"Технология обучения фонемному анализу учащихся начальной школы."
методическая разработка по теме
Представлена разработанная и апробированная технология работы учителя-логопеда, цель которой – повышение эффективности профилактики и коррекции дисграфии посредством совершенствования фонемного анализа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология обучения фонемному анализу учащихся начальной школы.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать учащихся и в последующие годы, осложняя их учебно-познавательную деятельность.
«Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».[8]
Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Лурия А.Р. определял письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определённого замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперёд, повторов и т.п.) .Собственно письмо включает ряд специальных операций:
- анализ звукового состава слова, подлежащего записи;
- перевод фонем в графемы;
- «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи.
Таким образом, фонемный анализ является первой операцией в процессе письма.
Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину) включает в себя:
- выяснение порядка следования фонем в слове;
- установление различительной функции фонем;
- выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Объектами фонемного анализа являются:
- слово как элементарная единица общения;
- структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений;
- артикуляторно-произносительные части слов – слоги.
Орфинская В.К. выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, в т.ч. – узнавание звука среди других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слова. Несформированность действий звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв и слогов.
Работая в МБОУ Николаевская СОШ и анализируя письменные работы учащихся начальной школы, я сделала вывод, что ошибки, обусловленные несформированностью фонемного анализа, являются наиболее распространёнными.
В связи с этим была разработана и апробирована технология работы учителя-логопеда, цель которой – повышение эффективности профилактики и коррекции дисграфии посредством совершенствования фонемного анализа.
Технология обучения фонемному анализу построена с учётом следующих дидактических принципов:
- комплексности: воздействие на весь комплекс нарушений, в работе участвуют логопед, учитель и родители;
- максимальной опоры на различные анализаторы;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину): работа над каждым типом задания в определённой последовательности;
- учёта зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому);
- усложнения материала.
Технология реализуется через полисубъектные взаимодействия: «логопед – учитель», «логопед – родители», «логопед – логопат».
В рамках взаимодействия «логопед – учитель»в системе проводятся выступления учителя-логопеда на заседаниях методического объединения учителей начальной школы (Приложение 1). А также – проведение индивидуальных консультаций педагогов.
В рамках взаимодействия «логопед – родители» проводятся выступления учителя-логопеда на родительских собраниях в 1 – 4 классах по темам: «Готовность первоклассников к школьному обучению», «Применение игры в процессе обучения грамоте», «Как предупредить возникновение затруднений при обучении грамоте», тренинги для родителей учащихся 1 классов по теме «Как помочь ребёнку в овладении грамотой?». А также регулярно проводятся индивидуальные консультации для родителей. На данных собраниях и тренингах логопед раскрывает значимость фонематического анализа в операции письма, а также проявление его несформированности в специфических ошибках на письме и как следствие – снижение успеваемости ребёнка по русскому языку и чтению. Логопед убеждает родителей в необходимости проведения игровых упражнений во внеурочное время в домашних условиях, приводит примеры различных видов упражнений. На собраниях и тренингах родителям предлагается выполнить некоторые упражнения с целью понимания правил и практического применения игровых упражнений самими родителями.
В рамках взаимодействия «логопед - логопат» систематически проводятся коррекционные занятия, на которых, применяя различные педагогические технологии (технологию проблемного обучения, игровые технологии, групповые технологии обучения, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие и воспитательные технологии) логопед обучает логопатов простому и сложному фонематическому анализу.
С целью повышения эффективности коррекционного воздействия при планировании и проведении коррекционных занятий:
- учитываются возрастные и психические особенности детей;
- обеспечивается положительная мотивация выполнения заданий;
- чередуются различные виды деятельности;
- включаются в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.
Работа по обучению фонемному анализу начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся в трёх направлениях:
- уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова.
Упражнения представлены в приложении 2.
Описанная технология работы позволяет повысить эффективность обучения звуковому анализу и как следствие этого – эффективность профилактики и коррекции акустической и артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии и дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза.
Результативность данной технологии представлена в таблице 1.
Таблица 1
Учебный год | Принято | Выпущено |
2008/2009 | 23 | 4 |
2009/2010 | 30 | 10 |
2010/2011 | 31 | 16 |
2011/2012 | 36 | 24 |
Таким образом, количество выпущенных учащихся ежегодно увеличивается.
Анализ результативности коррекционно-развивающего процесса показал, что эффективность логопедической работы в 2009-2010 учебном году составила 33,3%, в 2010-2011 учебном году – 51,6%, а в 2011-2012 учебном году – 66,6%.
Данные представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Анализ письменных работ учащихся начальной школы показывает, что количество ошибок, обусловленных несформированностью фонемного анализа, значительно уменьшилось во 2-4 классах. В письменных работах учащихся 1-х классов наблюдается незначительное количество таких ошибок.
Таким образом, эффективность технологии обучения фонемному анализу учащихся начальной школы выражается в повышении эффективности профилактики и коррекции акустической и артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии и дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза.
Литература:
- Абрамова Н.А. «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы»-Волгоград: Учитель, 2011
- Дьякова Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников» - М.: Творческий Центр СФЕРА, 2010. – с.3-24
- Кириллова Е.В. «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста» - М.: Творческий Центр СФЕРА, 2010. –с.4-8
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» - М.: ВЛАДОС, 2004
- Лопатина Л.В., Иванова О.В. «Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития» - С.-Пб.:КАРО, 2007
- Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» - С.-Пб.: СОЮЗ, 2005. – с.6-95
- «Основы логопедической работы с детьми»: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ – М.: АРКТИ, 2005. – с.128-212
- Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – с.205
- Садовникова И.Н. «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма» - М.: АРКТИ, 2005. – с.3-149
- Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. «Нарушения речи у школьников»- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с.5-44
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- «Психологическая структура процесса чтения»
- «Симптоматика нарушений чтения»
- «Психофизиологическая структура процесса письма»
- «Симптоматика нарушений письма»
- «Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза»
- «Проблема: пропуск букв в словах»
- «Проблема: замена букв при письме»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения для развития фонематического анализа:
- Определение наличия заданного звука в слоге, слове
- Выделение первого и последнего звука в слове, слоге
- Нахождение местоположения заданного звука в слоге, слове
- Определение последовательности и количества звуков в слоге, слове
- Определение места звука по отношению к другим звукам
- Дифференциация атикуляторно близких, но акустически далёких звуков
- Дифференциация артикуляторно и акустически близких звуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы
Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...
Учебно-методическое пособие"Игровые технологии обучения английскому языку в начальной школе".
Описание игровых методик и приемов,используемых на уроках английского языка в начальной школе:фонетические игры,дидактические,сюжетно ролевые....
Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.
Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...
Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .
Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение. Чтение на иностранно...
Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание учащихся начальной школы
Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание учащихся начальной школы...
«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....
Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся начальной школы.
Существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая подд...