Методы и приёмы работы на занятиях курсов "Мир растений" и "Мир животных".
статья по теме

В статье приведены основные методы и приемы работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы на занятиях курсов "Мир растений" и "Мир животных".

                                                                                                                    Т.И. Петрова

                                                                                            ГКУ ДДИ "Южное Бутово"

           Учебным планом, разработанным Департаментом социальной защиты города  Москвы предусмотрены курсы "Мир растений" и "Мир животных". Эти курсы позволяют детям получить первоначальные понятия об окружающем  мире, формируют у учащихся определённые понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывают в детях любовь к природе и своей Родине,  бережное отношение ко всему живому.

        Курсы позволяют проводить коррекционную работу: корригировать мышление, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность таких детей. Особое значение данные курсы приобретают для детей, которые постоянно находятся в детских домах-интернатах, и выход за пределы интерната затруднён.Эти курсы могут явиться единственным источником знаний об окружающем растительном и животном мире.

        Урок - основная форма организации обучения. На нём решаются как учебные, так и специальные задачи. Коррекционные задачи органически связаны с дидактическими. Дидактические  задачи определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы. Коррекционные задачи носят развивающий характер, и ставят своей целью вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов.

        Исходя их темы и целей, к уроку  подбираются методы и приёмы обучения с преобладанием таких видов работ, которые будут способствовать активизации деятельности учащихся. В  занятие включается несколько видов работ (3-5), так как  длительное время выполнение одного и того же вида работы утомляет учеников, а частая смена видов деятельности не позволяет детям сосредоточиться на задании и усвоить способ его выполнения. На уроках предусмотрены такие виды деятельности как беседа, рассказ, программированные  задания, игровые (кроссворд, лото, загадки), работа с текстом.

        На занятиях необходимо осуществлять индивидуальный подход, так как в классе обучаются дети с разным уровнем развития, различным отношением к занятиям и возможностями усвоения учебного  материала. При этом индивидуальную работу и дифференцированный  подход нужно осуществлять, опираясь на возможности детей, включая всех во фронтальную работу. Индивидуальный подход осуществляется системой заданий и таких приёмов работы с каждым ребёнком, при котором ни один ученик  не выпадает из поля зрения педагога.

        Пассивным детям рекомендуются такие виды работы как игровые задания, работа с выходом к доске. Невнимательным - использование пунсонов, табличек. Возбудимым- рисунки и письменные ответы. Слабым- опору на схему, словарную табличку и т.п. Отстающим детям даются облегчённые задания и вопросы (весь класс рисует- слабые обводят, все выполняют схематические рисунки- слабые раскрашивают, сильным проблемный вопрос- слабым репродуктивный, сильный отвечает- слабый повторяет ответ).

        Урок представляет собой акт строго рассчитанный по времени, но это распределение не должно быть механическим и неизменным. Соотношение времени проведения этапов зависит от объёма изучаемого материала, от степени его сложности, от состава класса. Для успешного обучения детей с нарушениями интеллекта необходимо не только правильно выбрать и соединить методы обучения. но и учитывать  особенности учащихся ( память, мышление, работоспособность). Наиболее сложную работу следует планировать на первые 10-25 минут урока, так как в это время достигается наиболее высокая работоспособность. После 25-30 минут наступает снижение работоспособности, поэтому после этого времени необходимо применять приёмы, активизирующие учащихся или работы не требующие высокого интеллектуального напряжения: практические работы, дидактические игры, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.

        Эффективность занятия во многом зависит от неразрывности образовательных, воспитательных задач и организационной чёткости урока. В овладении новыми знаниями, умениями и навыками или углубление и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков, коллективная работа всех воспитанников сочетаемая с самостоятельностью и активностью каждого ребёнка, занятость работой каждого из детей в течение всего занятия, разнообразие методов, рациональность их применения в соответствии с содержанием учебного материала, являются необходимыми требованиями к организации урока.

        Трудности запоминания изучаемого материала обуславливают необходимость создания системы закрепления материала с использованием разных методических приёмов. Системы учебных заданий, которые позволили бы путём решения разнообразных и разноплановых заданий осмыслить и сознательно запомнить изучаемый материал. Наиболее эффективные типы заданий представлены в рабочих тетрадях.

        Выборочные задания

- задания без лишнего подбора: заполнить пропуски, подходящими словами ( слов столько же, сколько пропусков)

-задания с лишним подбором слов

-подчеркнуть подходящие слова ( предложение не закончено, в скобках 2 варианта, подчеркнуть правильное)

-подчеркнуть несколько слов или словосочетаний, подходящих по смыслу ( выбор при обобщении, перечислении свойств, классификации)

-зачеркнуть лишние слова

        Задания на группировку понятий ( например, отметь домашних животных красным цветом, а диких животных -синим).

        Задания на классификацию

-задания с ориентиром (выбрать правильный ответ)

-задания на группировку (объединить понятия, объекты, явления в 2-3 подгруппы; названия подгрупп даются учителем)

-задания без ориентира (даны понятия, предметы, описания явлений и предлагается самостоятельно сгруппировать их)

        Универсальные задания

-установить и зафиксировать правильность предложения

-отметить крестиком правильное предложение

-выбрать правильное предложение и переписать неправильное

-"четвёртый лишний"

-задания на пропуски

        Заполнение схем

-схемы заполняются по ответам учеников

-дополнение частично заполненных схем

-корректурные упражнения (обнаружить и исправить  ошибку)

-схема с пропусками

        Таблицы

-анализ изученных свойств

        Задания на сравнения

-сравнения объектов с опорой на зрительный образ (могут предлагаться иллюстрации, натуральные предметы, макеты, муляжи, модели...)

        Опыты и лабораторные работы

        Работа с литературным материалом возможна при ознакомлении школьников с новым материалом, при систематизации, углублении, закреплении знаний, умений , повторении пройденного материала. Тексты  написаны доступным языком, без сложных грамматических конструкций. В то же время они  должны способствовать развитию речи и обогащению словаря, пополнять словарный запас терминами и названиями, поэтому в текстах используются  описания, сравнения, разъяснения новых слов и терминов. Полужирным курсивом и звёздочкой выделяются новые слова. Большинство текстов содержит не только фактические сведения, но и информацию, помогающую убедительно раскрыть базовые понятия. Традиционно чтению текста предшествует словарная работа. При проведении словарной работы педагог должен выделить слова, трудные для прочтения и запоминания. Перед прочтением статьи эти слова можно выписать на доску. В словах должны быть проставлены ударения. Учитель должен объяснить происхождение слов. Затем  нужно попросить детей  прочитать слова. После такой предварительной работы можно приступать к прочтению текста. После прочтения возможны такие виды работы:

-выборочное чтение статьи (нахождение определений понятий, нахождение ответа на вопрос, нахождение объяснения)

-составление плана статьи ( план составляется под руководством учителя, по вопросам помогающим найти главную мысль; план записывается на доске, а так же опорные слова, которые помогут детям пересказать текст)

-ответы на вопросы учителя

-совместная работа с учебниками и тетрадями на печатной основе

        Так же на уроках используются таблички с терминами. Дети выходят к доске, выбирают табличку и прикрепляют её к картинке или просто находят правильный ответ и показывают другим детям. таблички могут раздаваться детям, а они показывают ответ на вопрос учителя.

        Невозможны уроки по предметам "Мир растений" и "Мир животных" без использования информационных технологий. Главной целью уроков является формирование у детей представлений и понятий об окружающем мире, что является основным содержанием работы по  развитию речи, мышления и социальному развитию. Чтобы сформировать некий образ, представление о предмете или явлении, нужно чтобы ребёнок их увидел. Есть предметы или явления, с которыми дети знакомятся в повседневной жизни или в специально организованной для них среде. А как же быть с теми объектами или явлениями окружающего мира, которые нашим детям, постоянно  проживающими в интернате, остаются недоступными для восприятия. В этом случае использование информационных технологий становится эффективным средством для обеспечения канала связи с внешним миром.

        Одной из форм проведения занятий данных курсов является экскурсия, которая помогает также реализовать главную цель работы с такими детьми- их социализацию в обществе.

        Литература:

        1.Постникова Е.А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной  работы по природоведению. Начальная школа.-1992.-№7,8-С. 55-58.

        2.Сергеева О.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. Начальная школа.- 1997.-№4.- С. 55-57.

        3.Сороцкая О.Н. Содержание, формы и методы преподавания предмета "Ознакомление с окружающим миром". Начальная школа.-1986.-№7.-С.52-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"

Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....

Размышляя о главном...Выбор методов и приёмов работы на уроке истории.

Немного об эффективных методах и приёмах работы на уроке истории...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ по ФГОС

Изучение уровня готовности,система учителя по отработке навыка выполнения домашнего задания...

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми

Использование различных методов работы с одарёнными детьми...

Виртуальная обучающая среда Moodle. Формы, методы и приёмы заочных (дистанционных) занятий

Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале, созданном на базе обучающей среды Moodle. Педагог создает обучающий курс на основе программы, наполняя ег...

Методическое пособие «Формы, методы и приёмы, применяемые на занятиях в образовательных учреждениях»

laquo;Формы, методы и приёмы, применяемые на занятиях в образовательных учреждениях»...