Консультация «Использование мнемотаблицы в развитии речи детей»
консультация

Платонова Ольга Алексеевна

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Дети не любят учить стихи, не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами.

Педагоги сталкиваются со следующими проблемами в речи детей: короткие высказывания, состоящие из фрагментов, логически не связанных между собой, отличающиеся непоследовательностью и содержащие низкий уровень информативности. Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому перед воспитателями встаёт задача: найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти, и конечно же обратить внимание на то, чтобы детям было легко и интересно. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому нужно использовать в работе со своими ребятами приемы мнемотехники, что в наше время очень актуально.

Основной «секрет» мнемотехники заключается в следующем: человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника- это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Используя приемы мнемотехники мы развиваем у детей:

  • зрительную и слуховую память,
  • внимание,
  • воображение,
  • мышление,
  • восприятие,
  • кругозор,
  • связную речь,
  • диалогическую речь,
  • умственную активность,
  • сообразительность и наблюдательность.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. И её можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).

2этап: Работа с мнемодорожками. Учить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а также учить детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация.

Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине, при заучивании стихов, при отгадывании и загадывании загадок.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка- зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Использование таких схем помогает детям самостоятельно определять при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом - рассказом описания.

Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить их последовательность, обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Для заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы его нужно выразительно прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу, помочь детям уяснить основную мысль, объяснить значение непонятных слов (если они есть, глядя на схему проговорить вместе с детьми отдельно каждую строчку стихотворения, затем дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях в природе, существуют модельные схемы, которые можно использовать на занятиях экологического содержания.

Данная техника широко используется при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Но следует отметить что, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень, увеличивается круг знаний об окружающем мире.

Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa._aprel.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида»

Консультация

«Использование мнемотаблицы

 в развитии  речи  детей»

Воспитатель: Платонова О.А.

пгт Комсомольский

     Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Дети не любят учить стихи, не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами.

Педагоги сталкиваются со следующими проблемами в речи детей: короткие высказывания, состоящие из фрагментов, логически не связанных между собой, отличающиеся непоследовательностью и содержащие низкий уровень информативности. Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому перед воспитателями встаёт задача: найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти, и конечно же обратить внимание на то, чтобы детям было легко и интересно. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому нужно использовать в работе со своими ребятами приемы мнемотехники, что в наше время очень актуально.

Основной «секрет» мнемотехники заключается в следующем: человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника- это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Используя приемы мнемотехники мы развиваем у детей:

  • зрительную и слуховую память,
  • внимание,
  • воображение,
  • мышление,
  • восприятие,
  • кругозор,
  • связную речь,
  • диалогическую речь,
  • умственную активность,
  • сообразительность и наблюдательность.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. И её можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).

2этап: Работа с мнемодорожками. Учить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а также учить детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация.

Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине, при заучивании стихов, при отгадывании и загадывании загадок.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка- зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Использование таких схем помогает детям самостоятельно определять при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом - рассказом описания.

Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить их последовательность, обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Для заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы его нужно выразительно прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу, помочь детям уяснить основную мысль, объяснить значение непонятных слов (если они есть, глядя на схему проговорить вместе с детьми отдельно каждую строчку стихотворения, затем дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях в природе, существуют модельные схемы, которые можно использовать на занятиях экологического содержания.

Данная техника широко используется при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Но следует отметить что, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень, увеличивается круг знаний об окружающем мире.

Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование метода синквейна в работе воспитателя детского дома»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет провести рефлексию по какому...

Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."

ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...

Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО"

В материале консультации представлены:: артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж,гимнастика для глаз, Су-Джок-терапия,биоэнергопластика, кинезиолог...

Консультация "Использование декоративно- прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста"

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, ...

Консультация :ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ...

Консультация "Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"

Информация для педагогов и родителей о здоровьесберегающих технологиях, используемых логопедами...

Консультация «Использование сенсорных игр для развития речи детей с ОВЗ»

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые...