Планирование серии уроков по литературному чтению в III классе II отделения
план-конспект урока по теме
Планирование серии уроков по литературному чтению в III классе II отделения
Тема: Соколов-Микитов «Белки» (4 урока)
Цель: формирование культуры чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по чтению в 3 классе школы I вида | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование урока по обучению чтению в III классе II отделения
Тема: Соколов-Микитов «Белки» (4 урока)
Цель: формирование культуры чтения.
«Белки»
В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.
В развалине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опенки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.
Поздней осенью переменят белки красные платьица на серые зимние шубки.
На вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, устланных мягким мхом глубоких дуплах, воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших лесах – шустрая белка.
I урок
Задачи:
- Образовательно-познавательные:
-уточнение и расширение знаний школьников о жизни белок;
-сообщение сведений о писателе, его произведениях;
-ознакомление с содержанием рассказа
-формирование навыка выразительного т осознанного чтения;
-обучение осмыслению прочитанного.
2. Коррекционные:
-обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
-развитие слухового восприятия путем опознавания, различения на слух слов, фраз из текста;
-развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций;
- Воспитательные:
-воспитание любви к природе и родному языку;
-формирование интереса к чтению, творческой читательской деятельности;
-формирование эмоционального восприятия текста.
Ход урока:
Этапы | Содержание | Примечания |
I.Организация начала урока 1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку | -Здравствуйте, ребята. + Здравствуйте, М.С. - Наденьте наушники. - Кто сегодня дежурный? +Я сегодня дежурный. - Кого нет в классе? + Сегодня все в классе. | За экраном.
|
II.Основная часть.
| -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем по имени Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Это русский писатель, натуралист и путешественник, родился в Калужской губернии, 1892 года, в семье приказчика. Соколов-Микитов много путешествовал и побывал во многих странах Европы, Азии и Африки, участвовал в арктических экспедициях к Северному Ледовитому океану. Соколов-Микитов писал рассказы о природе в разное время года, о животных, о людях, которые любят природу и животных. Давайте рассмотрим и прочитаем названия книг, которые написал Соколов-Микитов. +Ребятам о зверятах. +Первая охота. +Листопадничек. +Летят лебеди. +Северные рассказы. -Давайте рассмотрим картинки. Кто на них изображен? +Белки. -Где живут белки? +В лесу. +На деревьях. -Как белки готовятся к зиме? + Собирают орехи, грибы. -Какая у белок шерстка? +Серая. +Коричневая. -А почему шерсть у белок то коричневая, то серая? +Белки меняют шерсть весной и осенью. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов Соколова-Микитова. Рассказ называется… …белки. Кто услышал? +Белки. -Скажи полностью. + Рассказ называется «Белки» -Я буду читать, а вы внимательно слушайте, подумайте, о чем говорится в рассказе. - О чем говорится в рассказе? + О жизни белок. + О подготовке белок к зиме. -О ком говорится в рассказе? +О белках. -Что вы узнали нового о белках? +… -Давайте прочитаем слова: +Хло-по-чут, хлопо-чут, хлопочут. +Про-вор-ные, про-ворные, проворные. +Тон-ко-но-гий, тонко-но-гий, тонконогий. +Крас-но-го-ло-вый, красно-го-ловый, красноголовый. +-А теперь прочитаем рассказ. Начинай, Аня. -Что делают белки осенью в лесу? Прочитайте. + В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. -Какие белки? +Проворные. -Как трудятся белки? +Без устали. -Как сказать по-другому? +Без усталости. -Как долго трудятся белки? +С утра до позднего вечера. -Как можно еще сказать? + Целый день. -Зачем спускаются белки на землю? +Собирать грибы. -Как белки спускаются на землю? Прочитайте. +Вниз головой. -Посмотрите, головой вниз, вот так. -Как забираются белки на дерево? Прочитайте. +Перемахнут с сучка на сучок. -Скажите по-другому. -Куда забираются белки? +На вершину ели. -Посмотрите, забираются на вершину ели. Куда забираются белки? +На вершину ели. Какие грибы запасают белки? +Подосиновики, опенки. -Где развесили сушить белки грибочки? +В развалине елового сучка. -Скажите по-другому. + В остатках еловых веток. -Где спрятали белки орехи? Прочитайте. -Что спрятали белки в кладовых? +Орехи. -Какие орехи? +Вкусные, отборные. | На доске портрет писателя. Написано имя и дата рождения. Дети по очереди прочитывают названия книг. На доске разные картинки белок в природе. За экраном. Слова на доске: хлопочут проворные без устали тонконогий красноголовый На доске: -проворные, шустрые -хлопочут, трудятся -с утра до вечера, целый день - без устали, без усталости -заберутся, поднимутся -перемахнут, перепрыгнут -сучки, ветки -в развалине елового сучка, в остатках еловых веток -устланные мхом, покрытые мхом Показ на конструктивной картине. |
III. Окончания занятия
| -Ребята, чем мы сегодня занимались? +Читали рассказ о белках. -Молодцы. Вы хорошо занимались. |
2 урок
Задачи:
- Образовательно-познавательные:
-совершенствование правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
-формирование умения анализировать текст рассказа.
2) Коррекционные:
-обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
-развитие слухового восприятия путем опознавания, различения на слух слов, фраз из текста;
-развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций;
3) Воспитательные:
-разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;
-формирование интереса к чтению, творческой читательской деятельности;
-формирование эстетического вкуса.
Ход урока:
Этапы | Содержание | Примечания |
I.Организация начала урока 1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку | -Здравствуйте, ребята. + Здравствуйте, М.С. - Наденьте наушники. -Какой сегодня день недели? -Какой день недели был вчера? -Какой день недели будет завтра? | За экраном.
|
II.Основная часть.
| -Давайте прочитаем рассказ. -О чем рассказ? -о ком рассказ? -Как трудятся белки осенью? Я начну читать, а вы продолжите. В развалине елового… Поздней осенью… Воспитывают и кормят своих бельчат… Самый веселый… -Какие белки? +Проворные. -Скажите по-другому. +Шустрые. -Как белки перебираются? Прочитайте. -Что запасли белки? +Грибы, орехи. -Какие грибы собрали белки? -Какие орехи собрали белки? -Что переменят белки поздней осенью? Прочитайте. +Переменят белки красные платьица на серые зимние шубки. -Какие шубки у белок зимой? +Серые. -Какие шубки летом? + Красные. -Почему осенью белки переменят красные платьица на серые зимние шубки? -Чтобы спастись от морозов. -Где находятся гнезда у белок? + На вершине густых елок. -Как устроено гнездо белки? +Устлано мхом. Зачем белки покрывают дупло мхом? +Чтобы спастись от лютых морозов и холодных ветров. -Какая белка? Прочитайте. Прочитайте. | На доске: -проворные, шустрые -хлопочут, трудятся - без устали, без усталости -заберутся, поднимутся -перемахнут, перепрыгнут -сучки, ветки -в развалине елового сучка, в остатках еловых веток -устланные мхом, покрытые мхом |
III. Окончания занятия
2) Итог, оценка детей | --А теперь послушайте задание на дом. -Подготовьте выразительное чтение рассказа. -Кто услышал? +Подготовьте выразительное чтение рассказа. -Ребята, чем мы сегодня занимались? -Молодцы. Вы хорошо занимались. | За экраном. |
3 урок
Задачи:
1.Образовательно-познавательные:
-формирование целостного восприятия рассказа;
- формирование умения пересказывать рассказ;
-учить пересказывать текст.
2. Коррекционные:
-обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
-развитие слухового восприятия путем опознавания, различения на слух слов, фраз из текста;
-развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций;
- Воспитательные:
-разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;
-формирование интереса к чтению, творческой читательской деятельности;
-формирование эстетического вкуса.
Ход урока:
Этапы | Содержание | Примечания |
I.Организация начала урока 1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку | -Здравствуйте, ребята. + Здравствуйте, М.С. - Наденьте наушники. - Ты меня слышишь, Ира? +Да. Оля? -Коля? -Вова, где ты? +Я тут. | За экраном.
|
II.Основная часть.
А) Идея и тема рассказа Б) Составление плана | -Вы помните, с каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? Как он называется? +Белки. -Кто написал этот рассказ? +Соколов-Микитов. -Какое было домашнее задание? +Подготовить выразительно чтение. Давайте проверим, как вы подготовились и прочитаем рассказ. Скажите по-другому. -проворные белки +шустрые белки - перемахнут с сучка на сучок +перепрыгнут с ветки на ветку -хлопочут + трудятся -с утра до вечера +целый день -Назовите тему произведения? +труд белок осенью. -Назовите тему рассказа. +Белки – трудолюбивые, веселые, быстрые животные. -Будем составлять план рассказа. Что мы будем делать? -Давайте прочитаем первую часть рассказа. О чем говорится в первой части? +Белки трудятся. +Проворные белки. -Давайте прочитаем вторую часть рассказа. О чем говорится во второй части? -Прочитайте план, который у нас получился. | Если не помнят фамилию писателя, подсказка за экраном. Дети читают по несколько предложений друг за другом. За экраном. Учитель записывает на доске план:
|
III. Окончания занятия 1) Домашнее задание 2) Итог | -Ребята, послушайте и запишите домашнее задание. Перепишите план в тетрадь. Нарисуйте к каждому пункту плана картинку. -Молодцы. Вы хорошо занимались. |
4 урок
Ход урока:
Этапы | Содержание | Примечания |
I.Организация начала урока 1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку | -Здравствуйте, ребята. + Здравствуйте, М.С. - Наденьте наушники. - Какой сейчас урок? -Который сейчас урок? | За экраном.
|
II.Основная часть.
| -Давайте прочитаем рассказ Дополните предложения. Белка (какая?)… Белка все делает (как?).. Белки (что сделают?) Летом белочка (какая?) Зимой белочка (какая?) -Что делают белки осенью? -Что едят белки? -Где белки живут? - Как меняется внешний вид белок осенью? Дома вы нарисовали иллюстрации к рассказам, давайте рассмотрим рисунок Коли. Все ли здесь правильно? Расскажи, Юля, что изображено на этой картинке. Что белки делают? -Ребята, давайте представим, что встретились две белочки. О чем они будут говорить? Что нужно сказать в начале? +Поздороваться. -Как можно поздороваться? +Привет. +Здравствуй. +Доброе утро. -Что потом? -Нужно спросить, чем занимается белка? +Да. -Чем белка занимается? +Собирает грибы и орехи, делает запасы на зиму. -В конце можно спросить, зачем белка это делает. Что ответит белка? -В каком лице будет говорить белочка? -Давайте представим, что мы белочки. Представили? Белочка Оля встречает бельчонка Юлю. -Кто ты, Оля? +Я – белочка. -Кто ты, Юля? + Я – белочка. Что вы скажете друг другу? -Не забудьте, говорить нужно в первом лице. | Рассматривание рисунков, исправление ошибок. Дети составляют диалог. |
III. Окончания занятия 1) Итог | -Ребята, чем мы сегодня занимались? + Рассматривали иллюстрации, пересказывали рассказ, составляли диалог. -Молодцы. Вы хорошо занимались. |
Приложение
Биография И.С. Соколова-Микитова (для учителя)
Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в урочище Осеки, что в Калужской губернии, 30 (18) мая 1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы, которые заметили Бунин и Куприн.
В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно. В следующем, 1920 году, Иван Сергеевич вместе со всей командой был списан на берег с парохода "Омск", который за долги продали с аукциона в Гулле (Англия). Так началась непредвиденная вынужденная длительная эмиграция. Около года он прожил в Англии, а затем, в 1921 году, перебрался в Германию. Наконец, после почти что двухлетнего пребывания за границей, Иван Соколов-Микитов возвращается на Родину, в Россию. Долгие скитания по разным портовым ночлежкам Гулля и Лондона стали основой материала для книги "Чижиковая лавра", написанной в 1926 году.
В дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе "Георгий Седов" путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа, а однажды отправились на выручку ледокола "Малыгин". В этой экспедиции Иван Соколов-Микитов участвовал уже в качестве корреспондента газеты "Известия". Опыт арктических экспедиций подарил ему множество материала для цикла очерков "Белые берега", а также повести "Спасение корабля". О многочисленных и разнообразных путешествиях писателя по родной стране можно прочитать в книгах "Пути кораблей" (1934), "Ленкорань" (1934), "Летят лебеди" (1936), "Северные рассказы" (1939), "На пробужденной земле" (1941), "Рассказы о Родине" (1947) и в других произведениях.
В течение четверти века Иван Соколов-Микитов часто бывал в селе Карачарово Конаковского района. Побывав здесь у родственников в октябре 1951 года, писатель приобретает сруб и начинает лично строить свой "карачаровский" домик. Начиная с лета1952 года, Иван Сергеевич большую часть года проводит в Карачарове. Здесь он работает над своими ставшими знаменитыми книгами "Детство" (1953), "На теплой земле" (1954), "Звуки земли" (1962), "Карачаровские записи" (1968), "У святых источников" (1969) и другими произведениями.
Иван Соколов-Микитов являлся членом редколлегии литературно-художественного сборника "Родной край". В книжном издательстве области выходили его книги "Первая охота" (1953), "Листопадничек" (1955), "Рассказы о Родине" (1956) и многие другие.
Иван Сергеевич часто обращался и к жанру мемуаров, в нем были написаны такие книги, как "Свидания с детством" и "Автобиографические заметки". До последнего дня Иван Соколов-Микитов писал книгу своих воспоминаний "Давние встречи", в которой можно увидеть "очерки-портреты", посвященные многим нашим знаменитым писателям - Максиму Горькому, Ивану Бунину, Александру Куприну, Михаилу Пришвину, Александру Грину, Александру Твардовскому. Также упомянуты в ней полярный исследователь Петр Свирненко, художник и ученый Николай Пинегин и многие другие.
В гостях в "карачаровском" домике у Ивана Сергеевича бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие журналисты и художники.
Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Урна с его прахом была захоронена на кладбище в Гатчине. В 1981 году на его "карачаровском" домике была установлена мемориальная доска.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Цели урока: Познакомится со сказкой А.С. Пушкина; развивать умение интонацией передавать настроение; обучать делению текста на части; развивать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, открытки или фотографии памятника А.С. Пушкину.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Введение в тему
1. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина. Висит портрет. Предварительная беседа.
- Что вы помните из биографии поэта ?
- Какие сказки Пушкина вы помните ?
- Какие чудеса в них встречаются ?
2. Учитель даёт комментарий о Пушкине — сказочнике .
3. Переход к изучению нового материала.
- Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Сколько художников вдохновили сказки
Пушкина.
- Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
- Из чего ясно что это сказка ?(Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
- Что ещё можно узнать из заголовка?(Из заголовка можно узнать о героях сказки.)
- Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках?(Иван Яковлевич Билибин.)
IV. Знакомство со сказкой
1.Сказка читается целиком учителем,или с помощью аудиозаписи.(Ученики следят по учебникам.)
2. Вопросы после чтения всей сказки.
- Какие чувства остались у вас после чтения?(Ответы учеников.)
- Хороший ли конец у сказки? Почему?(У сказки хороший конец. Ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения нового материала
1.Чтение отрывка детьми до слов «Ветер по морю...».
2. Комментирование непонятных слов.
3. Беседа.
- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
- На каком выборе он остановился? Почему?
- Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?(Он ведёт себя необычно,подслушивает под окном;ходит один,без свиты;жену выбирает и сразу женится.)
- А он добрый или злой герой?Как вы думаете?(Он разный:добрый,доверчивый любит жену, любит ребёнка,но бывает и несправедливый, гневный.)
- Кто и почему желал несчастий молодой царице?
- Куда уехал царь?
- Какие планы были у завистников?Как им удалось их реализовать?
- Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
- Почему же волю царя бояре всё-таки выполнили?(Царя должны слушать,приказы его выполнять. И уже говорили,что он бывал и несправедливый, и гневный. Например, автор говорит: В гневе начал он чудесить. И гонца хотел повесить. Но смягчившись на сей раз...)
- Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?(Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)
- Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?(Зависть.)
- А какая она бывает зависть?Разве вы никому не завидуете?(Она бывает «чёрной» и «белой».)(Можно привести примеры из жизни.)
- Какое путешествие пришлось испытать героям?
- Куда в итоге приплыли наши герои?
- Каким стал царевич во время путешествия?
- Опишите место, на котором нашли прибежище герои?
VII. Итог урока
- Докажите что это сказка.
- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
- Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?
- Почему?
- Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?
Домашнее задание
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы. (А.С. Пушкин. «Сон»)
- Прочитайте «жужжащим» чтением. Что узнали из этих строк?(Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
- Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
- Прочитайте медленно.
- С ускорением.
- Шепотом.
- Громко.
- Выразительно.
III. Проверка домашнего задания
IV. Новая тема. Работа над сказкой
1. Беседа по вопросам.
- Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю?С какой интонацией нужно читать эти строки?
- Докажите, что у автора в этих строках есть и описание пейзажа,и разговор,и чувства,и действия.
- Можно ли сделать вывод, что события могут быть реальными?
- Когда мать и сын оказались на острове, о чём подумал царевич прежде всего?Характерно ли это для сказочного героя?
- Прочитайте, как Гвидон делал лук для охоты?На что похожа эта сцена на сказку или на реальность?
- Каким образом царевич стал свидетелем беды,которая нависла над лебедью?
- Как автор передаёт горе,смертельный ужас лебеди,терзаемой коршуном?
- С какой интонацией надо читать эти строки?
- Как отблагодарила его лебедь за спасение?
- Какие события заставили царевича воспользоваться услугами лебедя?
- Какими вы себе представляете корабельщиков?Опишите.
- О чём Гвидон разговаривал с корабельщиками?
- Кем стал Гвидон после превращения?
2. Составление картинного плана первой части сказки.
- На сколько частей можно разделить прочитанную нами часть?О чём они?
1)Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедем.
5) Корабельщики на острове.
3.Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте часть сказки,которую можно назвать «Выбор невесты».(Дети читают до слов «В те поры война была...».)
- Есть ли зачин в сказке?(Нет.)
- О чём говорит отсутствие зачина?(Это говорит о том, что всё происходит здесь,рядом,на русской земле.)
- С чего же начинается сказка?(Кабы я была... То есть начинается с торгов.)
- Найдите вторую часть.(Во второй части говорится об обмане царя. До слов: «В синем море звёзды блещут...».)
- Найдите и прочитайте третью часть.(До слов «Мать и сын теперь на воле...»)
- Прочитайте выразительно,как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?(С интонацией тревоги,волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
- А каково героям в этом путешествии?(Царица там плачет,бьётся. А ребёнок ростёт не по дням а по часам...)
- Как вы понимаете эти слова?(Значит, растёт очень быстро.)
- Как спаслись герои? Прочитайте.(Дети читают отрывок.)
V. Физкультминутка
IV. Закрепление нового материала
1. Работа над частью «Встреча с царевной Лебедью».
- После отдыха продолжим работу над сказкой. Найдите и прочитайте часть «Встреча с царевной Лебедью».(Читают до слов «И накрёкся: князь Гвидон...».)
- Где оказались мать и сын?(Они оказались на воле:
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом...)
- О чём сын подумал, выйдя на волю?(Он подумал об ужине.)
- Что значит добрый?(Хороший.)
- Как делал Гвидон лук для охоты?Похожа ли эта сцена на сказку?(Нет, он делал всё как в жизни. А шнурок взял с креста с шее.)
- А какая сцена напоминает волшебную сказку?(Сцена спасения царевны Лебеди. Оказывается,он спас заколдованную царевну.)
ЗЫБЕЙ — зыбь — лёгкая волна;
КЛИВ — клюв.
- Прочитаем пятую часть «Корабельщики на острове».
- Как наградила царевна Лебедь Гвидона за спасение?(Она подарила ему целый город, где он стал князем.)
ГРАД — город;
КОЛЫМАГА — большая старинная телега;
ДВОР — придворные, ближайшие к царю или князю люди;
ВЕНЕЦ — драгоценный головной убор.
- Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?(Это гордые,смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
- Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей?(Он захотел увидеть отца.)
2.Чтение отрывка со слов: «Князь у синя моря ходит...» до слов: «Ветер весело шумит, судно весело бежит»(с.118-128).
3.Составление картинного плана.
1) Первая встреча с отцом.
2) Первое чудо.
3) Гости у князя Гвидона.
4) Вторая встреча с отцом.
5) Второе чудо.
4.Беседа после чтения.
- Что заставило Гвидона превратится в комара?(Он захотел увидеть отца.)
- Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца.(Дети читают отрывок.)
- Почему повариха рассказывает о чудесной белочке?(Она нехочет отпускать Салтана, т. к. боится, что обман раскроется.)
- Как наказал свою тётку Гвидон? (Он впился тётке прямо в правый глаз.)
- Осуждает ли автор своего героя?(Нет, он его понимает и оправдывает.)
- Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку?(Он надеялся, что отец узнаёт об этом и приедет к нему.)
- Получил ли князь это чудо? Прочитайте.
- В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?(Он отправился в облике мухи.)
- Прочитайте, каким предстал перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и поварихой.(Царь грустит, а родственники «злыми жабами глядят».)
- О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз?(О тридцати трёх богатырях, с ними дядька Черномор.)
- Трудно ли оказалось завести это чудо у себя?(Нет. Они оказались братьями царевны Лебеди.)
- Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз?(Он был превращён в шмеля.)
- О каком чуде рассказала повариха? Как об этом же рассказал Гвидон. С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?
- Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха?А как о нём говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?
- Прочитайте,как автор описывает царя? Какое у него настроение?Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?
Дети вместе с учителем обсуждают,какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям.
(Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)
VI. Итог урока
- О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Составление картинного плана.
- Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько читателей вы поделили прочитанное?(На 4 части:1.Женитьба Гвидона.2.Встреча гостей.3.В гостях у Салтана. 4.Счастливая встреча.)
2.Выставка детских рисунков.
III. Обсуждение нового материала
1.Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.
2.Беседа после чтения.
- Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь?(Он не ожидал, т. к. хотел идти искать её даже очень далеко...)
- Обрадовался ли он,когда увидел её?
- Почему не сразу призналась царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна?(Она хотела, чтобы он сначала всё обдумал,чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёш.)
- Расскажите и покажите свои иллюстрации: какой вы представляли себе царевну Лебедь?(Ответы детей.)
- Какое чудо вам понравилось? Почему?
- Что вас более всего поразило в облике царевны Лебедь?
- О чём Гвидон не забывает напоминать корабельщикам, даже в момент женитьбы?
- Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро...(Побеждает зло.)
- Кто и как был наказан в этой сказке?(Все веселились,
А ткачиха с поварихой
Сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли на силу там.
Тут во всём они признались,
Повинились разрыдались...)
- Простил ли их автор? (Да,он их простил.)
- А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?(Ответы детей.)
- Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
- Чему научила нас эта сказка?(Сказка учит доброте, терпению,мужеству,умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учится радоваться за других.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного
1.Характеристика героев.
- Сегодня мы будем пытаться дать характеристику героев по плану. Давайте запишем его в тетради:
1)имя героя, его место жительства;
2)действия и поступки,совершаемые героем; их характеристика;
3)опишите внешность и характер героя;
4)отношение автора к герою;
5)ваше отношение к герою.
Учитель вызывает по одному ученику к доске, и ученик пытается при помощи класса дать характеристику: царю Салтану, Гвидону, царевне Лебедь, поварихе.
2. Анализ сказочных примет.
- Докажите что прочитанное произведение — сказка .(Устойчивые эпитеты, повторы.)
- Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?
- Где в сказке встречаются троекратные повторы?
VI. Итог урока
- Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?
- Чему научила нас эта сказка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина" 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина...
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...
Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.
статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....
Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.
статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....
Среднесрочное планирование серии уроков "Векторная графика"
Идея: Обучение, построенное на основе конструктивистского преподавания, позволяет учащимся размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы и аргументировать ответы...
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...