Методическая разработка урока "Первый шаг восхождения (по роману В.В.Набокова "Машенька") "
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
1. Творчество В.В.Набокова, крупнейшего писателя XX века, в школьной программе изучается немного, поэтому задачей каждого урока является формирование интереса к творчеству писателя, осознание неповторимости его стиля. Диссертация А.В.Леденёва дает возможность увидеть живую связь творчества В.В.Набокова с русской литературой Серебряной века. И мы стремились эту мысль воплотить на уроках, где главным методом, безусловно, должен быть проблемно-поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РОМАНУ В.В.НАБОКОВА «МАШЕНЬКА»
Вид урока: проблемно-поисковый.
Тема урока: «Первый шаг восхождения» (по роману В.В.Набокова «Машенька».
Цели урока: развитие этических качеств
- осознания любви к Родине и женщине как главных ценностей человеческой жизни;
- точности и ясности речи;
- образного и аргументированного мышления.
Задачи:
- углубить представление о неповторимом стиле писателя;
- учить постижению глубинных смыслов авторских образов;
- совершенствовать навыки работы на языком художественного произведения;
- умение находить в тексте цветовую и звуковую лексику, определять их символическую значимость.
Оборудование: презентация «Наш дом на чужбине случайной», музыка композитора Николаса Гловна.
Проблемный вопрос: Творчество В.В.Набокова иногда называют «сальерианским», видя в нем блестящий стиль и внутреннюю пустоту. А.Н.Берберова найдет в творчестве В.В.Набокова оправдание жизни целого поколения русской эмиграции первой волны. Чье мнение кажется вам истинным?
Ход урока: Выявление первоначального восприятия
- Понравился ли вам роман В.В.Набокова «Машенька»?
Постановка проблемного вопроса (слово учителя).
Существует давний спор о творчестве В.В.Набокова. Некоторые исследователи называют его «сальерианским», видя в нем совокупность блестящих, но безжизненных приемов (игра слов, за которой пустота).
Другие находят в произведениях В.В.Набокова «моуартманские» «глубину», «смелость» и «стройность». Нам нужно высказать и аргументировать свою позицию, опираясь на текст первого романа В.В.Набокова «Машенька». Эпиграфом урока являются слова В.В.Набокова «Наш дом на чужбине случайной».
- Что необычного в этих словах?
На доске:
ДОМ - ЧУЖБИНА
- Какой стилистический прием использует автор? (Оксюморон)
- Почему?
- В каком произведении есть сближение этих понятий? (А.С.Пушкин. 19 октября)
Сюжетное время романа – одна из апрельских недель 1924 года. Место действия – скромный берлинский пансион. В 1924 году большое число русских эмигрантов переезжают из берлина в Париж. Многие из них считали изгнанничество огромной трагедией. (Чтение стихотворения В.В.Набокова «Расстрел»)
Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать;
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.
Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло...
Как раскроется в романе мотив призрачности жизни эмиграции?
- «Дом, как призрак, сквозь который можно протянуть руку».
- Пансионат расположен близ железной дороги… Чужой город…
- Люди, как тени изгнаннического сна.
- На картине в комнате Клары – копия картины берклина «Остров мертвых…».
Вспомните, с чего начинается роман.
(Застрявший лифт. Темнота. Только голоса).
Какое чувство возникает у вас?
Какие люди живут здесь? Что объединяет их?
Внешне сюжет первого романа В.В.Набокова кажется простым: на плохонькой фотографии герой произведения Ганин узнает свою первую возлюбленную Машеньку, и четыре дня он живет, вспоминая роман с первой их встречи до последнего ее письма к нему.
Но эта простота кажущаяся: читая Набокова, мы входим в «бесконечную анфиладу миров» (Д.Джонсон).
Найдите эпитеты цвета, сопровождающие образ героини.
- Эпитет «синий» в 6 главе («синева» сумрака, «синева» ночи).
- Эпитет «золотой» («Сквозь белых складок спадающей воды рыжеватым золотом отливали доплывающие стволы сосен»).
- Эпитет «белый» (белое сквозистое платье Машеньки).
Кого из русских поэтов Серебряного века заставляют вспомнить эти образы?(Это, безусловно, узнаваемые блоковские эпитеты цвета).
Где еще мы найдем скрытое цитирование Блока? (Алексей Алферов предлагает Ганину видеть нечто «символическое» в их встрече, в «неподвижности» и «великом ожидании»).
Здесь мы находим момент любимой Набоковым игры с читателем – обыгрывание автором излюбленных мотивов русской поэзии начала XX века.
Где мы наблюдаем элементы игры?
(Автор использует цифровой шифр; комнаты пансионата пронумерованы листочками календаря - в первоапрельском номере живет Алферов).
Значимо здесь и число 6.
В чем еще вы видите продолжение Набоковым традиций поэтов - символистов?
(Безусловно, это музыкальность, одна из главных стилистических особенностей Набокова. «Гладким металлическим пожаром горели крыши под луной» - берлинская ночь глазами Ганина… Его тяготила томная темнота, условный лоск ночного моря, бархатная тишь узких кипарисовых аллей, блеск луны на лопастях магнолий»).
В творчестве символистов мы видим сближение двух образов: образа женщины и образа Родины.
Что воплощает Машенька для Ганина?
(Машенька – это лицо Родины, ее лирический портрет).
Что вместили в себя четыре дня жизни Ганина?
Как ощущается течение времени в произведении?
(Четыре дня сюжетного времени вместили три последних года жизни Ганина в России: «Ганин глядел на легкое небо, на сквозную крышу и чувствовал с беспощадной ясностью, что роман с Машенькой кончился навсегда. Он длился всего четыре дня, и эти четыре дня были быть может счастливейшей порой его жизни»).
Нам нужно сравнить двух героев, их отношение к России.
(Довольный жизнью пошляк Алферов: «Пора нам открыто заявить, что России капут,… что наша Родина стало быть навсегда погибла».
Ганин: «Жизнь, преображенная в роман, и есть единственная реальность». Прежней России больше нет, русская эмиграция должна сохранить ее в памяти, творчестве, речи»).
Где и почему возникают в романе пушкинские мотивы?
(Воспоминание о Машеньке, первой любви, юности возвращают героя в прежнюю, пушкинскую Россию).
Владимир Набоков считал категорию памяти особым родом духовной деятельности человека, духовным актом высочайшей значимости, способствующим самосознанию. И тогда становится понятны слова автора о Ганине: «бог, создающий мир».
Почему же не происходит встречи героев? Ведь Машенька жива, осязаема, она вот-вот должна появиться из небытия…
Верили ли вы в возможность встречи? Почему? Возможно ли встреча мечты и реальности, прошлого и настоящего, возвращение в Россию?
Мы должны вернуться к вопросу, прозвучавшему в начале урока, согласиться с той или иной точкой зрения на творчество В.В.Набокова. Смогли ли вы увидеть трагизм «самого русского романа Набокова» или он остался для вас «набором приемов» (по словам Ходасевича)?
Что на уроке показалось вам
- неоднозначным;
- самым сложным;
- с чем хочется поспорить?
Появилось ли желание прочитать другие произведения автора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"
Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...
Методический прокт на конкурс "Восхождение"-2012
Данная работа содержит методы и приемы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся специальных коррекционных классов на уроках русского языка и литературы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ВОСХОЖДЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ"
Св.Писание содержит«инструкцию по эксплуатации» самого чудесного «механизма» в мире — живого организма...
Учебно-методическая разработка. Презентация "Мысль семейная" по роману "Война и мир" Л.Н. Толстого
Учебно-методическая разработка...
Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....
Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...