Мастер класс.Тема: Методы и приёмы работы на занятиях декоративно - прикладного искусства
статья
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Коленченко Лариса Анатольевна, я педагог Центра дополнительного образования. Тема моего выступления: Методы и приёмы работы на занятиях декоративно – прикладного искусства.
Когда мы слышим слово “рукоделие”, то нам представляются бабушки, вышивающие крестиком или вяжущие носки. К сожалению, сегодня редкая мама стремится обучить свою дочь искусству вышивания, вязания или шитья: зачем, модных вещей и в магазинах полно. Куда более актуальны компьютерные курсы и иностранные языки. Спорить с этим, конечно, трудно, однако все же рукоделие занижено совершенно незаслуженно. Ведь, под словом “рукоделие” скрываются не только вязание, вышивка и шитье, но и валяние, бисероплетение, ткачество и многое другое. Рукоделие дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Это вещи, сделанные «с душой». Не зря самым ценным подарком считаются изделия ручной работы.
Что дает ребенку рукоделие?
Что может эта трудоемкая работа дать детям и почему они должны выкраивать время для занятий рукоделием?
Воспитание и обучение рукоделию детей идет с глубокой древности. Умение изготовлять своими руками изделия указывало на хорошее воспитание в семье. Воспитывая ребенка с рождения, родители прививают знания об окружающем мире.
Все дети в раннем возрасте очень талантливы. Детям интересно и лепить, и рисовать, смастерить какую-нибудь поделку.
Рукоделие - это не только занимательное времяпрепровождение, но еще и полезное для ребёнка занятие.
Слово “рукоделие” происходит от словосочетания “делать руками”, а все, что задействует руки, развивает их. Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук обеспечено. Ребенок учится управлять своими пальчиками, держа в руках мелкие бусинки, пуговицы и прочие детали. А как известно, развитая мелкая моторика – это залог успешного умственного развития ребёнка.
Любой вид рукоделия — достаточно трудоемкий процесс. Такая кропотливая работа тренирует усидчивость, терпение и произвольное внимание, а это очень ценные качества, особенно для школьников.
При этом, было бы жаль потратить кучу времени на небрежное выполнение работы, поэтому дети очень стараются и в большинстве случаев делают все прилежно. К тому же , им приходится обустраивать свое рабочее место во время занятий и убирать инструменты после работы, постепенно учась аккуратности и умению организовать свое рабочее пространство.
Те, кто хотя бы раз вывязывал узор, орнамент или вышивал крестиком, знают, как важно в этом деле уметь считать: три петли провязать красным цветом, шесть зеленым, восемь черным и одиннадцать желтым. То же самое происходит и в бисероплетении. Поэтому, дети закрепляют счет, а также действие по образцу, что также является неоценимой помощью в развитии учебных навыков.
Стачивая выкроенные детали, выплетая узоры, собирая из бисера ожерелье красоты неописуемой, ребенок не только получает представление о пространстве, но и развивает воображение.
Я воспитываю в детях умение доводить дело до конца. Поэтому не стоит, только что научившись простому элементу, браться за сложную вещь. Главное условие — получить результат своей деятельности. Я обращаю их внимание на то, что бросать дело на полпути не стоит, что только после окончания одного занятия можно приступать к другому. Это правило поможет развить в ребёнке упорядоченность в своих действиях, рассудительность и правильное распоряжение временем.
И , конечно, ребёнок не потерпит небрежного обращения со своей творческой работой и не бросит её где попало. Уважение к своему труду постепенно перейдет в уважение к труду других людей (ребёнок рассудит: уж если мне понадобилось столько времени, чтобы вышить этот маленький рисунок, сколько же трудилась бабушка над моей кофточкой?!).
Рукоделие — процесс творческий, а любой творческий процесс способствует развитию эстетического начала ребенка, его художественного вкуса., дети учатся сочетанию цветов, гармоничности. Процесс созидания постепенно превращает его в творческую личность.
Рукоделие развивает усидчивость ребенка, воспитывает в нем терпение и умение выполнять монотонную работу, что важно для школьников.
Например, работая с бисером, ребенок получает еще и эстетическое удовольствие. Если ребёнок решил сделать браслет для мамы – то он будет делать это с огромным энтузиазмом и упорством, что я и наблюдаю на занятии! Разве это не прекрасно, когда ребенок в процессе творчества еще и познает азы доброделания?!
Я работаю с детьми по трём программам. Это «Аппликация» в студии раннего развития «Капельки», «Народные ремёсла: поделки и сувениры» и «Ручное ткачество».
Программа «Аппликация» расчитана на детей 5 – 7 лет. Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различного клея. В аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, листья растений, семена, ватные диски, салфетки, пластилин, работать на CDдисках. И дети познают работу с этими материалами, ощущают их разную текстуру своими руками.
Чем полезна аппликация:
- развивает художественное воображение и эстетический вкус;
- развивает конструкторское мышление – из частей собрать целое;
- развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы – ткань, крупа, сухоцветы, пластилин;
- помогает выучить цвета и формы;
- знакомит с понятием "технология" - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тд.
Дети знакомятся с понятиями формы, цвета, величины, учатся находить одинаковые предметы, выделять главное из множества объектов.
Я знакомлю детей с разными видами аппликации: плоскостная, объемная, мозаика, декоративная, предметная.
С помощью аппликации доступно выполнить картину, панно, открытку к празднику, детскую игрушку. Благодаря ей можно оформить комнату. Аппликация может стать подарком для близких.
В начале учебного года мы начинаем обучение с отрывной аппликации из бумаги или аппликации из маленьких квадратиков, которые я готовлю для детей. А также выполнение аппликации из пластилина способом скатывания мелких шариков. Вырезание деталей из бумаги ножницами мы начинаем с детьми с одной или 2 – 3 простых деталей. Так как не все дети в начале учебного года умеют пользоваться ножницами. Таким детям я оказываю особое внимание, обучая их и помогая освоить вырезание. Умение ровно резать по линии карандаша – развивается от занятия к занятию. Закрепляя этот навык, выполняем аппликации с большим количеством вырезанных деталей.
В аппликации мною применяется соединение разных материалов и видов творчества: в аппликации из бумаги мелкие детали могут выполняться из пластилина или карандашом и фломастером. Дети пишут на аппликации название работы печатными буквами и затем вместе прочитываем слово по слогам – таким образом повторяется алфавит. На занятии применяется решение задач, соответствующих теме, на сложение и вычитание. Считаются детали изображаемой фигуры, проговаривается цвет. Дети актуализируют знания на данную тему и узнают новое. Таким образом, происходит знакомство с окружающим миром и оказывается помощь в подготовке к школе. Располагая детали фигуры в листе, дети учатся основам композиции. Выполняя полуобъёмную аппликацию или объёмную игрушку, учатся конструированию и ориентированию в пространстве. Закрепляется техника безопасности при работе с материалами и инструментами.
Для того , чтобы сформировать интерес в начале занятия – загадываю загадку. Для отдыха и смены деятельности применяю физминутку.
Кроме творческих навыков, дети учатся общению, терпению, учатся уступать друг другу или помогать. Замкнутые дети учатся рассказывать о себе, открываются, становятся более уверенными. Дети учатся находиться в коллективе, особенно те, которые не посещают детский сад. Активные дети становятся более уравновешенными.
Далее предлагаю ознакомиться с видами деятельности программы «Народные ремёсла: поделки и сувениры». Возраст обучающихся по программе: 7- 11 лет. Программа состоит из отделов: бумагопластика, народная кукла и бисероплетение и подарок своими руками. Бумагопластика – это выполнение аппликации, открыток, объёмных фигурок и игрушек, оригами, квиллинг, картинки – мобили, аппликация бумажными кольцами и петлями, мозаика, соединение рисования с аппликацией. Все эти виды позволяют сделать разнообразной и интересной работу с бумагой.
А теперь поговорим о бисероплетении. Бисероплетение оказывает благотворное влияние на нервную систему человека, поскольку занятие этим рукоделием отвлекают человека от посторонних мыслей, заставляя сосредоточиться его на процессе работы.
Особенно занятия бисероплетением показаны детям: так как приобщает ребёнка к миру прекрасного, развивает вкус и стиль; тренирует моторику, тем самым благотворно влияя на умственное и физическое развитие ребёнка.
Развивается внимательность, терпение, усидчивость, что, несомненно, помогает хорошо учиться в школе.
Также с помощью бесероплетения ребенок учиться «читать» и понимать схемы, то есть развивается его образное и пространственное мышление.
Как и любой другой мир, мир рукоделия имеет свой язык, богатый специфическими терминами. Начиная осваивать приёмы бисероплетения , дети узнают такие слова как бисер, бусина, рубка, стеклярус, проволока, леска, мононить и тд. Они узнают, что бисер бывает разного производителя: китайский, чешский, японский и чем они отличаются, а проволока бывает разного размера. И какой номер проволоки нужен для каких видов работ. Знакомятся с таким материалом, как Гипс (Используется для посадки растений в вазоны. . Флористическая лента используется для обматывания веток и стволов растений
Для того, чтобы выполнить изделие из бисера, дети постепенно осваивают различные техники плетения. Техники параллельного плетения, объёмное плетение, объёмное плетение, петельная техника, игольчатая техника, плетение в крестик, техника оплетения бусины, плетение дугами (французское плетение), плетение на станке, кирпичное плетение.
Одно из любимых видов творчества моих воспитанников – это валяние. Валяние из шерсти является самой древней техникой изготовления текстиля.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Натуральная шерсть обладает рядом полезных для здоровья человека свойств. Научно доказано, что шерсть способна нормализовать кровообращение в капиллярах. Таким образом, если носить украшения из шерсти, то можно быстрее заживить раны и порезы, снять воспаление и растяжение сухожилий. А мы выполняем украшения на занятии – это браслеты и бусы. Войлок является прекрасным материалом для творчества и рукоделия. Сам процесс валяния — это отличная релаксация. Дети получают замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким. Перед работой дети обязательно знакомятся с правилом пользования иглой для валяния, техникой безопасной работы, узнают о свойствах шерсти и правилах её использования.
Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее). Мокрое валяние на занятии мы используем для изготовления бусин для браслетов или колье. Все остальные поделки мы выполняем способом сухого валяния. Для валяния необходимы материалы: игла для валяния, шерсть, поролоновая губка. Дети начинают знакомство с небольших плоских работ: выполнение сувениров или магнитов в виде божьи коровки, пчелки, сердечка, фрукты (яблоко, груша), плоского животного. Затем пробуют выполнять объёмные игрушки. Для этого подготавливается круглая или овальная основа из синтепона для выполнения туловища или головы игрушки. Такая основа применяется для экономии шерсти. Детали объёмной игрушки выполняются по отдельности, затем соединяются с помощью игл. Такая игрушка выполняется несколько занятий. Основой для работ по валянию для нас являются образцы, которые мы подбираем в интернете. Способом показа я объясняю детям этапы работы.
Сухим способом валяния также можно выполнять картины. На данный момент этот вариант валяния мы применяли для участия в конкурсах.
Следующий вид творчества, которым я могу заинтересовать детей и обучить – это ручное ткачество. Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе.
В наше время появился молодой вид ткачества – это гобелен. Это картина – ковер с сюжетным рисунком. На занятии с детьми мы ткём мини – гобелены. Сначала дети знакомятся с оборудованием и материалами, техникой безопасности. А оборудование – это ткацкая рама. На неё нужно научиться натягивать нити основы для дальнейшего плетения. Затем приступить к изучению приёмов ткачества. Для того, чтобы ознакомиться с приёмами ткачества я предлагаю выполнить небольшие сувениры: домик, куклу – сувенир, животных и птиц. Дети осваивают приёмы ткачества: репсовое переплетение, соединение нитей на одну нить основы, соединение по косой, штриховка, ткачество круглой формы, разные виды коврового ворса. Плетение тканой картины мы начинаем с небольшого размера и простого рисунка, постепенно усложняя в дальнейших работах. Так как сложность работы зависит от размера работы и от сложности рисунка.
Для того , чтобы заинтересовать детей данным видом творчества я предлагаю им разные формы для ткачества: сувенир, кошелёк, салфетка, сумка, чехол для телефона, подушка, накидка на стул, панно, картины с разным сюжетом. Для многих из этих форм необходимо подготовить эскиз. Это нарисованный рисунок на бумаге, на него ориентируются во время плетения, он прикрепляется к раме позади работы. Эскизы я предлагаю детям готовые, не всякий рисунок подойдет для ткачества и , чтобы выполнить эскиз, необходимо учитывать приёмы ткачества, с помощью которых будет выполняться работа. Но и создание ребёнком эскиза тоже приветствуется, если ребёнок проявляет желание и заинтересованность в самостоятельности выполнения. Чтобы работы были интересные, красочные, живописные, я учу детей использовать оттенки и разнообразие цвета, применять разные приемы, чтобы работа была многофактурной. Качество готовой работы зависит и от аккуратности оформления. Работа срезается с основы, затем дети учатся обрабатывать края. Далее мини гобелены мы оформляли в рамку. В этом году мы с детьми начали осваивать новую форму подачи работы – в виде панно. Выполняя работу, ребёнок актуализируют знания из разных областей: биологии, ИЗО, истории, математики , окружающего мира.
Тканые работы получаются яркие, декоративные, сохраняют тепло шерсти и рук ребёнка, мягкие, уютные, эксклюзивные – этим они и нравятся своему автору. Работы воспитанников по ткачеству являются ценными участниками конкурсов, так как этот вид рукоделия не знаком широкой массе любителей творчества.
Участие в конкурсе – большой потенциал для развития ребёнка. Конкурсная работа – более сложная, отличается от учебных работ. Она требует большей затраты времени и усилий. Но даёт больше результатов, как в продвижении освоения техники, так и в повышении самооценки ребёнка. Особенно, если при этом занимается призовое место. Иногда, благодаря конкурсу, осваивается новая техника или вид творчества.
Я рассказала о методах и технологиях только некоторых видов деятельности, которая применяется в моей практике. У детей есть возможность выполнить прекрасные работы из солёного теста, мозаики из пластика, вышивки бисером и крестиком, сшить сувениры из ткани, выполнить сувениры из шпатлёвки и другое. Конечно же, всё это развивает ребёнка, позволяет выполнить неповторимую творческую работу, так как две одинаковые работы сделать невозможно даже одному человеку. Работы детей каждый год участвуют не только в конкурсах, но и в выставках.
Разнообразие предлагаемых детям видов творчества позволяет им выбрать более интересный для них и развиваться в этом направлении. Мои занятия посещают дети ОВЗ, дети – инвалиды. В таком случае я учитываю их физические возможности и подбираю индивидуальный маршрут и индивидуальный темп работы. У детей получаются прекрасные творческие работы, иногда сложнее, чем у здоровых детей благодларя их усидчивости. Терпению и стабильности.
Мои программы корректируются из года в год, обновляются новыми видами творчества. Сокращается то, что детям неинтересно или трудновыполнимо. Например, народная кукла.
Предлагая детям материал, я учитываю их желания, вкусы и предпочтения. В этом нам помогает общение в группах объединений в интернете. Мы обмениваемся схемами, образцами поделок. Это общение помогает мне изучать запросы и интересы воспитанников, шагать в ногу со временем, учиться чему то новому, а не предлагать детям одно и тоже, найти индивидуальный подход к воспитанникам. Так как группы разновозрастные и на занятии присутствуют дети разной подготовки , это приходится делать.
Некоторые из моих учеников знакомят родителей с изученной техникой и затем совместно выполняют домашние творческие работы. Это способствует сближению интересов детей и родителей.
Занятия в разных творческих направлениях: вышивание, бисероплетение, рисование, вязание, аппликация, ткачество, лепка, валяние – могут стать основой для будущей профессии. Возможно, перед вами будущий дизайнер или модельер, но чтобы это узнать, нужно попробовать!
Подводя итоги, хочу сказать, что несмотря на бурное развитие человеческой цивилизации, появление механизмов, программ, машинного труда, рукоделие осталось таким же актуальным и востребованным, как и раньше.
Потому что ни одна машина и механизм никогда не сможет вложить в свою работу то тепло и духовную энергию, которые вкладывает человек в свои творения. Именно поэтому ручная работа ценится и по сей день.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор развития творческих способностей детей
выступление на педагогичесских чтениях...
Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством
Данная работа представляет материалы которые отображают особенности социально-эмоционального развития детей сирот, а также социализация детей как педагогическая проблема, причи...
Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством. Призентация
Призентация материала по социальной адаптации детей vll вида через занятия ДПИ...
Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»
В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...
Приёмы арттерапии на занятиях декоративно - прикладным творчеством
Арт-терапевтические приемы на занятияз декоративным творчеством...
Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства"
Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства". Изготовление подсвечника "Весенняя фантазия" из соленого теста....
Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства"
Мастер - класс "Применение технологии творческого развивающего обучения на занятиях декоративно прикладного искусства". Изготовление подсвечника "Весенняя фантазия" из соленого тес...