Банк игр по развитию социализации детей с нарушениями слуха
картотека на тему
Данный банк игр направлен на развитие у детей с нарушением слуха чувства ответственности за другого человека, общее дело, направлен на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Приобщает детей к ценностям сотрудничества с другими людимь.
Банк игр можно использовать в любых видах детской деятельности, как часть организованной совместной деятельности, так и в режимных моментах. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности.
Предлагаемые игры помогут обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки сотрудничества, воспитать доброжелательные отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank_igr_po_sotsializatsii_detey.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПАРТНЁРУ ПО ОБЩЕНИЮ
«Кто говорит?»
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети зовут его по имени. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
«Угадай, кто это»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
«Комплименты»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам, воспитывать интерес к партнеру.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
«Закончи предложение»
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ
«Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
«Вопрос – ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Как тебя зовут?” — “Катя”. “Кто твой друг” — “Рома” и т.д.).
«Прощай»
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации, обогащение словарного запаса детей.
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
«Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
«Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
При этой игре можно использовать картинки-схемы (домик, солнышко, тучка и др.), если ребенок не может назвать предмет, он может показать его на картинке.
«Катаем мяч»
Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.
Сядьте на пол по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Степан в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя. (Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить.)
«Руки танцуют»
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.
«Музыкальные объятия (обнимашки)»
Цель: Тактильный контакт
Дети прыгают под музыку по группе. Когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по группе (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.
«На мостике»
Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
Пред началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию: дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). По мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот, кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
«Горячая картошка»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения друг другу, желание помочь тому, кто в беде.
Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина (мяч). Но она – особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп - часы. Это один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени кричит «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.) Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп – часы снова не закричат «Стоп!».
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ
«Магнит»
Цель: принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.
Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.
Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебницей)? Иногда и люди бывают магнитами...
Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом.
Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Маша. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Маше, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.
«Робот»
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
“Эхо”
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе или со всей группой детей.
«Руки - ноги»
Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.
Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
«Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе на вдох шаг вперед, на выдох шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, а на выдох два шага назад. Так дышит не только доброе животное, но и стучит его большое доброе сердце. Стук шаг вперед, стук шаг назад. Мы все берем дыхание и стук этого доброго животного себе.
«Торт на день рождения»
Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.
Я хочу предложить вам игру, которая называется «Торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт. Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг – это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?.. (Пусть дети будут разными продуктами. Спрашивайте, кто хочет быть, например, мукой, молоком, сахаром, изюмом.) Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продукты были хорошо перемешаны. Один или два ребенка будут свечками на торте. («Зажгите» их радостно и проговорите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уникальному торту на день рождения.)
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Игра «Конфета в бутылке»
Цель: учить детей для достижения результата согласовывать друг с другом движения рук.
Материалы: каждой тройке детей понадобится литровая пластиковая бутылка из-под минеральной или газированной воды, конфета в фантике и 2,5 метра пряжи. Пряжа делится на несколько отрезков: длинный (1 м) и три коротких (по 50 см). К большому отрезку на один конец привязывается конфета, а на другой — узлом три коротких отрезка пряжи.
Инструкция.
На длинной нити висит конфета. Каждый из детей должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем им нужно опустить конфету в бутылку. Они не должны прикасаться к конфете руками. Как только выполните задание, громко кричите: «Ура!».
Игра «Пчелы и змеи» (по принципу игры «холодно-горячо»)
Цель: развивать способность слаженно действовать внутри группы.
Материалы: губка и карандаш (или два любых предмета).
Инструкция.
Дети делятся на две команды «пчелы» и «змеи». Каждая группа должна выбрать своего «короля». Оба «короля» выходят из групповой комнаты и ждут, когда их позовут, а педагог прячет два предмета, которые они должны разыскать в группе. «Король пчел» должен найти «мед» — губку, а «король змей» ищет «ящерицу» — карандаш. «Пчелы» и «змеи» должны помогать своим «королям». Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все «пчелы» — жужжат: «ж-ж-ж-ж». Чем ближе их «король» подходит к «меду», тем громче должно быть жужжание. А «змеи» должны помогать своему «королю» шипением: «ш-ш-ш-ш». Чем ближе «змеиный король» приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение. Необходимо помнить, что во время игры нельзя ничего говорить.
Игра «Коровы, собаки, кошки»
Цель: учить детей внимательно слушать педагога, друг друга
Инструкция.
Педагог говорит каждому ребенку на ушко название какого-либо животного, предлагает запомнить его хорошо, так как потом надо будет его изобразить. Сообщает детям, что никому не надо говорить о том, какое слово им сказано. По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».
Дети закрывают глаза. Педагог просит показать, как «говорит» конкретное животное. Не открывая глаз, по слуху дети объединяются в группы с теми «животными», которые «говорят» на том же языке.
Игра «Три лица»
Цель: учить распознавать различные эмоции , учить детей без слов достичь совпадения выражений лица.
Инструкция.
Педагог показывает детям три выражения лица. При этом он добивается, чтобы дети подражали ему, повторяли за ним.
Сначала грустное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо.
Сейчас я покажу вам злое лицо. Представили, как это выглядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки.
Третье лицо — радостное. Для этого давайте широко улыбнемся и прижмем руку к сердцу.
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: грустное, злое, радостное.
Теперь разделитесь на пары и встаньте друг к другу спиной. Давайте еще раз изобразим все три выражения лица. Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я досчитаю до трех, вам надо быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами настроение.
Ваша задача состоит в том, чтобы показать одинаковое с партнером выражение лица. Готовы? Раз, два, три! Покажите свое лицо партнеру. У какой пары совпало настроение?
По мере тренировки детей можно объединять в четверки, шестерки и т. д.
Игра «Шепчем все вместе»
Цель: учить выполнять задание вместе, побуждать детей останавливаться, делать паузу, прежде чем сказать ответ.
Тем самым они учатся сосредоточению, а медлительные дети получают больше времени для размышлений.
Инструкция.
Педагог. Я хочу задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
Вопросы:
• Какое время года?
• Как меня зовут?
• Сколько детей в группе?
После таких легких, тренировочных вопросов можно задавать и вопросы по изучаемому предмету. Чтобы побудить детей к сотрудничеству, вы можете дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три...».
ЛОВКИЕ НОЖКИ
Цель: объединяет группу и усиливает чувство сплоченности.
Инструкция детям.
Сядьте в круг на пол. (Вы также должны сесть в круг, чтобы показать детям необходимые движения). Снимите с одной ноги туфельку и возьмите ее в руку. Лучше держать ее в правой руке. (Станьте сзади ребенка и покажите ему его правую руку).
Начинаем проговаривать слова:
Это ты, это я,
Это туфелька моя
С нами песенку поет,
От меня к тебе идет.
Пока проговариваем слова, мягко касаемся туфелькой пола сначала с правой от себя стороны, затем – с левой. При словах «от меня к тебе» передаем туфельку соседу слева. И так далее, пока в руке не окажется собственная туфелька. Тогда все поднимают каждый свою туфельку повыше и вместе говорят: «Это туфелька моя!»
Трехногие
Цель: дети учатся сотрудничать друг с другом, также тренируется глазомер и чувство ритма.
Материалы: пакет или мешок среднего размера из бумаги для каждой пары детей.
Инструкция детям.
Мы будем играть в игру, в которой вы попробуете пройтись … на трех ногах. Снимите, пожалуйста, обувь… Я покажу вам, как это будет.
(Встаньте бок о бок с ребенком, возьмите его за руку. А теперь поставьте в пакет смежные ноги, например, ребенок - правую, а Вы - левую ногу. У вас получится одна «общая» нога. Сделайте несколько шагов «тремя» ногами. Пакет не должен порваться.)
А теперь разбейтесь на пары и, прислонитесь, друг к другу боком, и станьте «трехногими». Когда я скажу: «На старт, внимание, марш…», начинайте ходить. Постарайтесь идти и быстро, и осторожно!
Обнять и покатиться
Цель: развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, развитие у детей чувства ответственности за другого человека.
Инструкция детям.
Сейчас я включу веселую музыку, а вы начинаете ходить и танцевать по комнате, как вам нравится. Иногда я буду громко говорить: «А теперь – обняться и покатиться!» Тогда вы быстро подбегаете к любому из вас, обнимаетесь и один раз перекатываетесь вдвоем по полу. Потом отпускаете друг друга и дальше опять танцуете по одному. Понятно ли вам, что делать?
Поп-корн
Цель: учить детей сотрудничать друг с другом, воспитывать положительное отношение к окружающим людям.
Инструкция детям.
Давайте сыграем в игру «Поп-корн». Садитесь на корточки, где хотите, и тихо говорите: «Поп-корн, поп-корн, поп-корн…». Представьте, что пол в комнате – это большущая сковорода, и она нагревается. А вы – поп-корн. Вы начинаете подпрыгивать на сковородке. Я думаю, уже пора. Итак, весь поп-корн прыгает на сковородке. А сейчас я посыпаю вас сахаром, чтобы было сладко и вкусно. Если двое касаются друг друга, они слипаются и прыгают вместе. Игра закончится, когда вы все станете одним большим комом из поп-корна.
Дети-циркачи
Цель: развивать у детей чувство ответственности за другого человека, общее дело, тренировать чувство равновесия и глазомер.
Инструкция детям.
Вы – циркачи и умеете делать трудные трюки. Сейчас разделитесь на пары и встаньте один за другим на одной ноге, например, на правой, а вторую вытяните назад. Стоящий сзади поддерживает рукой ногу впереди стоящего, а второй кладет свою правую руку на правое плечо первому. А теперь попробуйте вместе прыгнуть вперед. Может быть, вам нужно считать вместе, чтобы вы могли прыгать одновременно? А на другой ноге сможете?
Туда и обратно
Цель: развивать чувство сплоченности.
Инструкция детям.
В этой игре вы должны быть очень шустрыми. Разбейтесь на пары. Сейчас будет играть музыка, и пока она играет, вы должны убежать или упрыгать как можно дальше от своего партнера. Как только музыка прекращается, вам нужно быстро прибежать к своему партнеру, взяться за руки и вместе присесть на корточки. Когда музыка опять заиграет, очень быстро подпрыгивайте и танцуйте от партнера.
Голова и мяч
Цель: развивать чувство равновесия, сплоченности; учить детей согласовывать свои движения и сотрудничать друг с другом.
Материалы: для каждой пары детей мягкий мяч (пляжный надувной и т.п.).
Инструкция детям.
Разделитесь на пары. Мне очень интересно, кто из вас справится и проделает такой номер. Ложитесь на живот головами друг к другу. Положите между головами мяч. Удерживая мяч, вы должны одновременно медленно подняться. Найдите способ сделать это, не касаясь мяча руками.
Занять место
Цель: развивать у детей чувство ответственности за общее дело; учить действовать синхронно и сосредоточенно.
Инструкция детям.
Вы когда-нибудь видели, как кто-то хочет сесть на стул и садится мимо? А вы знаете, что вся группа может сесть друг на друга и при этом не упасть на пол? Встаньте в круг друг за другом. Будьте внимательны, расстояние между вами должно быть одинаковое, около 20 см. (Покажите детям, сколько это.) Когда все встанут, мы сделаем вместе два глубоких вдоха–выдоха. Теперь вместе считаем до трех и медленно садимся на колени того, кто сзади. Держите крепко того, кто перед вами, за пояс и помогайте ему найти ваши коленки.
Игры на повышение самоуважения и развитие спонтанности
«Здравствуй, я котик!»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Инструкция.
Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котик, я Сашенька».
«Котик ласкает»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Инструкция.
Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т.д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
«Раз-два-три, заяц, замри!»
Цель: способствовать развитию спонтанности детей.
Инструкция.
Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» — вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца.
Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз - два-три! Медведь (волк), замри!».
«Покажи чувства язычком»
Цель: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Ведущий просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится (сначала педагог сам может показать детям, как грустит или радуется язычок).
«Покажи чувства руками»
Цель: способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Инструкция.
Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т.п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).
«Ролевая гимнастика»
Цель: расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость детей; способствовать развитию спонтанности детей; облегчить проявление чувства гнева.
Инструкция.
Вариант 1. Дети учатся принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов (волка, Годзиллы, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить детей показать его (показывать можно движениями, голосом, телом и пр.). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и изображают его. Остальные стараются угадать, кого изображают. При этом взрослый всячески побуждает детей проявлять агрессию от имени персонажей, то есть произносить страшным голосом реплики типа «Сейчас я вас съем!» и т.п.
Вариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества— например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (например, смелая мышка, смелый воробей).
«Мимическая гимнастика»
Цель: способствовать развитию спонтанности детей.
Инструкция.
Дети по очереди изображают те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, любовь и т.п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся остальная группа. Дети повторяют («отзеркаливают») изображенное ребенком чувство.
«Ракета»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Инструкция.
Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой — он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, увеличивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.
Игры на улучшение взаимоотношений с окружающими
«Волшебник»
Цель: содействовать формированию доверия в группе.
Инструкция.
Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Инструкция.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу...» — ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Инструкция.
Сначала водит взрослый. Он обводит глазами детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
«Обиженный кустик»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Инструкция.
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
«Стоп, кулак!»
Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Инструкция.
Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
«Звериное пианино»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Инструкция.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они — клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т.п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей — «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается — громко, если сильно давит — очень громко.
«Массаж чувствами»
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
Инструкция.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину сидящего впереди ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т.п.
«Чьи колени?»
Цель: содействовать формированию доверия.
Инструкция.
Одному из детей — водящему — завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.
«Помоги другу, или самая дружная пара»
Цель: формировать отношения доверия.
Инструкция.
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
«Кого укусил комарик?»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Инструкция.
Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
«Настоящий друг в нашей группе»
Цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Инструкция.
Все дети по очереди становятся водящими. Водящий загадывает какого-либо ребенка в группе, которого он считает настоящим другом, а затем без слов изображает его походку и жесты. Остальным нужно догадаться, кого из ребят загадал водящий.
«Сложи картинку»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Инструкция.
Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3—4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 2—3 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.
«С кем я поздоровался»
Цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Инструкция.
Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4—6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 3—5 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий). Там они находят чью-то руку, здороваются с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они поздоровались.
«Передай эмоцию»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Инструкция.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какую-либо эмоцию и без слов — одними только движениями пальцев — передает её партнеру. Тот должен угадать эту эмоцию и передать его следующему и т.п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «эмоция» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какую эмоцию он получил, и сравнивает его с той, которая первоначально передавалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...
Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.
В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода....
Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи ...
Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.
Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-инте...
Статья "Социализация детей с нарушением слуха"
Социализация детей заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.Сле...
«Использование кроссвордов для активизации речевого и познавательного развития у детей с нарушением слуха».
Из большого количества технологий в специализированном ДОУ особенно привлекательны игровые, которые способствуют повышению эффективности образовательной деятельности и поддержанию...
"Методическое сопровождение педагогов по вопросам социализации и инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи"
В статье описаны цель и задачи методического сопровождения образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха и ТНР, представлены меропри...