Тема: "Дифференциация д-т предложениях"
план-конспект занятия по теме

Калиновская Наталия Алексеевна

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_d-t_v_slogakh_slovakh_predlozheniyakh.docx584.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Дифференциация д-т в слогах, словах, предложениях.

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, дь, т, ть.

Задачи:

  • учить детей дифференцировать звуки;
  • обогащать словарь детей (работа по лексической теме «Мебель»);
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • профилактика дислексии, дисграфии;
  • развитие моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной;
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • развитие всех видов внимания и памяти.

Оборудование.

  • Буквы Т, Д
  • Мячик
  • Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка.
  • Картинки по лексической теме «Мебель» : буфет, сервант, диван, табурет, стул, обеденный стол, кровать, тумбочка.
  • Карточки со словами: уточка, удочка.
  • Карточки с картинками: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка
  1. Ход занятия
  1. Организационный момент

-Здравствуйте! Сядет тот ,

  • чье имя начинается на звук (Д)
  • чья фамилия начинается на звук (Дь)
  • чья фамилия заканчивается звуком (Т)
  • в чьей фамилии 4-й звук (Т);
  • в чьем имени 3-й звук (Ть)
  • чье имя начинается и заканчивается гласным звуком -
  • в чьей фамилии 5-й звук (Дь), имя начинается и заканчивается на один и тот же согласный

2. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков.)

- Это очень похожие слова уточка-удочка.

- А чем они различаются? (Второй звук т, в слове уточка.)

- В слове удочка второй звук д.

- Какой второй звук в слове уточка? (Звук т.)

- А какой второй звук в слове удочка? (Звук д.)

На доску вывешивается слова, уточка - удочка.

- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

Какими звуками отличаются слова? – «Д», «Т»

- Сегодня мы будем учиться различать буквы Д-Т, звуки д-т, дь-ть. для того, чтобы на письме их не путать.

-Какая тема занятия? - буквы Д-Т, звуки д-т, дь-ть.

3. Сравнительная характеристика звуков.

- Дайте характеристику нашим звукам.

Произнесите звуки (Т) и (Д). Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково.)

- Как произносим эти звуки?  Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются.
- Положите руку на горлышко и послушайте, звенит ли горлышко при произношении звука (Д)? -(звонкий.)

- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.)

- А теперь произнесите звук (Т) и послушайте, звенит ли горлышко при произношении этого звука? (Нет.) Звук произносится без голоса. (глухой)
- Чем похожи звуки?
- Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, воздушная струя встречает препятствие, оба звука согласные. Могут быть твердыми и мягкими.
- Чем они отличаются?
- Звук (Т) – глухой, а звук (Д) – звонкий, произносим с голосом.

4. Дифференциация звуков в слогах.

-А сейчас поиграем в игру «Верни слог» с мячиком.

- Я произношу слог со звуком (Т), (Ть), вы же произносите в ответ новый слог со звуком (Д), (Дь)
Логопед: ТА,  ТО,  АТО,  УТЫ,  ТУ, ЫТА, ТЭ, ТЯ, ТЮ,ТИ
Ученики: ДА,  ДО,  АДО,  УДЫ,  ДУ, ЫДА, ДЭ, ДЯ, ДЮ, ДИ


5.Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.

Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. Подготавливает детей к выполнению следующего задания.

Часто поморгайте несколько раз. Закройте глаза и сосчитайте до пяти. Повторите.

Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до трех. Затем откройте глаза и посмотрите вдаль, сосчитайте до пяти. Повторите.

Вытяните правую руку вперед. Медленно двигайте указательным пальцем влево – вправо, вверх – вниз и следи за пальцем взглядом.

Проделайте  в среднем темпе три-четыре круговых движения глазами вправо, столько же влево. Расслабьте глазные мышцы, посмотрите вдаль и сосчитайте до шести. Повторите.

                                                                                                                     


6. Дифференциация звуков в словах

- Сейчас поиграем в игру  «Что где находится?»

- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять дежурные буквы.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

- Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? (Капуста). В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую наушники.

- Что находится в правом верхнем углу? (Тарелка)

- Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул.)

- Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Тапочки)

- Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш.)

- Что находится между карандашом и стулом? (Дом.)

- Что находится под тарелкой? (Ведро.)

- Что находится справа от капусты? (Дыня)

- Что находится под капустой? (Автобус)

7.Физ. минутка 

Упражнение «Дождик», «Цветок», «Зайки»

Развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики.

8.Звуковой анализ и синтез слов. Игра «Рыбалка»

Вылови картинку и составь звуковую схему (буфет, сервант, диван, табурет, стул, обеденный стол, кровать, тумбочка).

Дети ловят картинки, в названиях есть звуки (т) – (д),  (ть) – (дь).  На рабочем месте составляют звуковую схему. Затем ставят свои картинки к схемам на доске в соответствии со звуковым наполнением слова и объяснить свой выбор.

А как назвать все эти предметы, которые вы сейчас выловили, одним словом?

9. Слоговой анализ слов

Отгадайте загадки. Составьте схемы слов, выделяя количество слогов и дежурную букву.

1.Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.        (Стол) __т___

2.Я удобный, очень мягкий

Вам не трудно угадать, —

Любят бабушки и внуки        

Посидеть и полежать.        (Диван) д__/___

3.Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

 Но всегда стоит,

Нам всем сидеть велит.        (Стул) __т___

4.В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется ...        (Буфет) ____/___т

5.По ночам во мне ребятки

До того задремлют сладко,

Что не хочется вставать,

Что за штука я...        (Кровать) ___/___т_

6.Я хозяйкам очень нужен,

Я с посудой очень дружен,

Я посуде всякой рад,

Называюсь я ...        (Сервант) ____/___т

10. Дифференциация звуков в предложении

Вставь слова, подходящие по смыслу:

У Танюши на сердце …                                                      

                                                                                                   тоска, доска

На крыльце прогнила …

Ветер … последние листья.

                                                                                                      стул, сдул

Придвинь гостю …

 Брат … экзамен.

                                                                                                      сдал, стал

Я … хорошим учеником.                        

Запишите предложения в тетрадь. Выделите дежурную букву цветом: Д зеленым , Т — черным. Записывая слова, проговаривай их вслух.

11. Итог занятия

- Какие звуки учились различать на занятии? (Т, Д.)

- Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т - согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.)

- Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

12. Пароль на выход.

-Вспомните и назовите слова с дежурными буквами по теме «Мебель».

12. Домашнее задание «Найди слова».

«Мебель»

  1. стол
  2. шкаф
  3. диван
  4. стул
  5. буфет
  6. сервант
  7. кровать
  8. кресло
  9. полка
  10. табурет
  11. тумбочка

с

т

а

б

с

т

у

т

о

л

у

д

и

л

л

о

п

р

б

в

а

к

р

к

е

у

ф

н

а

е

м

т

е

ш

л

с

е

б

ь

т

к

о

т

е

л

ф

а

т

н

а

в

р

е

с

у

м

б

о

ч

к

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".

Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и соверш...

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...

Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"

Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...