Задания по теме "Корень слова"
методическая разработка по теме

Патершук Марина Николаевна

Данные задания рекомендуется использовать при проведении логопедических занятий по теме "Корень слова"  с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма, на 2 этапе обучения (2-3 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРЕНЬ СЛОВА

В ы у ч и т е  стихотворение.

Корень слова – главная,

значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

                                В. А. Синицын

В ы пи ш и т е  однокоренные слова.

Домашний, дом, домбра, домино, домовой.

Водить, водица, водяной, вода.

Говор, разговор, воришка, говорит.

П о д б е р и т е  однокоренные слова к каждому слову в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Дым – … , … , … .

Бег – … , … , … .

Холод – … , … , … .

Свет – … , … , … .

Боль – … , … , … .

Лень – … , … , … .

Сад – … , … , … .

П р о ч и т а й т е , найдите однокоренные слова.

Чай из листков нарезан,

Снятых с чайного куста.

Человеку чай полезен –

Чайник в доме неспроста.

                                С. Мосияш

Шиповник шипы свои выставил колкие.

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

                                С. Мосияш

П р о ч и т а й т е .

Покос, коса, косыночка, покосился, перекос, накосить, косарь, косой, косьба, косяк, косынка, косилка.

– Сколько групп однокоренных слов вы видите? Каждую группу напишите с большой буквы. Выделите корень.

П р о ч и т а й т е .

Ежевика, ежовый, ежевичный, еж, ежиха, ежевичник, ежонок.

Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, платяной, зарплата.

– Сколько групп однокоренных слов вы видите? Каждую группу напишите с прописной буквы. Выделите корень.

П о д б е р и т е  и напишите однокоренные слова.

Слизать – … , … , … .

Слезать – … , … , … .

Спеши – … , … , … .

Спиши – … , … , … .

– Выделите корень.

С о   с л о в а м и  грибной, гриб, грибники составьте и запишите предложения. В предложениях должно быть имя мальчика и название деревни.

С о   с л о в а м и  утка, утята, утиная стая составьте и запишите предложения. В предложениях должно быть имя девочки и название речки.

П р о ч и т а й т е . Найдите однокоренные слова.

Весна, говор, зелень, белить, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, белила, зеленый, видеть, белый, весенний.

– Запишите однокоренные слова в строчку в следующем порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корни.

П о д у м а й т е  и запишите слова, состоящие только из корня.

В ы п и ш и т е  из текста однокоренные слова.

1) В реке теплая вода. 2) Мать видела много горя. 3) Учитель водил детей в музей. 4) Мы нарвали водяных цветов. 5) Наш дом стоит на горе. 6) Брат веселый, он редко горюет. 7) Отец мой – водитель автобуса. 8) Вдалеке видны горные вершины.

– Выделите корень в однокоренных словах.

П р о ч и т а й т е  ряд слов, выпишите только однокоренные слова, корень выделите.

Мед, сладкий, медовый, медок, улей.

Тепло, теплый, теплота, жаркий.

Роса, дождь, дождливый, капли, дождик.

В ы п и ш и т е  родственные слова, корень выделите.

В голубятне голубь и голубка. Там лежат голубиные яйца. Скоро будут голубята.

П р о ч и т а й т е . Спишите. В однокоренных словах выделите корень.

Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.

П р о ч и т а й т е  однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений.

Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.

… – ягоды, плоды, сваренные в сахаре.

… – горячее жидкое кушанье.

… – маленький вареный пирожок.

… – мастер по приготовлению пищи.

… – большая ложка для разливания жидкой пищи.

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.

… – проводить где-нибудь зиму.

… – место, где зимуют.

… – человек, который находится на зимовке.

… – дорога, которая проложена по снегу.

… – всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью под зиму.

Лесник, лесина, подлесок, перелесок.

… – срубленное дерево, идущее на постройку.

… – лесной сторож.

… – кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.

… – редкий лес.

– Какими однокоренными словами можно дополнить каждую группу?

П о д б е р и т е  и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах.

гриб

тот, кто любит собирать гриб

маленький гриб

часть гриба под землей

час

мастер по починке часов

солдат, стоящий на посту

вал 

дорога через горный хребет

остановка в пути

снежные глыбы, которые обрушиваются с гор

барабан

тот, кто играет на барабане

бить, стучать в барабан

маленький барабан

– Какими однокоренными словами можно дополнить каждую группу однокоренных слов.

П р о ч и т а й т е . Сколько групп однокоренных слов в этом тексте?

Чúстики – небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чúстики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.

– Каждую группу однокоренных слов напишите с новой строчки. Выделите корень.

С п и ш и т е  однокоренные слова. Обратите внимание, что согласные звуки в корнях могут чередоваться. Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки. Выделите корень.

Нога – ножка, орех – орешек, враг – вражеский, посадка – насаживать, дорога – подорожник, тишина – тихо, снег – снежинка.

В ы п и ш и т е  из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выделите в них корень. Что интересного заметили?

1) С ложью правда не дружит. 2) В дружном коллективе дела спорятся. 3) Прочел книжку – с другом встретился. 4) Умей дорожить дружбой.

З а п и ш и т е  однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем – с безударной.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, подлёдный (лов), наледь, заледенеть.

Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловой, белеть.

Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.

– Выделите корень.

С п и ш и т е . Рядом напишите слово, которым можно заменить приведенные словосочетания. В однокоренных словах выделите корень.

Образец:

Сделать подарок – … .        Одержать победу – … .

Быть гостем – … .                Сделать запись – … .

Найти решение – … .        Покрыть краской – …  .

Положить соль – … .        Оказать помощь – … .

– Обратите внимание на написание гласных в корне родственных слов.

П р о ч и т а й т е . Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.

Борьба, борец, бороться, воевать.

Весельчак, веселый, радостный, веселье.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

– Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

П р о ч и т а й т е . Сколько групп однокоренных слов под каждым номером.

Вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной.

Лепет, лепить, лепной, липучка, лепетун, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть.

Седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, проседь, засидеться.

– Напишите каждую группу однокоренных слов с новой строчки. Выделите корень. Объясните написание гласных в корне.

П р о ч и т а й т е .

Ребята сидели за партами и слушали учителя. Петя целый день просидел сложа руки.

В тяжелые военные годы приходилось сидеть на воде и хлебе. Утки сидели на чистой воде озера и отдыхали после дневного перелёта.

Бойцы конного отряда второй день сидели на плечах у врага. Командир сидел на вороном коне.

– Выпишите только те предложения, в которых подчёркнутые словосочетания имеют значения: «ничего не делать», «жить впроголодь», «преследовать».

К  д а н н ы м  словам припишите по три однокоренных слова: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

О б р а з е ц :

Зимовка – … ,        хитрец – … ,

Соринка – … ,        золотник – … ,

Ночёвка – … ,        строительство – … .

– Выделите корень. Обратите внимание на гласную в корне однокоренных слов.

С п и ш и т е , вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем снег.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Теплым одеялом укроет … землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить …, строить крепости.

– Обратите внимание на гласную в корне однокоренных слов. Подчеркните ее и выделите корень.

Г о в о р и т е  правильно!

Дождливый – богатый, обильный дождями. Дождливый день, дождливая осень, дождливое утро.

Дождевой – несущий дождь, предохраняющий от дождя. Дождевая вода, дождевое облако, дождевой плащ.

– Составьте и напишите словосочетания, подбирая нужное слово.

Дождевой,

дождливый

пыль, капля, ночь, погода, туча, время, год

П р о ч и т а й т е . Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.

Крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка.

Слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.

Медь, медяк, медный, медовый.

Осина, осинник, осиный, осиновый.

П р о ч и т а й т е .

У нас был самовар. Мы любили из него пить чай. И вдруг самовар прохудился. Мои внуки стали называть его «ничегоневар».

– Напишите ответы на вопросы:

1) Почему самовар так назвали?

2) Как бы вы назвали самовар, в котором появилась дыра?

П р о ч и т а й т е .

Сегодня на улице сильный мороз. Он заморозил речку. Зимой часто бывают морозные дни. После морозной ночи наступает морозное утро. Кончились морозы и пришла весна. Однако по утрам бывают заморозки.

– Выпишите однокоренные слова, выделите корень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на правописание слов

Задания на правописание слов...

Развивающее задание "Происхождение некоторых слов в английском языке"

Задание развивает   ассоциативную память,  гибкость мышление и языковую догадку  обучающихся. ...

Компетентностно-ориентированные задания по теме "Слово в предложении"

Предлагаются задания по теме "Слово в предложении" (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой), предполагающие работу со словом, словосочетанием, предложением....

Подготовка к ОГЭ.Задание 10 Вводные слова и обращения. Подготовила Литвинчук Е.Н. МБОУ Обоянская СОШ 3

Подготовка к ОГЭ.Задание 10 Вводные слова и обращения. Подготовила Литвинчук Е.Н. МБОУ Обоянская СОШ 3...

Инструкция для выполнения задания на сравнение слов разных частей речи

 Данный материал составлен с целью помочь обучающимся избежать ошибок при написании омонимичных частей речи. Также инструкция поможет при выполнении разных видов разборов и при составлении...

Практические задания по теме "Слово"

Практический материал для обобщения по разделу "Слово"...

Задания на проверку слов 2 класс ( Учебник Rainbow стр. 45 )

Проверка слов во втором классе : bike, kite, pilot, pilot, pie, five, nine, sky, my, fly, bye-bye....