Виртуальная обучающая среда Moodle. Формы, методы и приёмы заочных (дистанционных) занятий
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале, созданном на базе обучающей среды Moodle. Педагог создает обучающий курс на основе программы, наполняя его содержимым в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т.д. Обучающий курс является основным средством, используемым при дистанционном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виртуальная обучающая среда Moodle | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальная обучающая среда Moodle
Формы, методы и приёмы заочных (дистанционных) занятий
Освоение программы в заочной форме происходит посредством дистанционного обучения. Основным элементом системы дистанционного обучения является цифровой образовательный ресурс, разрабатываемый с учетом требований законодательства. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). ЦОР содержат:
а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
б) систему открытого планирования всех тем и разделов занятия;
в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
г) интерактивные тесты.
Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале, созданном на базе обучающей среды Moodle. Педагог создает обучающий курс на основе программы, наполняя его содержимым в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т.д. Обучающий курс является основным средством, используемым при дистанционном обучении. Работая с ним, учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Помимо различных элементов, включаемых в дистанционный курс с целью предоставления учащимся знаний, а также развития необходимых им навыков и умений, дистанционный курс включает информацию, как с его помощью должно проводиться дистанционное обучение. Дистанционный курс также включает в себя правила, определяющие, как учащийся переходит от раздела к разделу дистанционного курса при прохождении дистанционного обучения. Очень часто перечень таких правил называют траекторией дистанционного обучения.
Структура дистанционного курса:
- инструктивный (организационный) блок (презентация курса, особенности организации его изучения, входной контроль);
- информационный блок (учебная программа; учебная информация, разбитая на модули; руководство по изучению модуля; глоссарий; хрестоматия материалов по тематике курса и др.);
- блок разноуровневых практических заданий;
- коммуникативный (коммуникационный) блок (педагогическое общение участников обучения в онлайн и оффлайн режимах);
- контрольный блок (проверка хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала, промежуточные и итоговые тесты и др.);
- рефлексивный блок (самооценка хода и результатов освоения курса).
Инструменты Moodle
- Электронные лекции с техникой “обратной связи”;
- Задания в тестовой форме 10 типов + дополнительные типы;
- Традиционные задания 4 типов;
- Средства обратной связи (чат, форум);
- Инструменты совместной работы –WIKI;
- Глоссарий;
- Простые веб-страницы.
Moodle позволяет
- Встраивать мультимедийные интерактивные производные;
- Добавлять аудио и видео содержимое;
- Использовать сервисы: youtube.com; rutube.ru; slideshare.net; vimeo.com.
Дополнительные возможности
- Массовая рассылка уведомлений;
- Виртуальные классные комнаты или видеоконференции;
- Видео и аудио чаты;
- Средства проектного обучения;
- Электронный портфолио.
Роль учащегося:
Учащиеся с помощью компьютера подключаются к образовательному порталу ОО, регистрируются и получают пароль доступа к курсам.
Учащиеся могут задавать свои вопросы на форуме курса и в реальном времени могут получать консультации от преподавателей.
После изучения тем электронного курса учащиеся сдают электронный тест.
Роль преподавателя:
Подготавливает и выкладывает на сервер (если создаются проблемы с сайтом, то связь с учащимися осуществляется через электронную почту и социальные контакты) задания, лекции, тесты и иные вспомогательные материалы.
Контролирует деятельность каждого учащегося в течение процесса обучения.
Проводит мониторинг успеваемости учащихся.
Отвечает на вопросы в форумах и чатах.
Элементы MOODLE:
- Календарь.Этот элемент предоставляет возможность контролировать текущее состояние мероприятий учебного процесса, при этом каждый участник может дополнять календарь важными событиями.
- Wiki. Элемент, который позволяет создавать документ несколькими участниками в окне браузера, совместную работу по корректировке содержимого. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
- Анкеты. Этот элемент предоставляет несколько способов исследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения.
- Глоссарий. Этот элемент позволяет создать основной словарь понятий, используемых при работе с системой дистанционного обучения в целом, а также словарь основных терминов каждой лекции внутри предмета.
- Задания позволяют преподавателю определить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
- Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса.
- Тесты. Это один из видов работы, который ориентирован на самопроверку. Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов, которые могут быть в закрытой форме, с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть использованы в дальнейшем в любом курсе.
- Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. На каждой странице урока отображается его порядковый номер, название урока и название курса, единицей которого он является. Вверху и внизу отображается количество страниц урока. Выделением обозначается та часть урока, которая в данный момент активна (на которой сейчас находится пользователь). Сбоку находится навигационная панель на ресурсы, которые имеют отношение к теме урока. В левой части страницы находится собственно содержание урока. Вопросы внутри теоретического материала урока формулируются с целью определения понимания и возможности применения материала. Иллюстрации (фотографии, схемы, графики, карты и проч.) практически во всех случаях должны быть связаны с заданиями и вопросами.
- Опрос. Возможно использовать в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
- Форум. Этот элемент может быть, как общий для всех учащихся на главной страниц, так и частным.
- Электронная почта.
- Обмен вложенными файлами с преподавателем (внутри каждого курса).
- Чат.
- Обмен личными сообщениями.
После того, как учащиеся изучат все предложенные материалы, они переходят к выполнению оценочного теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"
Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....
Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ
В докладе представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно: повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...
Использование обучающей среды Moodle в учебно-воспитательном процессе школы
В презентации представлены особенности образовательной платформы Moodle и возможности её использования....
Методические рекомендации «Создание курсов дистанционного обучения средствами виртуальной обучающей среды «Moodle»
Методические рекомендации «Создание курсов дистанционного обучения средствами виртуальной обучающей среды «Moodle»...
Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС
Стратегия модернизации образования предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная зак...
Интерактивные формы,методы и приёмы как способ подготовки обучающихся к ОГЭ по английскому языку.Раздел 2 "Чтение"
Использование интерактивных методов и приёмовРаздел2 "Чтение"ОГЭ даёт новые возможности для повышения эффективности учебного процесса,что особенно важно при подготовке обучающихся к сдаче ОГ...
Методическое пособие «Формы, методы и приёмы, применяемые на занятиях в образовательных учреждениях»
laquo;Формы, методы и приёмы, применяемые на занятиях в образовательных учреждениях»...