Повышение самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья
материал по теме
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Низкая самооценка детей является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим. В своей работе я хочу рассказать об упражнениях, которые предназначены помочь детям испытаь положительные эмоции, чувства гордости и доброты по отношению к самим себе и к своим сверстникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_samootsenki.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение самооценки детей с ОВЗ.
Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей, зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Низкая самооценка детей является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим. А это мешает понимать точку зрения других и становится основой многих насильственных действий.
Следующие упражнения предназначены помочь детям испытать положительные эмоции как к самим себе, так и к своим сверстникам. Они вызывают у детей новые ощущения, которые позволяют им испытывать чувства гордости и доброты по отношению к самим себе.
Карточки, которые повышают самооценку
Попросите детей написать на именной карточке свой любимый цвет, любимую учебную дисциплину, любимое место посещения (музей, кинотеатр, спортзал) или какое-нибудь одно качество, которое им нравится в самих себе. Затем обсудите с каждым ребенком его записи.
Пантомима «То, что я люблю делать»
Формирует группу и повышает личную самооценку. Образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается. Раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность.
Волшебный ящик
Поставьте воображаемый волшебный ящик в центр круга. Дети по очереди подходят к ящику, что-нибудь вынимают из него и показывают какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. Когда кто-нибудь из стоящих в круге догадался, что это за игра, он подходит к выступающему и тот говорит, была ли догадка верной. Если да, то в центр круга выходит другой ребенок, вытаскивает что-нибудь из ящика, и игра продолжается. Пантомима «Волшебный ящик» повышает самооценку детей, находящихся в центре круга.
Интервью
У ребенка берут интервью в присутствии всей группы. Вопросы должны быть простыми, интересными для отвечающего и без всякого ехидства и глупой шутливости.
Например:
- Какой бутерброд ты любишь больше всего?
- Что бы ты хотел посетить?
- Чему ты особенно радуешься в субботу утром или после школы?
- Какой фильм ты видел недавно? Он тебе понравился?
Берущий интервью должен прямо смотреть на того, у кого он берет интервью, быть доброжелательным и не скупиться на похвалы. Ограничьте время интервью, чтобы каждый мог испытать гордость от внимания к своей персоне.
Веселое слово
Упражнение, которое можно выполнять, когда дети уже перезнакомились друг с другом. Дети делятся на пары и по очереди говорят друг другу столько веселого и приятного, сколько смогут. Тот ребенок, который слушает, смеется; говорящий стремится развеселить своего партнера. Более формальная версия этой игры состоит в том, чтобы разрешить детям говорить только три приятные вещи друг другу. Если в классе уже проводились упражнения, повышающие самооценку, предложите детям сказать что-нибудь приятное о своем партнере перед всем классом. Все три варианта игры повышают самооценку.
Свежие и хорошие новости
Эту игру можно использовать в начале дня или недели, как упражнение для небольшой группы. Данное упражнение помогает детям сосредоточить внимание на конкретной теме и вызывает большой интерес и положительные эмоции.
Выберите какой-нибудь один вопрос, интересный всей группе: «Что хорошего произошло с вами в последнее время?» В дальнейшем вопросы могут быть другими: «Твой любимый цвет?», «Кем ты восхищаешься?». Каждый участник должен выступить и быть услышанным. Можно создать газету Свежие и хорошие новости, в которой рассказывалось бы об удивительных событиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике "Реабилитация- фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья"
"Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития"....
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья раздела " Коррекционная педагогика", раскрывающая пути работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ по повышению их компетентности в условиях семейного воспитания....
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалид...
«Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Словарная работа - это основа, фундамент всей работы по развитию речи учащихся....
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Основные задачи по здоровьесбережению в учебном процессе...
Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности....
Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...