Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени по специальным (коррекционным) программам VIII вида
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени по специальным (коррекционным) программам VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_mologicheskoy_rechi_3.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков монологической речи обучающихся 2 ступени по специальным (коррекционным) программам VIII вида
Монолог представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности для обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
В связи с тем, что монолог является сложной формой речи для таких детей, ребенок должен овладевать ею постепенно. Давно доказано, что монологическая речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Возникновение монологической речи происходит еще в дошкольный период во время общения со взрослыми и сверстниками, в игровой деятельности. Большую роль играет обучение в начальной школе, т.к. именно там дети учатся строить более сложные формы монологической речи при правильном (подробном) ответе на задаваемые вопросы как педагогов, так и родителей.
Становление же монологической речи у детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида, осуществляется замедленными темпами и формируется на протяжении всего курса обучения. Обучающиеся довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден и поэтому для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации монологической речи обучающихся и старших классов нуждаются в частой стимуляции со стороны взрослого и нередкой помощи, которая оказывается либо в форме наводящих вопросов, либо в подсказке ключевых слов.
Особенности построения монологических высказываний у обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида во многом определяются характером заданий и формой связных высказываний:
- пересказ сначала художественного текста затем несложного научного текста;
- рассказ по серии сюжетных картинок или сюжетной;
- самостоятельный рассказ на заданную тему и т.д.).
- Пересказ текста очень часто вызывает затруднения у обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида, ведь они часто затрудняются в понимании услышанного или прочитанного текста. Кроме того, функция анализа прочитанного или услышанного у таких детей, как правило, нарушена. Поэтому первое моё действие - это установление: понимает ли обучающийся прочитанный или прослушанный текст. (О чём текст? Какова его главная мысль?)
1.В случае непонимания текста, сразу же провожу серьёзную лексико-грамматическую работу над текстом:
- лексический анализ «трудных» (непонятных) слов путем их замены на более «лёгкие» (понятные) или разъяснения их лексического значения;
- определения темы текста (о чём говорится в тексте?). На этом этапе обращаем внимание на заголовок текста и вместе с детьми подумаем, почему автор назвал его именно так, а не иначе;
- названия главного(ых) героя(ев) текста (как его(их) автор называет?);
- определения места и времени события;
- какое действие(я) совершает(ют) герой(и)?
- почему происходит действие?
-чем оно завершается?
2.В случае понимания прочитанного или услышанного приступаем к тренировке умения пересказывать текста:
- определяем: из каких частей состоит текст. К каждой части придумываем вопросы и пытаемся ответить на вопросы (если затрудняются, подсказываю «ключевые» слова);
- читаем тест еще раз. После второго прочтения озаглавливаем части текста (составляем план), даю задание: «Вы можете придумать свои названия каждого пункта плана или использовать фразы из текста, которые наиболее точно выражают основную идею каждой смысловой части»;
- перечитываем текст еще раз, по частям;
- по частям пересказывают обучающиеся 2 уровня обучения, остальные слушают и дополняют пересказ;
- после пересказа по частям, перечитываем план, вывешенный перед глазами детей, и прошу пересказать текст обучающегося 1 уровня обучения (как правило, такой ученик есть в классе, если нет, то ученика 2 уровня, у которого пересказ своей части был лучше всех);
- затем пересказ текста повторяют обучающиеся 3 уровня обучения;
- ученики, занимающиеся по сниженному уровню обучения уже пересказывают текст сжато;
-дальше интересуюсь мнением обучающихся: какие мысли, эмоции, переживания вызвал у вас текст, как автор относится к главным героям и событиям? А как относитесь вы сами? Согласны ли вы с автором?
-наконец, напоследок дети отвечают на шесть вопросов: Кто? Что делает? Когда? Где? Как? Почему?
На дом выдаю задание прочитать текст еще раз, рассмотреть иллюстрации к тексту и подобрать слова из текста к картинкам.
- Уровень смысловой речи, как правило, нарушено у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Чем более сложным по степени самостоятельности является задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее его выполнить обучающимся с ОВЗ.
Одной из форм работы по формированию смысловой монологической речи является составление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по сюжетной картинке.
В процессе работы над семантической стороной текста ставлю следующие задачи:
- развивать умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное;
-формировать умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;
-развивать способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе работы над языковым оформлением текста ставлю следующие задачи:
-формировать умения располагать предложения в определенной последовательности;
-развивать умения связывать предложения в тексте.
С целью формирования навыков смыслового построения текста выполняем с обучающимися 5-7 классов следующие виды работ:
- сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной ситуации, ее анализу, т.е. развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию способности сравнивать.
- работа с серией сюжетных картинок:
а) восстанавливаем последовательность картинок по памяти. Детям предлагаю запомнить последовательность картинок, которую затем изменяю, дается задание восстановить ее;
б) отбираем среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в) располагаем сюжетные картинки в определенной последовательности;
г) определяем лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
д) определяем ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа;
е) предлагаю детям сюжетные картинки вперемешку 2-3 серий (например, 3 картинки серии "В зимнем лесу", 3 картинки серии "Зимние каникулы" или 2 картинки «Лето», 2 картинки «На реке», 2 картинки «В огороде»). Даю задание распределить картинки по 2-3 смысловым группам.
С целью овладения языковыми средствами наряду с вышеописанными использую и следующие специальные задания:
а) назовите, какими словами обозначается предмет высказывания (например, в рассказе о мальчике — словами мальчик, он, Петя);
б) найдите слова в тексте, которые помогают связывать предложения друг с другом.
В процессе работы по формированию монологической речи обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида учитываю характер текста, его семантическую структуру, которая может быть различной.
- Самым сложным видом деятельности является самостоятельный рассказ на заданную тему.
Реализация связного развёрнутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период монологического сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие. Монологическая речь контекстна и излагается в полной форме с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. Всё это очень трудно дается детям с ОВЗ, т.к. у них часто нарушены многие высшие психические функции, позволяющие связно развёрнуть свою мысль.
В зависимости от характера текста различают тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения. В cтарших классах обучающимся необходимо умение пользоваться различными видами текстов.
При работе над текстом-описанием главной задачей автора при описании – указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует?
Создание письменного текста-описания требует от обучающегося
концентрацию аналитических умений (умения сравнивать,
сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.), но у обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида нарушены данные
умения, поэтому данному виду деятельности всегда должна предшествовать коррекционная работа по развитию высших психических функций.
Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья созданию текстов-описаний носит системный характер и включает три этапа:
- подготовительный этап (организация и проведение системы подготовительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения «видеть» признаки предметов, определять предмет по называемым признакам, сравнивать предметы между собой);
- теоретико-практический этап (знакомство с типом текста-описания, его особенностями, механизмами создания текстов-описаний;
- практический этап (создание обучающимися текстов-описаний на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста).
На подготовительном этапе провожу работу сначала со знакомства признаков имени прилагательного: задания на умение сравнивать предметы, выделять их существенные признаки.
Даю задания:
– Назови признаки предмета (опиши предмет по иллюстрации) например, предлагаются картинки с изображением следующих предметов: стола, тетради, куклы.
– Ребята, рассмотрите картинки. Что на них изображено? Где вы их встречали? Какие они бывают ещё? Что вы о них знаете? Как они используются человеком?
– Придумайте к каждому слову, называющему предмет, по одному
слову, отвечающему на вопросы: Какой? Какая? (например, обеденный стол, ученическая тетрадь, красивая кукла. (Все дети читают свои словосочетания – получаются описательные «наборы».
– Затем даю задание придумать к каждому слову 1 предложение, включающее описание признака данного предмета. (Также обучающиеся читают свои предложения – получается более подробная характеристика предмета.)
Очень эффективное задание: «По признакам узнай предмет». На доске вывешиваю изображения различных предметов. Сначала это загадки, затем краткие описательные тексты хорошо знакомых предметов, которые находятся перед глазами детей. Позднее обучающие учатся подбирать признаки к словам, обозначающим предметы, не глядя на иллюстрацию:
– Подберите и запишите слова-признаки, с помощью которых можно рассказать, какие это предметы, например, волк – серый, злой, голодный, страшный и т.д.
На этом же этапе большое внимание уделяю анализу готовых текстов, например, «Послушайте рассказы-загадки о животных. Догадайтесь по признакам, о ком идёт речь». Зверь этот живёт в лесу. Зубки у него острые, глаза голодные. Шерсть короткая, серая. Зверь этот злой.
Предлагаю задания на сравнение предметов по различным признакам: размеру, форме, цвету, объёму, запаху.
Теоретико-практический этап начинается с работы над текстами: предлагаю ученикам текст, в котором описана природа. Дети читают текст, анализируют, какие имена прилагательные помогают «нарисовать» картину природы. Затем, чтобы понять, какую роль играют имена прилагательные в тексте, зачеркиваем карандашом все имена прилагательные и читаем текст без них. Сравниваем два текста и дети делают вывод о роли имён прилагательных в нашей речи: без них речь наша становится не такой выразительной, яркой, точной. исчезают картины, которые «рисуют» имена прилагательные.
Также предлагаю обучающимся тексты с описаниями животных,
растений и так далее, с пропущенными именами прилагательными и
названием самого предмета. Например,
– Прочитайте текст и определите, о ком идёт речь.
Этот … зверёк живёт в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …,
а задние – … . Шубка у него … .
Дети убеждаются в том, что без имён прилагательных вообще неясно, о ком идёт речь. Затем даю названия «Заяц», «Лиса», «Волк», «Медведь» а дети вставляют имена прилагательные и вместе читаем полученные тексты: дети получают удовлетворение от того, что это именно они тексты сотавили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.
*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....
Совершенствования вычислительных навыков посредствам использования МСО в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Данный материал предназначен для учителей-деффектологов. Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся, низкий интерес к предмету. Математика является ...
«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»
Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида (11-12 лет)...
Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...
Формирование навыков монологической речи обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида с целью повышения качества образования.
Одной из причин, препятствующих полноценному обучению детей с ОВЗ,является недостаточная сформированность их связной устной речи. Наиболее важным условием успешности усвоения в обучении все...
Игровые формы работы на уроках русского языка и чтения, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...