Общие рекомендации по развитию речи у детей от 0 до 3 лет
консультация по теме
Развитие речи зависит напрямую от двух факторов: сохранность речевых центров и социальная среда.
В дошкольном возрасте «упрощение» речевой среды играет негативную роль в речевом развитии ребенка.
Речевая среда должна способствовать не только необходимости детям давать ответы на вопросы взрослого, но и самим задавать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchie_rekomendatsii_yasli.doc | 29 КБ |
pokazateli_rechevogo_razvitiya_detey_ot_rozhdeniya_do_1.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие рекомендации
развития речи ребенка от 2 до 3лет.
Развитие речи зависит напрямую от двух факторов: сохранность речевых центров и социальная среда.
В дошкольном возрасте «упрощение» речевой среды играет негативную роль в речевом развитии ребенка.
Речевая среда должна способствовать не только необходимости детям давать ответы на вопросы взрослого, но и самим задавать их.
Развитие речи от 2 до 2,6 лет.
- Стимулировать речь ребенка, употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действий с одним героем. Мишка по лесу …(ребенок добавляет). Читать произведения с повторяющимися действиями.
- Активизировать в речи ребенка прилагательные, обозначающие качество и свойство предметов (цвета – не главное): чай горячий или холодный, игрушка большая или маленькая….
- В этом возрасте следует обратить внимание на звукопроизношение и слоговую структуру слова: бусики, халатики и т.д… Повторять, проговаривать слова после того, как ребенок произнес всю фразу.
- В этом возрасте ребенок начинает употреблять простые предлоги.
- Речь становится ведущим средством общения.
Развитие речи детей от 2,6 до 3 лет.
- Ребенок может составить короткий рассказ о о том, что с ним происходило в ближайшее время.
- Обращать внимание на исправление ошибок словообразовния и словоизменения (направлять, исправлять, давать правильный речевой образец: котенки – котята …)
- Способствовать активному освоению следующих грамматических форм:
- Основные окончания существительных;
- Словообразование существительных со значением
-размерности (нос-носище-носик);
-принадлежности (папин, мамин, бабушкин…)
- Употребление сложных форм глаголов будущего времени и «бытовых» возвратных глаголов (умываться, причесываться…)
Предварительный просмотр:
Показатели речевого развития детей от рождения до 1,5 лет
Эпикризные сроки | Показатели речевого развития в норме | Симптомы риска речевых нарушений у детей с органическим поражением ЦНС. |
От рождения до 8 недель | 1.Рефлекторные звуки, крики с преобладанием гласных, иногда могут напоминать заднеязычные к,г, переднеязычный н. Но, эти звуки не предшественники фонем. Издаются, как сигнал, требование. 2.Громкий с коротким вдохом и удлиненным выдохом крик. | Крик, либо очень тихий, либо пронзительный, либо в виде покряхтований. Рефлекторных звуков (гласных, н,к,х) нет. |
От 8 до 20 недель. Появление гуления и смеха. | 1.С 3-х мес. развивается интонационная характеристика крика. 2.Исчезают примитивные звуки кряхтения. 3.Появляется начальное гуление, которое возникает на улыбку или обращения взрослого. В гулении преобладают гласные звуки. К 28 нед. Появляются согласные звуки. Звуки гуления произносятся на выдохе. 4.к 20 нед. Гуление эмоционально окрашивается и начинает приближаться к стандартным фонемам. 5.Появляется первый смех в виде повизгивания в ответ на обращения взрослого. | Крик и первые звуки гуления эмоционально не окрашиваются. Возможно сопровождение данных звуков хаотическими движениями в конечностях или вздрагиваниями. В гулении не появляются согласные звуки. Оно (гуление) может произноситься как на вдохе, так и на выдохе.Смех либо отсутствует, либо долгое время сохраняется в виде повизгивания с нозальным оттенком. |
От 20 до 30 недель. Стадия канонической вокализации. | 1.Постепенное исчезновение цепочки гласных звуков и переход к произношению однослоговых сигментов, в которых постепенно удлиняются произношения и гласных и согласных звуков. Согласные начинают формироваться в передних отделах полости рта. 2.К 5-6 мес. Ребенок начинает произносить сочитание губных и язычных согласных с гласными. Появляется первый слог, что свидетельствует о начале лепета (лепет – повторяющееся произношение слогов под контролем слуха). В результате чего происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что в свою очередь свидетельствует о начале формирования механизма слого- и словообразования. | При врожденной глухоте отмечается начальная вакализация, которая постепенно угасает и лепет не развивается. У детей с будущими интеллектуальными нарушениями, как правило, лобо отсутствует, либо примитивный реддиментный лепет. Дети с пораженной ЦНС не используют голосовые реакции для привлечения внимания взрослого. |
От 30 до 50 недель. Расцвет лепета. | 1.Звуки лепета по своим акустическим признакам начинают напоминать звуки родного языка. 2.Повторение двух одинаковых слогов. 3. Наиболее частая вокализация губных, язычных заднее-небных согласных к,г. 4. Нормативное произношение гласных а,э. 5. С 6-7 мес. У ребенка развивается псевдо понимание речи. К 1 году понимание речи на бытовом уровне. | Те же нарушения, что и на предыдущей стадии. |
12-18 мес. | 1.Ребенок произносит слоги разных типов согл.-гл., согл.-гл.-согл., согл.-гл.-гл.. У одних на данной стадии происходит быстрый переход к произнесению сочитания слогов-слов. У других, затягивается, и ребенок долго использует лепетные слова, которые часто трансформируются в псевдослова. 2. Интенсивно развивается понимание обращенной речи, т.к. происходят качественные изменения в психическом состоянии ребенка: -интенсивно формируется память, -дифференцируются эмоциональные реакции; -возникает предметно-действенное общение; -ребенок способен выполнять словесные инструкции; 3. Данная стадия – сензитивный период овладения речью, т.к. происходит интенсивная дифференциация нервных клеток центра Брокка. | 1.Однотипное произношение слогов согл.-гл. 2.Если есть слова, то это в основном псевдо слова. 3.Понимание речи ограничено. 4. Стойкая реакция протеста и страха на новую обстановку и людей. 5.Избирательность и примитивность действий. 6.Невыполнение простых словесных команд. 7.Отсутствие подражаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»
В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического и речевого развития....
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....
Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна
Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...
Семинар "«Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речи на раннем этапе обучения»
laquo;Особенности речевого развития детей с РДА. Методические рекомендации по развитию речина раннем этапе обучения»...