«Вокруг тебя – Мир…»
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Календарно–тематическое планирование элективного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtm_5v_13-14_sd.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей гуманитарного цикла Протокол от «03» сентября 2013 г. №1 Руководитель _____________ И.Г. Бакулина | ПРИНЯТО методическим Советом Протокол от «05» сентября 2013 г. №1 Председатель _________Т.А. Ничкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы - интерната по УВР __________ Н.О. Нарычи «06» сентября 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________Е.В. Дубникова «10» сентября 2013 г. Приказ «30» сентября 2013 г. № 264 |
Календарно–тематическое планирование элективного курса «Вокруг тебя – Мир…»
Класс – 5в специальный (коррекционный) класс VII вида
Количество часов – 34, в неделю – 1.
Планирование составлено на основе:
- Рабочей программы. Элективный курс «Вокруг тебя – Мир…». 5в специальный (коррекционный) класс VII вида /И. Г. Бакулина
- Программы Министерства общего и профессионального образования РФ, Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста: К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Т. Н. Пискунова, Н. Н. Кубышина
- Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс/ К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Т. Н. Пискунова,
Н. Н. Кубышина. - М.: ООО «Гендальф», 2011 Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Дополнительная литература:
- Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 5-й класс./ К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Т. Н. Пискунова, Н. Н. Кубышина. – М.: ООО «Гендальф», 2011
Тематическое планирование составила ___________________/ Бакулина И.Г./
№ п/п | Тема урока | К- во час | ЗУН Ключевые компетенции | Дифференциация | Теория | Оборудование | Дата | Прим. |
1 четверть | ||||||||
О правилах | ||||||||
1 | Роль правил в жизни людей в сказке «Общее счастье» | 1 | Знать: роль правил в жизни людей и уважении как основы этих правил. Уметь: пересказывать текст; готовить рассказ от первого лица; вести диалоговое общение. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Развёрнутый ответ: «Что ты делаешь для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?» | Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки. Правила, ограничение, запрет. | Сказка "Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа) | 02.09 | |
2 | Роль правил, по которым строится жизнь людей в сказке Т. Александровой «Светофорчик» | 1 | Знать: о роли правил, по которым строится жизнь людей; Уметь: пересказывать текст; вести диалоговое общение. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Письменный ответ: «В чём заключается смысл последней части сказки?» | Т. Александрова "Светофорчик" (сказка) | 09.09 | ||
2. Об уважении и сострадании | ||||||||
3 | Взаимное уважение достоинства в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб» | 1 | Знать: понятие "уважение". КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Сочинение «Лучший способ сохранить друзей – не предавать их» | Литературная сказка, композиция, роль художественной детали. Уважение, достоинство, сострадание. | Е. Носов "Трудный хлеб" (рассказ) | 16.09 | |
4 | Уважение достоинства в сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» | 1 | Знать: понятие «литературная сказка», композиция произведения Уметь: обсуждать вопросы, связанные с уважением достоинства; готовить устный рассказ. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Рассказ о каком-нибудь важном открытии | А. Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль) | 23.09 | ||
5 | Сострадание в сказке О. Уальда «Мальчик-звезда» | 1 | Знать: понятие « авторская сказка», аллегория и троекратной повтор как жанровые признаки сказки. Уметь: обсуждать вопросы, связанные с понятием "сострадание"; формулировать основную мысль произведения; аргументировать. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Развёрнутый ответ: Как ты понимаешь слова Фалеса:«не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях»? | О. Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) | 30.09 | ||
3. О войне | ||||||||
6 | Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» | 1 | Уметь: обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать. Понимать роль художественной детали в характеристике героев. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Написать письмо президентам воюющих стран | Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип. Конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность. | Л. Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) | 07.10 | |
7 | Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» | 1 | Уметь: обсуждать вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; собирать материал для сравнительной характеристики героев; анализировать эпизод; ассоциативно мыслить; рассуждать; творчески воображать. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Развёрнутый ответ: О чём заставили задуматься страницы романа Л. Н. Толстого? | Л. Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) | 14.10 | ||
8 | Гуманное обращение с военнопленными в отрывке из дневника Д. Давыдова «1812 год» | 1 | Знать: жанр дневниковых записей. Уметь: обсуждать вопросы, связанные с гуманным обращением с военнопленными; анализировать эпизод; сравнивать; рассуждать; творчески мыслить (разработка правил). КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Развёрнутый ответ: Какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену? | Д. Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) | 21.10 | ||
4. О деятельном сострадании | ||||||||
9 | Деятельное сострадание в рассказе А. Куприна «Чудесный доктор». Контрольная работа по теме «О правилах» | 1 | Уметь: вести разговор о гуманности, обращая внимание на поступки исторических личностей; самостоятельно работать с текстом; вести диалоговое общение; умения составлять устный рассказ. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Самостоятельная работа. Определить, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный» | Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары. Деятельное сострадание, помощь. | А. Куприна "Чудесный доктор" (рассказ) | 28.10 | |
2 четверть | ||||||||
10 | Поступки исторических личностей на войне в отрывке из книги А. Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино» | 1 | Знать: об образце мемуарной литературы. Уметь: составлять устный рассказ; вести диалоговое общение, обсуждать вопросы, связанные с проявлением деятельного сострадания. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Устный рассказ об истории создания Международного Комитета Красного Креста | А. Дюнан "Воспоминания о битве при Сольферино" (фрагменты из мемуаров) | 11.11 | ||
11 | РР Нужны ли в жизни уважение и сострадание? | 1 | Уметь: аргументировано отвечать на вопрос КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Письменный ответ на вопрос | 18.11 | |||
5. Тогда и теперь | ||||||||
12 | Развитие человеческого общества в мифе «Пять веков» | 1 | Знать: представления древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества. Уметь: обсуждать проблему, отраженную в мифе: "По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?"; вести диалоговое общение; пересказывать; составлять устный рассказ. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответ на вопрос: «Можно ли тему об организации жизни людей по правилам отнести к числу «вечных» тем?» | Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста. Обычай, правило, договор. | Гесиод "Пять веков" (отрывок из поэмы "Труды и дни" в переложении Н. Куна) | 25.11 | |
13 | Смысл правил и законов в сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе» | 1 | Знать: о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; Уметь: вести разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям; пересказывать текст, вести диалоговое общение, соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Чтение по ролям | Р. Киплинг "Кошка, гулявшая сама по себе" (сказка) | 02.12 | ||
6. Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее? | ||||||||
14 | Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В. Скотта «Айвенго» | 1 | Уметь: обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль); анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Пересказ текста | Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста. Соревнование, соперничество, конфликт. | В. Скотт "Айвенго" (отрывки из романа) | 09.12 | |
15 | Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В. Скотта «Айвенго» | 1 | Уметь: обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль); анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Сравнение текстов | ВСкотт "Айвенго" (отрывки из романа) | 16.12 | ||
16 | Силовое соперничество в отрывке из романа А. Дюма «Три мушкетёра». Контрольная работа по теме «Кто лучше? Кто сильнее?» | 1 | Уметь: обсуждать исторически сложившиеся правила и обычаи, направленные на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль); анализировать эпизод; сравнивать художественные тексты, близкие тематически; исследовать текст | Пересказ текста | А. Дюма "Три мушкетера" (отрывки из романа) | 23.12 | ||
3 четверть | ||||||||
7. Правила безоружного | ||||||||
17 | Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж. Ф. Купера «Последний из могикан» | 1 | Знать: понятие "достоинство" применительно к положению пленного; Уметь: анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответить на вопрос: «Совместимы ли для вас понятия: «пленный» и «личность», «пленный» и «достоинство»? | Анализ системы образов фрагмента художественного произведения. Роль сравнений в портретной характеристике персонажа. Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность. | Дж. Ф. Купер "Последний из могикан" (отрывок из романа) | 13.01 | |
18 | Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж. Ф. Купера «Последний из могикан» | 1 | Знать: понятие "достоинство" применительно к положению пленного; Уметь анализировать систему образов, фрагмент художественного произведения, эпизод. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Всякий ли пленный, на ваш взгляд, обладает честью и достоинством? | Дж. Ф. Купер "Последний из могикан" (отрывок из романа) | 20.01 | ||
19 | Защита нуждающихся в фрагменте из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» | 1 | Знать: понятия "достоинство" и "уважение достоинства" в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных; Уметь: вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; анализировать эпизод; анализировать систему образов эпизода; осваивать содержание текста правового характера; приводить аргументации в диалоговом общении. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответить на вопрос: «На месте кого – полковника или Даренского – вам легче всего представить себя?» | В. Гроссман "Жизнь и судьба" (отрывок) | 27.01 | ||
20 | Способность враждующих сторон поступать гуманно в рассказе К. Воробьева «Немец в валенках» | 1 | Знать: роль сравнений в портретной характеристике персонажа, основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных. Уметь: осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста с последующей самопроверкой); приводить аргументации в письменной речи, вести разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответ на вопрос: «Всякий ли пленный может вызвать сострадание?» | Роль сравнений в портретной характеристике персонажа. Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность. | К. Воробьева "Немец в валенках" (рассказ) | 03.02 | |
21 | РР На что должен рассчитывать любой пленник? | 1 | Уметь: аргументировано отвечать на вопрос КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Письменный ответ на вопрос | 10.02 | |||
8. «SOS!» | ||||||||
22 | Проблема поведения людей в минуты смертельной опасности в балладе Г.-А. Бюргера «Песнь о благородном человеке» | 1 | Знать: о тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения). Уметь выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; анализировать поэтический текст. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Выразительное чтение баллады | Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров, близких тематически. Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный. | Г.-А. Бюргер "Песнь о благородном человеке" (баллада) | 17.02 | |
23 | Ответственность человека за спасение жизни людей в экстремальной ситуации в статье Г. Бочарова «Что человек может» | 1 | Знать: историей созданию Российского общества Красного Креста и основными направлениями его деятельности. Уметь: сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически; осваивать содержание научно-популярного текста; вести диалоговое общение. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Изложите свою точку зрения на слова Н. Г. Чернышевского: «Справедливость требует выступать за людей страдающих» | Г. Бочаров "Что человек может" (очерк) | 24.02 | ||
24 | Соблюдение прав потерпевших кораблекрушение во время вооружённого конфликта в фрагменте из романа А. С. Новикова-Прибоя «Цусима» | 1 | Знать: основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Уметь: анализировать эпизод; фрагмент произведения и озаглавливать его. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Сравнение положения терпящих бедствие людей | Н. Новиков-Прибой "Цусима" (фрагмент романа) | 03.03 | ||
9. Порочный круг | ||||||||
25 | Феномен мести в сказании о мести княгини Ольги (из «Повести временных лет) | 1 | Знать : о феномене мести как одного из сложнейших, противоречивых по своей сути явлений в жизни человеческого общества. Уметь: сопоставлять текст произведения, историко-культурологический фон описываемых событий и читательскую оценку. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Выразить свое мнение о поступках Ольги | Летопись как особая литературная форма отражения исторических событий. Роль культурологического фактора (фона) при анализе летописного текста. Характеристика героя. Внутренний монолог героя. Лексико-стилистические особенности художественного произведения, передающие авторскую иронию. Вводимые понятия: месть, возмездие. | "Повесть временных лет" (фрагмент "Месть Ольги" в переложении А. Ишимовой) | 10.03 | |
26 | Право на гуманное обращение у поверженного в фрагменте из повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая». Контрольная работа по теме «SOS!» | 1 | Знать: запрет нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить. Уметь: собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию; анализировать эпизод. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответить на вопрос: «Что сближает людей, которые оказались под воздействием «жажды мщения»? | В. Закруткин "Матерь человеческая" (фрагмент из повести) | 17.03 | ||
4 четверть | ||||||||
27 | Последствия мести в рассказе В. Солоухина «Мститель» | 1 | Уметь: рассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее; делать вывод по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов, анализировать лексико-стилистических особенностей художественного произведения, передающими авторскую иронию. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответ на вопрос: «Нужно ли останавливать «эстафету» мщения?» | В. Солоухин "Мститель" (рассказ) | 31.03 | ||
28 | РР Как остановить мщение? Что для этого нужно? | 1 | Уметь: аргументировано отвечать на вопрос КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Письменный ответ на вопрос | 07.04 | |||
10. Жестокие игры | ||||||||
29 | Взаимоотношения подростков в фрагменте из повести Л. Н. Толстого «Детство» (гл. «Ивины») | 1 | Знать: о сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков. Уметь: анализировать эпизод; определять роль второстепенных персонажей; вести диалоговое общение. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Рассказ о своей первой радости или своём первом горе | Жертва, переосмысление. | Л. Толстой "Детство" (отрывок из повести "Глава XIX. Ивины") | 14.04 | |
30 | Ответственность за совершаемые поступки в повести В. Железникова «Чучело» | 1 | Знать: проблемы ответственности за совершаемые поступки. Знать о последствиях "жестоких игр". Уметь: определять способы выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; анализировать эпизод; составлять рассказ на основе жизненного опыта. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответ на вопрос: «Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?» | В. Железников "Чучело" (фрагменты из повести) | 21.04 | ||
31 | Роль правил в конфликтных ситуациях в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | Знать: о роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка); Уметь: анализировать эпизод; собирать материал для речевой характеристики героев; вести диалоговое общение. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Составление внутренних правил поведения (для класса), которые согласились бы соблюдать все | В. Распутин "Уроки французского" (отрывок из рассказа) | 28.04 | ||
11. Твой выбор | ||||||||
32 | Поведение человека в ситуации выбора в рассказе А. Грина «Победитель» | 1 | Знать: о несиловых видах соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; некоторые модели поведения человека в ситуации выбора. Уметь: предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя); выделять наиболее важные смысловые части произведения, составлять план. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответ на вопрос: «Приходилось ли тебе или твоим знакомым одерживать победу над собой? Что повлияло на твоё решение?» | Гуманный, гуманитарный, гуманистический, гуманизм. | А. Грин "Победитель" (рассказ) | 05.05 | |
33 | Ответственность человека за поведение, за поступки в рассказе Е. Носова «Тридцать зерен» | 1 | Знать: об ответственность человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством; Уметь: работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением. Знать понятия "гуманный", "гуманитарный", "гуманистический". КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Ответ на вопрос: «Были ли в вашей жизни такие случаи, когда вам хотелось проявить силу, власть по отношению к другому человеку? Каковы были ваши действия?» | Е. Носов "Тридцать зерен" (рассказ) | 12.05 | ||
34 | Итоговая контрольная работа по курсу «Вокруг тебя – мир» | 1 | Знать: о деятельности делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; основные направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП; Уметь: сравнивать и совершенствовать написанное; аргументировать. КК: коммуникативная, нравственная, информационная | Составление викторины | На основе знакомства с фрагментом из книги М.Жюно "Воин без оружия", гл. XXII | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация воспитательной системы класса "Вокруг тебя - мир..."
Данная презентация рассказывает о воспитательной системе класса: о ее цели и задачах, о принципах построения и основных направлених, о формах работы и ожидаемом результате....
Занятие в 6 классе по учебному курсу "Вокруг тебя - Мир..." "Приемы чтения"
Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному) позволяет совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу р...
Воспитательная система класса "Вокруг тебя - мир..."
Данная воспитательная система разработана на период 2009 – 2014 гг., для учащихся 5–9-х классовЛюбой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость дост...
Тематическое планирование кружка по литературе "Вокруг тебя мир"
1. О правилах; 2. Кто сильнее; 3. Тогда и теперь( На примере художественных произведений рассматриваются вопросы нравственности, поведения человека в обществе)...
Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи...
Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»
Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК "ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР..."
Учебно-методический комплект по литературе "Вокруг тебя - Мир..." (5-8 кл.) своим содержанием, задачами, поставленными перед учителем и учеником, предполагает проведение интегрированных уроков ...