Развитие личности обучающихся через творческий час
материал по теме

Барченинова Светлана Васильевна

В данном докладе дается материал о развитии личности воспитанников коррекционной школы - интерната через творческие часы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tvorcheskom_chase.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности обучающихся через творческий час.

   Дети - наше будущее. Все мы родом из детства. Эти прописные истины лишний раз напоминают нам о том, что именно в детстве закладывается основа личности человека.

И так как наши дети в основном из неблагополучных семей, и их родителям не до воспитания своих детей, поэтому на плечи педагогов ложится еще и эта работа.

   От нас, преподавателей, во многом зависит успешность развития способностей детей, а так же их социально-психологическая адаптация к изменчивым, сложным жизненным условиям.

   Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна современная коррекционная работа по формированию его личности, эмоциональной сферы.

    Наиболее эффективным должно быть обучение, направленное на развитие познавательных процессов детей и их творческой активности.    Можно спросить так: а зачем вообще это развитие творчества в ребёнке?  Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти  подходящую работу надо совсем другое - просто хорошо усвоить школьные  предметы, сдать экзамены, поступить в училище… Те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству - только напрасная трата времени, на мой взгляд, заблуждаются.

          Совместным творчеством с детьми можно и нужно начинать заниматься с тех самых пор, как малыш сможет держать в ручках предмет. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития - 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности.  Первичное проявление способностей выражается в непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка. 

    Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт.

   Коррекционная значимость занятий творчеством проявляется в следующем:

Представление ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунках, поделках из бумаги, пластилина, теста, глины).  Проявление интереса к результатам творчества ребенка со стороны окружающих повышает его самооценку.

   С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию. Оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность. Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии на только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии.

   Так, занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей,  мелкой моторики руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Практическая реализация  вышесказанного нашла отражение в разработке программы творческого часа «Фантазия»

Ведущая деятельность кружка - обучение детей изобразительной деятельности, декоративно - прикладным творчеством.

Программа рассчитана на воспитанников 10-15 лет. Основная цель программы – создание условий для формирования творческой личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из главных принципов организации занятий кружка «Фантазия» является чередование разнообразных видов творчества: рисунок, аппликация, тестопластика, декупаж, валяние из шерсти батик и др.

Такие виды творчества, как декупаж, валяние из шерсти, батик, квиллинг, являются новыми для детей, поэтому вызывают у них особый интерес.

   В этом учебном году в нашей группе оказалось много детей с художественными способностями - это братья Занины, Гусельников Дмитрий, Афанасьев Саша. Дети с большим желанием рисуют, лепят.

   При выполнении работы на выставку, мы, прежде всего, делаем с ребятами наброски, вместе обсуждаем будущую композицию рисунка, только после этого дети приступают к чистовому варианту. В результате рисунки получаются более качественными.  

   Вот еще пример, ребята очень любят рисовать машины. Я  собирала все рисунки, и когда пришло время подготовки к районной выставке по правилам дорожного движения, мы проанализировали их, уже готовые рисунки, выбрали самые удачные и на их основе  выполнили выставочные работы.

   Более подробно остановимся на новом как для детей, так и для взрослых - это валяние из шерсти: в этом году мы с ребятами делали подарок для мамы к 8 марта. Для начала дети узнали историю валяния, где данная  техника применяется. Работу начали с изготовления бусин.

Далее следуют такие темы, как декупаж, , батик – тоже очень интересные виды творчества.

Результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не только его талант, но и  способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребенок, по-настоящему желающий этого. Так, например, Никитин Антон своим упорством, терпением в работе добился хороших результатов при выполнении изделия в технике валяния.  Его бусины оказались самыми красивыми, ровными, поэтому мы решили выполнить с ним работу на выставку.

 Результаты работы по данной программе подтверждаются участием воспитанников в районных, межмуницыпальных, всероссийских конкурсах рисунков и изделий ДПИ, где дети часто  получают призовые места.  

Вывод:

Декоративно-прикладное творчество, воздействуя на личность ребенка, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает  природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей. В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Программа "Развитие личности обучающихся через творческую деятельность"

Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...