Педагогический КВН "Речь и общение"
методическая разработка по теме
Повышение интереса педагогов к своей речи, к расширению своих знаний о русской народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический КВН «Речь и общение»
Цели:
- развитие активности и инициативы педагогов;
- повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;
- представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.
Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится»
Назвать пословицы, в которых есть число 7.
(Лук от семи недуг. Семь пятниц на неделе. Один пашет семеро руками машут, один с сошкой, а семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Семь верст киселя хлебать.)
а) Загадки в пословицах и поговорках (отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками, и чем меньше пословиц – подсказок для этого понадобится, тем лучше:
- Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его не корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят (ВОЛК)
- Лапки ее мягки, да когти остры
Чует она, чье мясо съела.
Доброе слово ей приятно (кошка)
- И она помнит, кто ее кормит.
Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
Она на сене: сама не ест и другим не дает (собака)
- Он не уклюж, да дюж.
С ним дружись, а за топор держись.
Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)
- Она гложет, что может
Грозит она кошке, да из норы.
Надулся, как она на крупу (Мышь)
- Не гони его кнутом, гони овсом
Он копытом сдачи дает.
Дареному ему в зубы не смотрят (конь)
- Не мечите бисер перед ними.
Она грязь всегда найдет.
Посади ее за стол, она и ноги на стол. (Свинья)
- Безрогая она хоть шишкой, да бодает
У нее молоко на языке.
У хорошей доярки она маслом доится.
Она черна, да молоко у нее белое (Корова)
- Оно дороже богатства
Его сгубишь – новое не купишь.
Чистота – залог его. (здоровье)
б) (Расположите слова пословиц и поговорок в правильном порядке)
Золото, серебро, молчание, слово (Слово – серебро, молчание – золото)
Скажи, подумай, потом, сперва (Сперва подумай, потом скажи)
Книга, не манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит)
Ум, без, крыльев, птица, как, без , книги (Ум без книги, как птица без крыльев)
Не работает, не, ест, кто, тот (Кто не работает, тот не ест)
Голова, ног, ума, не, у, просит (Голова у ног ума не просит)
Ищи, снегу, не, грибы, по. (По снегу грибы не ищи)
Зайца, зубы, носят, волка, ноги, кормят, лису, хвост, бережет (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет)
Будет, петух, или, нет, а, день, прокукарекает (Прокукарекает петух или нет, а день будет)
В, большой, нос, мороз, береги (Береги нос в большой мороз)
Скажи, подумай, потом, сперва (Сперва подумай, потом скажи)
Задание 2: «Пень не околица, глупая речь не пословица»
Решение педагогического кроссворда
По горизонтали:
- Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).
- Образное, краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление (поговорка)
- Устное народное творчество, «народная мудрость» (фольклор)
- Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм (Дымково)
- Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом (частушка)
По вертикали:
- Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий (стека).
- Устное народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях (былина)
- Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (загадка)
- Система цветочных сочетаний изделия (колорит)
- «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода (хохлома)
- Чередование элементов росписи в определенном порядке (узор)
Задание 3. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка»
Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:
Катилась торба с высокого горба,
В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Говори поскорей, не задерживай добрых людей
(Считалка)
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи,
Хлеба – каравай,
Хоть весь день поливай!
(Приговорка, припевка)
Жил – был царь.
У царя был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку с начала?
(Докучная сказка)
Смелость города берет
(поговорка)
Брат баран не барабань
На барабане
Барабанить брат
Работа не баранья
(Скороговорка)
Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила
(Пословица)
В брюхе – баня,
В носу – решето
Всего одна рука, да и та на спине
(Загадка)
Задание 4.« Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»
Перевести эти слова на современный русский язык
- Кружлявый
- прыщавый;
- кудрявый;
- веснушчатый;
- Уварахтаться:
- испачкаться;
- укутаться;
- заблудиться;
- Остолопиться:
- сердиться;
- упрямиться;
- растеряться
- Встреснуться:
- влюбиться;
- спохватиться;
- встряхнуться
- Елдаечки:
- пшеничные лепешки;
- старинна женская обувь;
- качели
- Алтын
- монета в три копейки;
- 1 копейка
- 5 копеек.
- Артель
- собрание;
- коллектив;
- сборище
- Пуд
- мера веса 10 кг;
- мера веса 16 кг;
- мера веса 5 кг.
- Баять
- кричать;
- говорить;
- ругать.
- Дровни
- поленица дров;
- ларь
- сани.
- Бирюк
- злой;
- волк;
- жадный.
- Вершок
- мера длины, 4,4 см.
- мера длины 10 см.
- мера длины 5,5 см
- Рушник
- скатерть;
- полотенце
- Квашня – кадка для теста
- Корец – ковш
- Бирюк – волк
- Кочет – петух
- Плетушка – корзина
- Лабаз – амбар
- Торговище – рынок
- Хоромы – большой дом
5.Перед вами слова, вы должны, подчеркнуть те слова, где стоят правильно ударения. 1 минута на выполнение задания.
Хода´тайство или ходата´йство
Уве´домит или уведоми´ть
Уплати´т или упло´тит
Сре´дства или средства´
Ложить или класть правильно
Страхо´вщик или страховщи´к
Сняла´ или сня´ла
Развито´й или ра´звитый
Продала´ или прода´ла
Приня´ть или при´нять
По´няли или поня´ли
Назвала´ или назва´ла
Кварта´л или ква´ртал
Киломе´тр или кило´метр
Катало´г или ката´лог
За´нял или заня´л
Досу´г или до´суг
Газопрово´д или газопро´вод
Взяла´ или взя´ла
Брала´ или бра´ла
Бухга´лтеры или бухгалтера´
6.У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях предметах. Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбике и дать правильный ответ.
Русские загадки
Белая морковка зимой растет.
Кафтан на мне зеленый
И сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок.
На вид похож, на мяч.
Красные лапки,
Длинная шея.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Кто ходит ночь
И ходит день
Не зная, что такое лень?
Золотой Демид
Весь день на
Солнышко глядит
Ночью не спит
Мышей сторожит
В воде купался,
Да сух остался.
Красная девушка по небу ходит
Зелененький,
Полосатенький,
А в середке сладенький.
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой
Чуть солнце ее припечет.
Заплачет она и упадет.
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется
Без водички моется.
Золотое решето
Черных домиков полно
7.Веселый тест
По 7 вопросов одна минута для подготовки
1.Куда смотрит волк, сколько его не корми?
- на волчицу;
- на козлят;
- в лес;
- в миску;
2. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
- коня;
- сапожника;
- бегуна;
- волка.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
- комар
- медведь
- свинья
- кот.
4.На чем приносит новости сорока?
- на лапах;
- на хвосте;
- на крыльях;
- на блюдечке;
5.Что летит, когда лес рубят?
- птицы;
- шишки;
- бревна;
- щепки.
6.Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?
- жар – птица;
- жареный петух;
- гадкий утенок;
- цыпленок табака
8.Кого согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?
- свинью;
- змею;
- ежа;
- медведя.
9.Что называют зеркалом души?
- уши;
- глаза;
- улыбку;
- лицо.
10. Чего согласно поговорке, есть уши?
- у стен;
- у дверей;
- у замочной скважины;
- у домофона;
11. Согласно пословице, капусту не шинкуют?
- кулаком;
- носом;
- ногой;
- языком.
12. Что, согласно пословице, заказывает тот, кто платит?
- обед;
- такси;
- музыку;
- хорошую погоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Гармония общения: учитель-ученик-родитель"
Педагогический совет проводится совместно с родителями и детьми...
Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.
Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Педагогическая мастерская. Мастерская общения о ценности слова.
Тема: «Словом можно убить, словом можно спасти».Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможно...
Состояние проблемы изучения психолого-педагогической коррекции нарушений общения у детей с РАС
В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу с аутичными детьми. В статье рассматриваюся различные отечественные и зарубежные подходы к развитию и коррекции речи...
Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....
Презентация для педагогических работников "Межличностное общение подростков"
Государственное образовательное учреждение Тульской области«Тульский областной центр образования» Выступл...