«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков».
план-конспект занятия на тему

Куличкова Татьяна Сергеевна

Цель :

·        Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков».

Цель :

  • Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

Задачи:

  • Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Работать над выработкой положительных черт характера.

            Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшнюю встречу хочется начать следующими словами: 

                             Добрым быть совсем, совсем непросто,

                             Не зависит доброта от роста,

                             Не зависит доброта от цвета

                            Доброта – не пряник, не конфета.

                            Если доброта, как солнце светит,

                            Радуются взрослые и дети.

-О чем идет речь в стихотворении?

-Что такое доброта?

-Что значит “добрый человек”?

-Чем отличается “добрый человек” от “добренького”?

-Какие пословице о доброте вы знаете?

                                           В добрый час молвить, в дурной - промолчать.

                                           Кстати промолчать, что доброе слово сказать.

                                          От вежливых слов язык не отсохнет.

-Чему они учат пословицы?

                              хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;

                              шутить по- доброму;

                              быть чистосердечным в отношении с собеседником;

                              не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах.

 Сегодня мы с вами отправимя в сказочное  «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков".

          Достойно путешествовать нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад.

        А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем каждого.  

        Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

          Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

 Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают нас настоящими людьми..

  Мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. И  сделаем  с вами остановки на станциях:

                                  «Добрых улыбок»

                                  «Сказочных героев»

                                  «Доброты»

                                  «Волшебных слов»

                                  «Внимательных ребят»

                                  «Спортивной остановке»

                                  «Доброй феи»

                                  «Зажги звезду»

                                  «Музыкальной остановке».

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в наше путешествие.  Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра. Давайте заглянем  в книгу мудрости,  в толковый словарь Владимира Ивановича Даля, чтобы постигнуть значение слова «ДОБРО»
           «Доброта- добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты»
        Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

 Станция  «Добрых улыбок».

 Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям :

Воспитатель: Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему?

Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

 Станция «Сказочных героев»

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

-Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

-Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

-Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

-Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)

- Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.

-Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.

-Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

            Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

Воспитатель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Сейчас мы это проверим.

Остановка «Доброты».

Передавая друг другу воздушный шарик, говорим добрые слова.

Работа в парах.  Изобразите на лице радость, огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “ раз” и согнали грустное настроение и показали радость.

-Так отчего же зависит сила волшебных слов?

         Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

 Станция «Волшебных слов».

                 Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

                 Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

                 Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

                 Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.

                Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

Воспитатель: Обсуждать поведение других людей легко. Бывают в жизни ситуации, когда стоит сделать правильный выбор.  

Станция «Внимательных ребят».

Воспитатель: Давайте разберем предложенные ситуации,  найдем ошибки и скажем, в чем дети были не правы.

Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?” Какие ошибки допустил мальчик?

1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )

Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 4.В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?

 (Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

Спортивная остановка.  

Игра «Не ошибись, пожалуйста».  Выполнять задание, если произнесено «волшебное слово»

      -Встаньте, пожалуйста.

      -Поднимите руки вверх.

      -Будьте добры, похлопайте в ладоши.

      -Потопайте ногами.

             -Попрыгайте, пожалуйста.

             -Вытяните руки вперед.

             -Спасибо, садитесь.

Остановка «Доброй феи».

Чтение сказки “Звездная страна”.

       В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

       Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

    - Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...

     Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

      - Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...

        Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

      - Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

      От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.

Коллективная работа:

-От чего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну?

Многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича.

-Докажите, что имя Пакость Пакостьевич говорящее?

Тот, кто делает пакости, унижает честь и достоинства других, оскорбляет, выискивает у других недостатки.

-Кто первый опомнился? Люська.

-Как бы вы стали действовать?

 Стали бы находить хорошие слова. Всех хвалить. Не выискивать в другом человеке недостатки и промахи. Подчеркивать достоинства, лучшие стороны.

А вам интересно, что предприняла Люська? 

Дочитать сказку.

            Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.

 - Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

       И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

        - Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.

        - Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.

           Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.

           - Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

          И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.

-Чему учит сказка? Пригодится ли она в жизни?

         Сказка учит, что

                -нельзя безоглядно доверять всем подряд;

                -помнить, что в мире есть добро и зло,

                -что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела;

               -бывают в жизни такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять ответственность за изменения ситуации, а порой не торопиться что-то менять,

                -учит терпимее относиться друг к другу и еще очень многому другому…

Воспитатель: Великий педагог В.А. Сухомлинский писал : “ Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо”. Будем и мы следовать его замечательным словам.

 Остановка «Зажги звезду».

Воспитатель: Я бы хотела, чтобы и у нас в классе зажглись две звезды. И имя этим звездам ……и…… Давайте попробуем им подарить кусочек добра и тепла : сказать, что есть хорошего в ваших одноклассниках.

       Вот видите, как по-новому засияли сегодня …..и…….. И в этом им помогли вы все. Большое спасибо.

      Сейчас в нашем классе стало тепло, хотя за окном минусовая температура.. А по классу пробежал теплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение. И на душе стало радостно.

Воспитатель: Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

        А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

      И я надеюсь, что вы сделали правильный вывод, как нужно вести себя с другими людьми, как важно не обидеть не только делом, но и словом.

     Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.

      Путешествие наше подошло к концу. Бусинки нанизываем на одну нитку.

      Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими , но в то же время каждая бусинка существует отдельно.

       Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.

      Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

 Музыкальная остановка.
Дайте ж теплые ладошки друг другу и споем песню о дружбе из мультфильма "Тимка и Димка"
             слова М.Пляцковского, мyз. Б.Савельев

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Дpyжба кpепкая не сломается,
Hе pасклеится от дождей и вьюг.
Дpyг в беде не бpосит, лишнего не спpосит -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
Дpyг в беде не бpосит, лишнего не спpосит -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!

Мы поссоpимся - и помиpимся.
"Hе pазлить водой!" - шyтят все вокpyг.
В полдень или в полночь дpyг пpидет на помощь -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
В полдень или в полночь дpyг пpидет на помощь -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!

Дpyг всегда меня сможет выpyчить,
Если что-нибyдь пpиключится вдpyг.
Hyжным быть комy-то в тpyднyю минyтy -
Вот что значит настоящий веpный дpyг!
Hyжным быть комy-то в тpyднyю минyтy -
Вот что значит настоящий веpный дpyг

!

Воспитатель: Наш классный час подошел к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?
- В сердце человека.
И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта,
любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
         

                   Не стой в стороне равнодушно,

                   Когда у кого-то беда.

                   Рвануться на выручку нужно

                   В любую минуту, всегда.

                   И если кому-то когда-то поможет

                   Твоя доброта, улыбка твоя.

                   Будь счастлив, что день не напрасно был прожит,

                   Что годы живёшь ты не зря!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по маршруту добрых дел.

              Данная разработка внеклассного мероприятия поможет     Продолжить формирование таких нра...

Проект "Мир добрых чувств и красоты" по теме "Формирование коллективного творчества у младших подростков через применение элементов театральной педагогики. "

Любой воспитательный проект - это синтез педагогических технологий, приемов и методов, созданный для реализации воспитательных целей. Данный проект направлен на осуществление определенной воспитательн...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»

Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине  «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...

Конспект занятия "Путешествие в страну Органов Чувств".

Это занятие является итоговым в рамках проекта "Окошки в мир. Органы чувств"....

Волонтерский квест Маршрутами добра

Квест проводится по четырем направлениям: творческое развитие, личностное развитие, гражданское воспитание, военно-патриотическое воспитание, информационно-медийное направление....

Классный час ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАРШРУТУ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ

Классный час «Путешествие по маршруту доброго здоровья»  проводится в форме заочного путешествия.  Цель: показать ребятам незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у н...

План-конспект урока "Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»

Путешествие по маршруту «Дорогою добра!»...