РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка
Дошкольный возраст–является одним из первых этапов формирования экологической направленности личности ребенка. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.Изначально, в культуре нашего народа в фольклоре присутствовало понятие о значимости природы в жизни человека и о бережном к ней отношении. Природа – это чудо, великолепие, она учит детей образному мышлению, наблюдательности, развивает внимание, умение быть добрыми и ласковыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_tvorchestvo_i_ekologiya.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В.Х. Алфаидзе
ГБДОУ №112
Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
Дошкольный возраст–является одним из первых этапов формирования экологической направленности личности ребенка. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Изначально, в культуре нашего народа в фольклоре присутствовало понятие о значимости природы в жизни человека и о бережном к ней отношении. Природа – это чудо, великолепие, она учит детей образному мышлению, наблюдательности, развивает внимание, умение быть добрыми и ласковыми. Вспомним, как нежно обращаются к детям их близкие: «ласточка моя», «солнышко моё», «моя зайка», «цветочек мой аленький»
Даже не ставя перед собой цель такую, как развитие экологической культуры, родители, педагоги с самого раннего возраста обращают внимание малышей на окружающий их мир.
Колыбельные
Спи, сыночек мой, усни люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет. Красно солнышко взойдет.
Сад весенний расцветет. Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли, ты, сыночек, крепко спи.
Потешки
Танцевала репка с маком, а петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком, наша Таня с казаком.
А морковка не хотела танцевать, танцевать,
Потому что не умела танцевать, танцевать.
Стихотворения, песенки и сказки помогают ребенку накопить представления о животном мире. Ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать их внешний вид и повадки.
Потешки
По дорожке, по дорожке Ходит маленькая кошка
В маленькие лапки Спрятала царапки.
Если вдруг захочет- коготки поточит.
Цап-царап!
Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Важное значение в приобщении подрастающего поколения к знаниям о природе, является изучение загадок, которые в необычной поэтической форме содержат характеристику растений и животных, вызывающую интерес и радостное желание правильной отгадки. Таинственные силы природы благодаря загадке становятся более близкими и понятными, например:
Загадки.
«Вот на встречу к нам идет, рыжая плутовка,
Пушистым хвостиком метет за собою ловко.
И не заяц, и не птичка, а зовут ее … (Лисичка)
Художественная литература и фольклор играет неоценимую роль в решении задач речевого развития. В логопедической практике при коррекции речевых нарушений используются разные виды работы, в том числе и заучивание фольклорных форм: стихов, потешек.Эти произведения помогают заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.
Стихотворение А. Барто
В поле – колокольчики, вырезные кончики.
Я стояла около, ахала да охала!
Колокольчик разглядела, не пойму я. В чём тут дело?
Почему он не звенит, он же этим знаменит?
Помимо того, что это стихотворение способствует познавательному, эмоциональному развитию ребенка, в логопедической практике решаются задачи по:
-Автоматизации и дифференциации звуков Л-ль;
-Развитию связной речи – описание, сравнение внешнего вида;
-Формирование навыков словообразования, понятия однокоренные, родственные слова и многозначность слова.
В работе над малыми фольклорными формами обращается внимание на ритмическую сторону речи, развивается слоговая структура слова, просодика речи: темп, ритм, интонация, дыхание.
Звукоподражание.
Особое место занимает фольклор в работе с неговорящими детьми, создавая прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком, используя сохранные, легко произносимые звуки. Читая стихотворения со звукоподражаниями необходимо с паузой, побуждая ребенка самому закончить стих.
Сидит филин на суку и кричит: БУ- БУ- БУ- БУ
Так же полезно сочетание: слушать стих и выполнять соответствующие тексту движения.
Я на скрипочке играю: Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке: Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,тренди-брень, тренди-брень!
А теперь на барабане: Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!
Для запоминания текстов чистоговорок и скороговорок применяются и карточки-мнемотаблицы.
Малые фольклорные формы помогают расширить представления детей о родной природе, временах года, состоянии погоды.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ок-ок-ок - на дворе у нас снежок!
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос!
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ре-ре-ре – санки на горы
Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Дети в элементарной форме познают роль, место и значение животного в жизни человека и его отношения к нему даже в пальчиковых играх и физминутках.
На полянку вышли лоси
(скрестить руки и поднять их над головой)
Дружная семья:Папа лось идет с рогами,
(шагают на месте, высоко поднимая колени)
А лосенок с рожками;
(на месте переступают с носочка на носочек,
отрывая от пола только пятки, указательные пальцы обеих рук приставляют ко лбу- рожки);
Мама длинными ногами
(переходят на высокий шаг с «большими рогами»)
И лосенок – ножками. (повторяют шаги лосенка)
Использование в логопедической практике скороговорок помогает закрепить у детей четкое произношение автоматизированных звуков, отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания. Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов.
Чистоговорки (народно-поэтические шутки). Заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. На занятиях они помогают вводить поставленные звуки в речь. Через устное народное творчество расширяются знания детей о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, фруктов и т.д.); человек и растительный мир; человек и животный мир и многое другое.
Дети начинают понимать более образный язык, описательный характер природных явлений. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем — целые фразы.
Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Главная особенность считалки в коррекции речи — это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова. Поэтому считалки являются неизменной формой работы с заикающимися детьми.
Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром, дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой, дождик с солнцем,
Дождик с градом, дождик с рыжим листопадом.
Дети начинают понимать более образный язык, описательный характер природных явлений
Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, омонимы, антонимы, сравнения. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Не высок лесок, а от ветра защищает.
От туч, что уже позади, дождя не жди.
Рощи да леса - всему миру краса.
Синица к избе - зима на двор.
Знакомясь с явлениями природы, дети учатся не только замечать изменения в природе, но и радоваться им.
Таким образом, художественная литература и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Ф.С. Капица, Русский детский фольклор. Учебное пособие. Издательство «ФЛИНТА», 2017 г.
2. О.Соломенникова, Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство «Мозаика—Интез», 2014 г.
3. В.Дмитриева, Про все на свете. Лучшие загадки. Издательство «АСТ Астрель», 2010г.
4. И.Гайченко. Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста. Издательство «Детство-Пресс», 2013г.
5. А.Барто, Большая книга стихов. Издательство «Азбука-Аттикус», 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...
План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".
План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...
Роль книги и иллюстраций в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Презентация разработана с целью расширить представления родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений о необходимости чтения детям и познакомить с критериями выбора литературы для дет...
"Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста".
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка "Роль педагога в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста по средствам игротренинга"
В данной методической разработке вы найдете полный перечень игр и их содержание, которые помогут вам в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет вам пол...
презентация по теме «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.»
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств во...
Проект "«Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
В данном проекте определены основные задачи экологического воспитания. Включены методические рекомендации, мероприятия, создание обучающих материалов и обеспечение взаимодествия с родителями и педагог...