Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса
рабочая программа (5 класс) по теме

Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста,  читательских навыков; развитие речи. В  программе одновременно решаются задачи нравственного, правового, эстетического воспитания обучающихся, их интеллектуального развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vtm_5_v_13-14_bakulina_sd.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

(МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»)

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «03» сентября 2013 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «05» сентября 2013 г.    №1

Председатель    _________

Т.А. Ничкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора   школы - интерната по МР  

__________  Т.А. Ничкова 

«06» сентября 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«10» сентября 2013 г.

Приказ «30» сентября 2013 г.     № 264

Рабочая программа

элективного курса

 «Вокруг тебя – Мир…»

5в  специальный (коррекционный) класс

VII вида

Составитель:

Бакулина Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы, II КК

   

с. Панаевск

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательной школы-интерната «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО») составлена на основе:

  • Программы "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ" Министерства общего и профессионального образования РФ, Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста.
  • Учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник /И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК.
  • Основной образовательной программы 4-11 классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» (приказ № 219 от 29.08. 2013 г.).

Данная программа:

  • дополняет учебник основного курса литературы;
  • согласована с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;
  • решает задачи литературного образования в сочетании с решением воспитательных задач, что выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;
  • способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала обучающихся, их речи и т. п.)

Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста,  читательских навыков; развитие речи. В  программе одновременно решаются задачи нравственного, правового, эстетического воспитания обучающихся, их интеллектуального развития.  

Главная идея программы элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» – введение правовой информации дозированно и адаптированно. Данный курс - пропедевтический и призван  создать у обучающихся общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципах гуманности. Для курса характерны системность, преемственность и взаимосвязь трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов курса 5 класса и между курсами 5-8-го классов в целом.

Особенностью данной  рабочей  программы является её применение для  обучающихся специальных  (коррекционных) классов 7 вида. Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе. У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка. Современной специальной программы по обучению и воспитанию учащихся с умеренной умственной отсталостью нет. Это создаёт определённые трудности. Кроме того, обучение таких детей по существующим пособиям затруднено, так как для них нужен более упрощённый вариант. Нет соответствующего наглядного материала, технического оснащения.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке - фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения по программе элективного курса «Вокруг тебя – Мир…»  используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия, технические и другие дидактические средства.

Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся у обучающихся представлений, умение формулировать их в речи. На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общеречевые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа курса «Вокруг тебя – Мир»  построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из 11 разделов, логически связанных между собой.  «Вокруг тебя – Мир…» относится к числу тех курсов, которые представляют собой цикл уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением их независимого звучания. Для курса характерно наличие трёх компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический компонент даёт возможность без ущерба для решения задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.

В основе курса лежат принципы гуманности: ценности человеческой жизни, деятельного сострадания, уважения достоинства, ответственности за последствия совершённого, переосмысления содеянного, выбора  нравственных средств для достижения цели.

Курс помогает решать задачи нравственного воспитания учащихся. Почему человеку и окружающим его людям необходимо соблюдать определённые правила в ситуациях силового соперничества? Каковы последствия наших поступков? От чего зависит принятие того или иного решения в конфликтных ситуациях? Как связано поведение человека в повседневной жизни с его поведением в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооружённого конфликта?

Художественные и публицистические произведения курса отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (в сборник отобраны фрагменты, взятые из программных произведений, или представляющие собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов). Тексты дают возможность обсудить с обучающимися проблемы «взрослой» жизни, с которыми, в той или иной степени, сталкивается каждый ребенок (например, проблемы, связанные со взаимоотношениями между людьми в мирное и в военное время). В каждом разделе  представлены произведения, которые помогут разобраться в собственных проблемах, во взаимоотношениях со сверстниками, узнать правила, принципы, по которым необходимо строить  жизнь. 

Существенным моментом в методике является опора на собственный опыт учащихся. Организация урока предполагает вначале работу с художественным текстом, позволяющую впоследствии перейти к этапу «обмена эмоций на мысли» -  к обсуждению той же этической проблематики уже в преломлении к правовым нормам. Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная его задача заключается не столько в накоплении знаний, сколько в том, чтобы помочь  обучающимся  увидеть смысл, общую направленность их деятельности, возможность развития собственных способностей. Учитель выступает в роли «проводника» в мир знаний, эксперта и консультанта при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего в деловой игре, консультанта при выполнении учебного проекта.

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по элективному курсу «Вокруг тебя – Мир…» обусловлена потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной, гуманной личности. При этом учитывается важная роль правового воспитания – одного из  способов познания жизни.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, обусловленных предметным содержанием курса и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников. Элективный курс «Вокруг тебя – Мир…» – один из предметов  коммуникативно-деятельностной направленности. Реализация целей достигается в процессе формирования и развития ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, правовой, автономизационной, социальной, нравственной.

Новизна рабочей программы заключается в том, что в основе курса лежат принципы гуманности: ценности человеческой жизни, деятельного сострадания, уважения достоинства, ответственности за последствия совершённого, переосмысления содеянного, нравственного выбора средств для достижения цели.

Объектом изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» являются нормы международного гуманитарного права, отражённые в  произведениях искусства слова, в первую очередь в произведениях русской литературы, а также в произведениях зарубежной литературы.

Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — воспитание правовой культуры обучающихся через осознанное восприятие норм международного гуманитарного права.

Цели изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…»  в 5 классе:

  • формирование духовно развитой личности обучающегося, обладающей гуманистическим мировоззрением, ориентированной на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности пятиклассника;
  • правовое воспитание обучающихся  на классических произведениях отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ (элементы);
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст с точки зрения  норм международного гуманитарного права;
  • овладение азами  алгоритмов постижения правовых смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • первоначальное овладение правовой компетенцией;
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы, в которой отражены нормы международного гуманитарного права, в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в 5 классе:

  • формировать у обучающихся компетенции, необходимые для жизни в современном обществе, в том числе правовую компетенцию;
  • формировать умение определять основания и способы своих и чужих действий, готовность видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, «вставать на их место»;
  • способствовать развитию межпредметных умений:

1)рефлексивных (соотносить предметы познания со своим жизненным опытом; уметь находить способ видения мира другими людьми; анализировать, сопоставлять отдельные факты; самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного);

2)логических (сопоставлять, сравнивать по разным критериям; классифицировать, оценивать; формулировать определения, схематически изображать явления, события, отношения,  действия);

3)текстовых (уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи; при письменном изложении материала на заданную тему – раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной проблемы, делать обобщения, выводы);

4)коммуникативных (объяснять свои действия, решения, выбор; определять основания чужой точки зрения и оценивать её; ставить себя в позицию оппонента, определять её сильные и слабые стороны; вести дискуссию).

В рабочей программе курс для пятого класса представлен разделами:

  1. О правилах.
  2. Об уважении и сострадании.
  3. О войне.
  4. О деятельном сострадании.
  5. Тогда и теперь.
  6. Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?
  7. Право безоружного.
  8. «SOS!»
  9. Порочный круг. 
  10.   Жестокие игры.
  11.  Твой выбор.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Элективный курс «Вокруг тебя – Мир…» дополняет учебник основного курса литературы, решает задачи литературного образования в  сочетании с вопросами воспитания. Согласно учебному плану школы-интерната всего на изучение элективного курса «Вокруг тебя – мир…» в 5 классе  выделяется  34 часа, (1 ч в неделю, 34 учебных недели), из которых  на контрольные работы - 4 часа, на развитие речи – 3 часа. Также отводится время на  развёрнутый письменный и устный  ответ, сочинение, рассказ, викторину, творческую работу.

Для реализации программы  использован сборник, который рекомендован Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в качестве учебного пособия для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения обучающихся пятых классов: «Вокруг тебя – мир…»: Книга для ученика. 5 класс/ К. Сухарев - Дериваз, В.  Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев и др. -  М.: ООО «Гендальф», 2001.

Книга содержит тексты для чтения, вопросы и задания, задания для письменных работ, домашние задания, вопросы для подведения итогов, словарики устаревших слов.

«Вокруг тебя – Мир…» относится к числу учебных курсов, которые обучающиеся изучают по выбору.      

Требования к результатам освоения курса

Личностными результатами, формируемыми при изучении элективного курса «Вокруг тебя – Мир…», являются:

  1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание  уважительного отношения к личности, к культуре и традициям других народов;
  2. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:
  • Выявление и понимание непреходящих нравственных и правовых ценностей, заложенных в художественных произведениях, и их современного звучания;
  • Умение анализировать художественное произведение: на начальном уровне определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • Владение элементарной литературоведческой и правовой терминологией при анализе художественного произведения.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • Знать о значении деятельного сострадания и  роли гуманитарного права в жизни человеческого общества;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям других народов через изучение основ международного гуманитарного права;
  • Формулирование собственного отношения к поступкам героев, их оценка с точки зрения гуманности и человечности;
  • Собственная интерпретация изученных  произведений;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
  1. В коммуникативной сфере:
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
  1. В эстетической сфере:
  • Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Межпредметные связи: литература, история, обществознание, ОБЖ.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации образовательной программы начального образования. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается изучение курса  в 5 классе на доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:    

  • здоровьесберегающая технология;        
  • технология игрового обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология развития критического мышления;
  • технология традиционного обучения;
  • технология проблемного обучения. 

Основными видами контроля знаний, умений и навыков являются:

Входной контроль в начале и в конце четверти (уровень владения терминологией).

Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, ролевое чтение, развёрнутый письменный и устный ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование.

Итоговый:  контрольная работа, тест.

Основные формы и средства  контроля:

  • тестирование;
  • творческая работа;
  • контрольная работа;
  • сочинение;
  • проект;
  • викторина.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Количество часов

9

7

10

8

34

Контрольные работы

1

1

1

1

4

РР

-

1

1

1

3

Др. виды деятельности

Развёрнутый письменный и устный  ответ, сочинение, рассказ, викторина, творческая работа.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР…»

Раздел 1. О правилах 2+0

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи, регулирующие взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил, способствующих защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Слова, которые вводятся в тезаурус обучающихся: привила, ограничение, запрет.

Сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа).

Цели: 1) начать разговор с учениками о роли правил в жизни людей и уважении как основы этих правил;

2) углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки; обогащать словарный запас; развивать умение пересказывать текст; развивать умение готовить рассказ от первого лица; развивать навык диалогового общения.

Т. Александрова. «Светофорчик» (сказка).

Цели: 1) продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей;

2) расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки; развивать творческие способности на основе решения речевой задачи; развивать умение пересказывать текст; развивать навык диалогового общения.

Раздел 2. Об уважении и сострадании 3+0

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Слова, которые вводятся в тезаурус обучающихся: уважение, достоинство, сострадание.

Е. Носов. «Трудный хлеб»  (рассказ).

Цели:  1) привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»;

2) расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам; обогащение словарного запаса; развитие творческого воображения.

А. Платонов. «Неизвестный цветок» (сказка-быль).

Цели: 1) привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства;

2) расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром; развивать навык диалогового общения; развивать умение готовить устный рассказ.

О. Уайльда. «Мальчик-звезда» (сказка).

Цели: 1) привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»;

2) расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки; развивать умение формулировать основную мысль произведения; развивать умение  аргументировать.

Раздел 3. О войне 3+0

Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон  художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Слова, которые вводятся в тезаурус обучающихся: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

Л. Толстой. «Война и мир» (отрывки из романа).

Цели: 1) обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным;

2) формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод; развивать ассоциативное мышление; развивать умение рассуждать; развивать творческое воображение учащихся.

Д.  Давыдов. «1812 год» (отрывок из дневника).

Цели:  1) продолжить обсуждение вопросов, связанных с гуманным обращением с военнопленными;

2) познакомить учащихся с жанром дневниковых записей;  развивать умение анализировать эпизод; развивать умение сравнивать; развивать умение рассуждать; развивать творческие способности (разработка правил).

Раздел 4. О деятельном сострадании 2+0

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Слова, которые вводятся в тезаурус обучающихся: деятельное сострадание, помощь.

А. Куприна. «Чудесный доктор» (рассказ).

Цели: 1) продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей;

2) расширить представление о композиции эпического произведения малой формы; обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ.

А.  Дюнан. «Воспоминания о битве при Сольферино» (фрагменты из мемуаров).

Цели: 1) продолжить обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания, привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне;

 2) познакомить учащихся с образцом мемуарной литературы; развитие умения составлять устный рассказ; развивать навык диалогового общения.

Раздел 5. Тогда и теперь 2+0

Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранение человечества.

Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста.

Вводимые понятия: обычай, правило, договор.

Гесиод. «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н. Куна).

Цели: 1)  познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему, отраженную в мифе: «По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?»;

2) познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления учащихся о таких художественных  средствах, как эпитет, аллегория, метонимия; формирование навыков диалогового общения; закрепление навыка пересказа; развитие умения составлять устный рассказ.

Р. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе»  (сказка).

Цели: 1) продолжить разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать  различным индивидуальностям;

2) углубить представление школьников о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; обратить внимание школьников на   роль лексических и композиционных повторов; закрепление навыка пересказа; формирование навыков диалогового общения; развитие способности соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

Раздел 6. Извечный спор: кто лучше? кто сильнее? 3+0

Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков  и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности   направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права.

Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

Вводимые понятия: соревнование, соперничество, конфликт.

В. Скотт. «Айвенго» (отрывки из романа),  А. Дюма. «Три мушкетера» (отрывки из романа).

Цели: 1) создать условия для обсуждения исторически сложившихся правил и обычаев, направленных на смягчения последствий жестокости, насилия в ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль);

2) развивать умение анализировать эпизод; продолжить работу над формированием навыков сравнительного анализа художественных текстов, близких тематически; развивать исследовательских способностей учащихся.

Г. Иванов. «Отвратительнейший шум на свете...» (стихотворение).

Цели: 1)  привлечь внимание к проблеме последствий в ситуации вооруженного конфликта; заложить основу для предстоящего обсуждения вопросов, связанных с защитой гражданского населения и гражданских объектов в ситуации вооруженного конфликта;

2) познакомить с приемом контраста на  образном  и композиционном уровнях стихотворного текста.

Раздел 7. Право безоружного 4+1

Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира; даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства.

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях - например, больные, раненые, пленные, по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных. Уважение достоинства военнопленного без всяких различий.

Литературоведческий компонент. Анализ системы образов фрагмента художественного произведения. Роль сравнений в портретной характеристике персонажа.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.

Дж. Ф. Купер. «Последний из могикан» (отрывок из романа).

Цели:  1) привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта; продолжить освоение понятия «достоинство» применительно к положению пленного;

2) продолжить работу над формированием умения анализировать систему образов, анализируя фрагмент художественного произведения; развивать умение анализировать эпизод.

В. Гроссман.  «Жизнь и судьба»  (отрывок).

Цели: 1) продолжить работу по освоению понятий «достоинство» и «уважение достоинства» в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; поговорить о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите военнопленных;

2) развивать умение анализировать эпизод; создать условия для развития ассоциативного мышления; продолжить работу по развитию умения анализировать систему образов эпизода; развивать умение осваивать содержание текста правового характера; отрабатывать навыки аргументации в диалоговом общении; формировать навыки диалогового общения; развивать навык устного рассказывания.

К. Воробьева. «Немец в валенках» (рассказ).

Цели: 1) продолжить разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; продолжить обсуждение основных норм международного гуманитарного права по защите военнопленных;

2) обратить внимание на роль сравнений в портретной характеристике персонажа; развивать умение осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста с последующей самопроверкой); отрабатывать навыков аргументации в письменной речи.

Раздел 8. «SOS!» 3+0

Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия  или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров, близких тематически.

Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный.

Г. - А. Бюргер. «Песнь о благородном человеке» (баллада).

Цели: 1) показать тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения);

2) продолжить работу по развитию умения в процессе анализа художественно- изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; продолжить работу по формированию навыков анализа поэтического текста.

Г. Бочаров. «Что человек может» (очерк).

Цели: 1) обсудить тяжесть последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы; продолжить начатое в 5-м классе знакомство с основными направлениями деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; познакомить с историей создания Российского общества Красного Креста и с основными направлениями его деятельности.

2) развивать умение сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически; развивать с помощью системы упреждающих вопросов умения осваивать  содержание научно-популярного текста;  формировать навыки диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания.

Н. Новиков-Прибой. «Цусима» (фрагмент романа).

Цели: 1) обсудить тяжесть последствий для тех, кто оказался в воде в ходе морского сражения; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

2) развивать умение анализировать эпизод; продолжить знакомство с жанром исторического романа; продолжить работу по развитию умения анализировать фрагмент произведения и озаглавливать его; продолжить работу по развитию ассоциативного мышления; развивать умение осваивать правовую информацию (выписывание ключевых слов из воспринимаемого на слух текста); развивать навыки аргументации в письменной речи.

Раздел 9. Порочный   круг 3+1

Гуманистический компонент. Оскорбление человеческого достоинства, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его. Месть нуждается в контроле с позиции гуманистических ценностей и права.

Правовой компонент. Запрет нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить.

Литературоведческий компонент. Летопись как особая литературная форма отражения исторических событий. Роль культурологического фактора (фона) при анализе летописного текста. Характеристика героя. Внутренний монолог героя. Лексико-стилистические особенности художественного произведения, передающие  авторскую иронию.

Вводимые понятия: месть, возмездие.

«Повесть временных лет» (фрагмент «Месть Ольги» в переложении А. Ишимовой).

Цели: 1) инициировать обсуждение феномена мести как одного из сложнейших, противоречивых  по своей сути явлений в жизни человеческого общества; предложить ученикам анализировать примеры проявления феномена мести исходя из принципа гуманности;

2) углубить представления школьников о летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; развивать умение школьников сопоставлять текст произведения, историко-культурологический фон описываемых событий и читательскую оценку; формировать навыков диалогового общения; развивать навык устного рассказывания.

В. Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести).

Цели: 1) привлечь внимание к ситуации, когда жизнь безоружного раненого (а значит, более не опасного) врага зависит от действий его противника, охваченного желанием отомстить; познакомить с запретом нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить.

2) закреплять умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию; развивать умение анализировать эпизод.

В. Солоухин. «Мститель» (рассказ).

Цели: 1) порассуждать о возможности человека, охваченного желанием отомстить, оценивать последствия  мести и сознательно отказываться от нее;

2) дать представление о внутреннем монологе героя, формировать навыки анализа лексико-стилистических особенностей художественного произведения, передающими  авторскую иронию; создать условия для развития образного мышления; развивать умение делать вывод по обсуждаемой проблеме на основании серии вопросов.

Раздел 10. Жестокие игры  3+0

Гуманистический компонент. Любой человек может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий может предотвратить оскорбление достоинства противника, совершение по отношению к нему чрезмерной жестокости.

Вводимые понятия. Жертва, переосмысление.

Л. Толстой. «Детство» (глава XIX «Ивины»).

Цели: 1) создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации  переоценки совершенных поступков;

2) обратить внимание на своеобразие художественного приема «автор-рассказчик-герой»; развивать умение анализировать эпизод; развивать умение определять роль второстепенных персонажей; формирование навыков диалогового общения.

В. Железников. «Чучело» (фрагменты из повести).

Цели: 1) продолжить обсуждение проблемы ответственности за совершаемые поступки; продолжить разговор о последствиях «жестоких игр»;

2) продолжить знакомство со способами выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям; развивать умение анализировать эпизод; развивать умение составлять рассказ на основе жизненного опыта.

В. Распутин. «Уроки французского» (отрывок из рассказа).

Цели: 1) продолжить разговор о роли неписаных правил в конфликтных ситуациях (мальчишеская драка);

2)  развивать умение анализировать эпизод; продолжить работу над формированием умения собирать материал для речевой характеристики героев; развивать творческие способности учащихся (создание Кодекса поведения); формировать навыки диалогового общения; закреплять навык устного рассказывания.

Раздел 11. Твой выбор 3+0

Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, -  ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях. Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающие чрезмерное насилие.

Вводимые понятия. Гуманный, гуманитарный, гуманистический, гуманизм.

А. Грин. «Победитель» (рассказ).

Цели: 1) инициировать обсуждение одного из несиловых видов соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий "победитель" и "побежденный"; рассмотреть некоторые модели поведения человека в  ситуации выбора;

2)  развивать читательскую догадку (способность предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя), творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел; развитие умения составлять план.

Е. Носов. «Тридцать зерен» (рассказ).

Цели: 1)  обсудить проблему ответственности человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством;

2) закрепить представление о способах выражения авторской позиции; развивать умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова  с символическим значением; освоение понятий "гуманный", "гуманитарный", "гуманистический".

 М. Жюно. «Воин без оружия»   (глава XXII).

Цели: 1)  подвести промежуточный итог обсуждению роли правил, ограничивающих чрезмерную жестокость людей в ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с деятельностью делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; подвести итог разговору об основных направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП;

2) развивать творческие способности детей на основе решения речевой задачи.

Подведение итогов работы.

Цели: 1) подвести итоги обсуждаемых в течение года проблем; познакомить Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; подготовить к продолжению разговора по некоторым из проблем;

2) развитие умения сравнивать и совершенствовать написанное; развитие творческих способностей; развитие умение аргументировать.

тематическОЕ планИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.О ПРАВИЛАХ  2+0

1.

Роль правил в жизни людей в сказке «Общее счастье»

1

2.

Роль правил, по которым строится жизнь людей в сказке Т. Александровой «Светофорчик»

1

2.  ОБ УВАЖЕНИИ И СОСТРАДАНИИ 3+0

3.

Взаимное уважение достоинства в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»

1

4.

Уважение достоинства в сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

1

5.

Сострадание в сказке О. Уальда «Мальчик-звезда»

1

3. О ВОЙНЕ 3+0

6.

Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

7.

Гуманное отношение к военнопленным в отрывке из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

8.

Гуманное обращение с военнопленными в отрывке из дневника Д. Давыдова «1812 год»

1

4. О ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТРАДАНИИ 2+0

9.

Деятельное сострадание в рассказе А. Куприна «Чудесный доктор»

1

10.

Поступки исторических личностей на войне в отрывке из книги А. Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино»

1

11.

РР Нужны ли в жизни уважение и сострадание?

1

5. ТОГДА И ТЕПЕРЬ 2+0

12.

Развитие человеческого общества в мифе «Пять веков»

1

13.

Смысл правил и законов в сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»

1

6.ИЗВЕЧНЫЙ СПОР: КТОЛУЧШЕ? КТО СИЛЬНЕЕ?  3+0

14.

Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В. Скотта «Айвенго»

1

15.

Правила и обычаи, смягчающие жестокость и насилие по фрагменту из романа В. Скотта «Айвенго»

1

16.

Силовое соперничество в отрывке из романа А. Дюма «Три мушкетёра»

1

7. ПРАВИЛА БЕЗОРУЖНОГО 4+1

17.

Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

18.

Право на уважение достоинства в военных действиях в фрагменте из романа Дж. Ф. Купера «Последний из могикан»

1

19.

Защита нуждающихся в фрагменте из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»

1

20.

Способность враждующих сторон поступать гуманно в рассказе К. Воробьева «Немец в валенках»

1

21.

РР На что должен рассчитывать любой пленник?

1

8. «SOS!» 3+0

22.

Проблема поведения людей в минуты смертельной опасности в балладе Г.-А.Бюргера «Песнь о благородном человеке»

1

23.

Ответственность человека спасение жизни людей в экстремальной ситуации в статье Г. Бочарова «Что человек может»

1

24.

Соблюдение прав потерпевших кораблекрушение во время вооружённого конфликта в фрагменте из романа А. С. Новикова-Прибоя «Цусима»

1

9. ПОРОЧНЫЙ КРУГ 3+1

25.

Феномен мести в сказании о мести княгини Ольги (из «Повести временных лет)

1

26.

Право на гуманное обращение у поверженного в фрагменте из повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая»

1

27.

Последствия мести в рассказе В. Солоухина «Мститель»

1

28.

РР Как остановить мщение? Что для этого нужно?

1

10. ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ 3+0

29.

Взаимоотношения подростков в фрагменте из повести Л. Н. Толстого «Детство» (гл. «Ивины»)

1

30.

Ответственность за совершаемые поступки в повести В. Железникова «Чучело»

1

31.

Роль правил в конфликтных ситуациях в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

1

11. ТВОЙ ВЫБОР 3+0

32.

Поведение человека в ситуации выбора в рассказе А. Грина «Победитель»

1

33.

Ответственность человека за поведение, за поступки в рассказе Е. Носова «Тридцать зерен»

1

34.

Итоговая контрольная работа по курсу «Вокруг тебя – Мир...»

1

Всего:

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер монохромный; сканер; оборудование компьютерной сети.

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; редактор подготовки презентаций.

Литература

Для обучающихся:

1. Вокруг тебя - Мир…- Книга для чтения. 5 класс/ К. Сухарев - Дериваз, В.  Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев и др. -  М.: ООО «Гендальф», 2001.

Для учителя:

Основная:

1. «Вокруг тебя - Мир…»: Методические рекомендации. 5 класс/ К. Сухарев - Дериваз, В.  Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. -  М.: ООО «Гендальф», 2001.

Мультимедийные пособия:

  • Русская литература от Нестора до Маяковского (электронное пособие).

Дополнительная:

  1.  Большой энциклопедический словарь. - Изд. 2-е, переработ. – М.: СПб, 1997.
  2. Томан И. Россия и Красный Крест (1917-1945). – М, 1998.

Фильмотека

Русская и советская литература

Название фильма

Название диска/кассеты

Х/ф «Василиса Прекрасная» по мотивам русской народной сказки

Русская классика-24

Х/ф «Кащей Бессмертный» по мотивам русской народной сказки

Коллекционное издание-430. Советские сказки-2

Х/ф «Черная Курица, или Подземные жители» по мотивам одноименного произведения А. Погорельского

В гостях у сказки

Х/ф «Белый Бим Черное ухо» по мотивам одноименной повести Г.Н. Троепольского

Русская классика-11

160  мин.

Х/ф «Двенадцать месяцев» по мотивам одноименной пьесы С.Я. Маршака

В гостях у сказки

Х/ф «Золотой ключик» по мотивам произведения  А. Толстого

Коллекционное издание-430. Советские сказки-2

Х/ф «Повесть о настоящем человеке» по мотивам одноименного произведения Б. Полевого

Русская коллекция-33

Х/ф «Тимур и его команда» по одноименному произведению А.П. Гайдара

Энциклопедия мастера кино. Экранизация. А. Гайдар

Х/ф «Чук и Гек» по одноименному произведению А.П. Гайдара

Энциклопедия мастера кино. Экранизация. А. Гайдар

М/ф  «Двенадцать месяцев» по мотивам одноименной пьесы С.Я. Маршака

Любимые мультики детства

Х/ф «Снежная королева» по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена

Сказки

Х/ф «Принц нищий» по одноименному произведению  М. Твена

8 в 1

Х/ф «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» по одноименному произведению  М. Твена

В гостях у сказки

Х/ф «Приключения Гекльберри Финна» по одноименному произведению  М. Твена

«Приключения Гекльберри Финна»

Х/ф «Путешествие Гулливера» по одноименному произведению Дж. Свифта

8 в 1

Х/ф «Белоснежка»

8 в 1

Х/ф «Ветер в ивах»

Детское фэнтези-2

Х/ф «Чиполлино» по  мотивам сказки Джанни Родари

Русская классика-24

Адреса Интернет-ресурсов

  1. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher 

  1. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru 
  2.  http://rus.1september.ru 
  3.  http://www.openclass.ru 
  4. http://www.openclass.ru   
  5. http://www.rusedu.ru 
  6.  http://www.edu.ru 
  7.  http://www.fipi.ru),(http://www.ege.edu.ru
  8.  http://www.ruslit.metodist.ru
  9.  http://www.sarviki.ru

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по элективному курсу «Вокруг тебя – Мир…» понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения курса ученик должен

знать

  • нормы гуманитарного права, вводимые понятия, информацию исторического и правового характера;
  • определённые правила, способствующие защите людей;
  • правила, по которым строятся отношения между людьми;
  • основные нормы международного гуманитарного права по защите раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение;
  • историю создания Российского общества Красного Креста и основные направления его деятельности;
  • тексты изучаемых произведений и автора;

уметь

  • работать с книгой (находить (на начальном этапе) нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); 
  • выявлять (на начальном этапе) авторскую позицию;
  • выражать (на начальном этапе) свое отношение к прочитанному;
  • выделять и формулировать (на начальном этапе) тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать (на начальном этапе) героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать (на начальном этапе) особенности сюжета, композиции;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть (на начальном этапе) различными видами пересказа;
  • строить (на начальном этапе) устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением и на основе жизненного опыта;
  • участвовать (на начальном этапе) в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Содержание элективного курса «Вокруг тебя – мир…» отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, нравственная, правовая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Информационная – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации.

Автономизационная – умение саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность.

Социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде.

Нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе

Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС (И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова)...

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс...