах стоит на цифре 2, она прошла 10 делений – 10 минут.
- Вместо ваших ладоней поместим на циферблате бумажные ладошки.
Учитель вызывает третьего ребёнка и просит разместить еще одну бумажную ладошку между цифрами 2 и 3.
- На какую цифру показывает большой палец третьей ладошки? (на цифру 3)
- Сколько бумажных ладошек на доске? (три ладошки)
- Сколько пальцев на трех ладошках? (на трех ладошках 15 пальцев)
- Значит, минутная стрелка прошла 15 делений и показывает 15 минут.
Затем к доске вызываются по очереди еще три ученика, и аналогично проводится работа по определению 20, 25 и 30 минут.
Итог подводят на конкретном примере. Учитель показывает циферблат, на котором выставлено время 7.15
- Итак, для того, чтобы узнать, сколько времени, сначала нужно посмотреть на маленькую часовую стрелку и выяснить, сколько часов она показывает.(7 часов)
- Затем нужно посмотреть на длинную минутную стрелку и выяснить, на какую цифру она показывает? (на цифру 3)
- Представьте себе три ладони. Сколько пальцев на трех ладонях?
Значит, минутная стрелка показывает 15 минут.
Итак, часы показывают 7 часов 15 минут.
Далее поясняется, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг. А если круг разделить пополам (показываем на макете часов, прикрыв половину цветным полукругом), получатся две половины круга; половину круга стрелка проходит за полчаса. Далее выясняем, почему говорят «половина второго» и как иначе можно назвать это время, почему 30 минут можно назвать половиной, полчаса. Определяя показания минутной стрелки, правильно в качестве начальной точки отсчета использовать цифру 12 на часах. Аналогично проводится обучение определению времени на второй половине циферблата.
В дальнейшем учитель и дети обращаются к часам по мере надобности. Все последующие уроки начинаются с того, что учитель просит детей сказать, в котором часу они начали урок, после чего выясняли, что урок закончится через 40 минут. «Сколько тогда будет времени на часах?» Теперь уже дети сами могут предупреждать учителя, что урок должен закончиться скоро или, что осталось всего 5 минут, или отмечают: «Еще долго».
Для того чтобы учащиеся использовали время как регулятор деятельности не только на уроках, но и в самостоятельной деятельности, следует уточнять их знания о почасовом распорядке жизни дома. Делается это на уроках, цель которых учитель определяет так: «На уроке мы вспомним, когда и что делаем дома, и покажем это на часах». Дети передвигают на часах-макетах стрелки и, устанавливая соответствующее время, рассказывают, что они в это время делают.
Результативность коррекционной работы по предложенной методике достигается только при ее непрерывности и постоянстве.
Полученные знания о времени, о единицах времени являются необходимым условием адаптации умственно отсталых детей к социуму, ориентации в быту и в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Предложенная в данной работе методика может быть полезна не только при работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Благодаря простоте и наглядности с помощью данной методики можно научить определять время по часам нормально развивающегося дошкольника гораздо раньше, чем это принято.
Литература
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные Игры. – Москва, «Лист», 2000 г.
- Старова Р.С. «Программа коррекционных занятий по формированию временных представлений у младших школьников с особенностями в развитии», опубликована на сайте Печорской школы-интерната
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
http://www.pechory-school.psc.ru/russion/metod/2pech-sch/works/starova1.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВРЕМЯ Относительно… Всегда в движении… Движется непрерывно в одном направлении… Его нельзя вернуть, задержать…
Что такое время? Покажи мне его!
Сложности восприятия времени детьми с интеллектуальными нарушениями
Этапы формирования временных представлений и их содержание: части суток понятия «сегодня», «завтра», «вчера» времена года названия месяцев дни недели единицы времени
Обучение умственно отсталых детей определению времени по часам Восприятие длительности временных отрезков Знакомство с циферблатом
Положение стрелок при ровных часах, соотнесение с режимными моментами.
Авторская методика обучения определению времени по часам «Ладошки»
Ладошки – замечательный счетный материал, который всегда под рукой. Ребенок знает, что у него две ладошки, и на каждой – по пять пальчиков.
Между каждыми соседними цифрами на циферблате ровно пять делений! Точно! И у меня ровно пять!
Пять делений – ровно столько, сколько пальчиков на одной ладони ! - На какую цифру показывает большой палец? (на цифру 1) - Сколько ладоней на доске? (одна ладонь) - Сколько пальцев на одной ладони? (на ладони пять пальцев) - Сколько делений между цифрами 12 и 1 на циферблате? (пять делений) - Когда минутная стрелка на часах стоит на цифре 1, она прошла 5 делений – 5 минут.
На какую цифру показывает большой палец третьей ладошки? ( на цифру 3) - Сколько бумажных ладошек на доске? (три ладошки) - Сколько пальцев на трех ладошках? (на трех ладошках 15 пальцев) - Значит, минутная стрелка прошла 15 делений и показывает 15 минут.
- Итак, для того, чтобы узнать, сколько времени, сначала нужно посмотреть на маленькую часовую стрелку и выяснить, сколько часов она показывает.(7 часов ) - Затем нужно посмотреть на длинную минутную стрелку и выяснить, на какую цифру она показывает? (на цифру 4) - Представьте себе четыре ладони . Сколько пальцев на четырех ладонях? (20 пальцев) Значит, минутная стрелка показывает 20 минут. Итак, часы показывают 7 часов 20 минут.
Возможность упражнять детей в тех или иных навыках, связанных с формированием временных представлений, у педагога есть всегда: у воспитателя – во время проведения режимных моментов и специально организованных занятий, у учителя – во время уроков и перемен. Результативность коррекционной работы по предложенной методике достигается только при ее непрерывности и постоянстве.
Полученные знания о времени, о единицах времени являются необходимым условием адаптации умственно отсталых детей к социуму, ориентации в быту и в их дальнейшей профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
Инновационные технологии в обучении глубоко умственно отсталых детей.
В данном матариале представлены различные инновационные технологии, которые можно использовать на уроках ручного труда, развития речи, математике, письме при работе с глубоко умственно отсталыми детьм...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
План индивидуальной работы для ученика 4 класса (на основе типовой учебной программы «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей»)
Развитие речи. Темы:· Время года: зима.· Зимние забавы.· Птицы.·...
Методические рекомендации "Обучение математике умственно отсталых детей"
В статье содержатся материалы, характеризующие ососбенности восприятия умственно отсталых детей и рекомендации по их обучению математике....
Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"
В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей
Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...