«Дифференциация Д-Т в слогах и словах.»
план-конспект занятия по теме

 

Цель: Развитие умения различать Д-Т в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_d-t_v_slogakh_i_slovakh.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 3 классе

 «Дифференциация Д-Т в слогах и словах.»

Тема: Дифференциация Д-Т в слогах и словах. Работа с предложением.

Цель: Развитие умения различать Д-Т в устной и письменной речи.

Задачи: развитие фонематического анализа и синтеза;

               развитие фонематического слуха;

               развитие мелкой моторики на основе пальчиковых упражнений;

               развитие памяти на основе разучивания чистоговорок;

               формирование грамматического строя речи посредством    

               составления предложений;

               воспитание аккуратности при выполнении письменных работ.

 Оборудование: буквы Д, Т, картина зверя «Дото», схемы артикуляции звуков, рисунки гор со слогами, перфокарты, конверт с письмом, картон 9x9см, расчерченный на 9 квадратов, и квадратные жетоны 3x3см с изображением колокольчика и наушников, карточки со словами.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Посадка детей. Рапорт дежурного о готовности обучающихся к занятию.

2. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Давайте разговаривать,

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

     Предлагаю подружиться,
    И всем вместе потрудиться.

3. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятие к нам пришёл в гости зверь, науке не известный. Зовут его Дото.

- Почему его так назвали, как вы думаете?

- Продолжим различать звуки и буквы Д – Т в устной и письменной речи. Дото на протяжении всего занятия будет давать задания, наблюдать как вы умеете их выполнять и оценит в конце занятия ваши умения и старания.

4.  Сравнение звуков Д и Т по артикуляции. Характеристика звуков.

- Когда мы произносим звук  Т, кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Звук Т – твёрдый глухой согласный.

- Когда мы произносим звук Д, кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло  дрожит. Звук Д –       твёрдый звонкий согласный.

- Скажите, чем похожи звуки Т и Д? В чём их отличие?

5. Дифференциация в слогах.

1) -Дото отправился в горы. На своём маршруте он оставлял флажки. Маршрут был сложным, но зверёк успешно прошёл его, ни разу не споткнулся и не упал.

    Посмотрим, сможете ли вы хорошо пройти этот маршрут (детям предлагается рисунок «Горы», они по очереди «идут по горам», читая записанные на флажках слоги). Кто неправильно прочитал – тот споткнулся и упал. Надо вернуться к началу маршрута и читать заново.

       А теперь вы сами будете прокладывать путь для Дото. Слушайте слоги и вписывайте в флажок только первую букву – «д» или «т». (Детям предлагаются карточки «Горы» с пустыми флажками.)

2) – Дото прислал письмо. Прочитайте, что в нём записано. (Чтение письма).

Письмо Дото

Та-да-та! Ту-ду-ту. Та-да-та-да.

Да-та-да. Ду-ту-ду. Да-та-да-та.

Тя-дя-тя? Де-те-де-те? Ди-ти-ди.

- Вы ничего не поняли? Я немножко знаю язык Дото и мы расшифруем его письмо. Хотите?

«Та-да-та» значит «здравствуйте».

Повторите, как Дото здоровается. (Далее логопед произносит цепочки слогов, ребёнок повторяет).

Ту-ду-ту – меня зовут Дото.

Та-да-та-да –  я живу высоко в горах.

Да-та-да – давайте дружить.

Ду-ту-ду – я люблю гулять.

Да-та-да-та – я люблю читать книги.

Тя-дя-тя – а  вы любите читать книги?

Де-те-де-те – какие книги вы прочитали?

Ди-ти-ди – до свидания.

- Итак, давайте прочтём письмо на нашем понятном для нас языке.

Здравствуйте. Меня зовут Дото. Я живу высоко в горах. Давайте дружить. Я люблю гулять.  Я люблю читать книги! А  вы любите читать книги? Какие книги вы прочитали? До свидания.

- Дото наш язык понимает. Давайте ответим на его вопросы. (ответы детей).

6. Физкультминутка.

. Пальчиковые упражнения:

1) «Поднималки», «Землемерка», «Лесенка».

2)   С речевым сопровождением :

Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

Загибайтесь, выпрямляйтесь.

Вместе в горстку собирайтесь.

Разбегитесь, распрямитесь,

В кулачок теперь сожмитесь.

Кулачок – на кулачок.

И ладошки на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

На бочок. Опять на стол.

И конец игре пришёл.

7. Дифференциация в словах

- Дото приготовил игры.

1) Игра «Звуковая мозаика»

Инструкция: сейчас мы будем выкладывать красивые узоры. Я буду называть слова. Если в слове есть звонкий звук Д, кладите жетон с колокольчиком, а если услышите глухой звук, кладите жетон с наушником.

Слова для узора №1: там, дом, ток, дым, туфли, дыня, трава, друг, туман.

Слова для узора №2: дело, тише, диван, тело, тюль, тёрка, одеяло, ветер, дикий.

2) Игра «Найди пару»

Инструкция: сейчас мы будем находить пары слов. Вы будете по очереди читать слова на карточке, у кого окажется похожее слово, тот должен отозваться. Должны получиться пары слов.

Слова: дом – том, дочка – точка, дачка – тачка, удочка – уточка, горка – корка, доска – тоска.

- Какая пара лишняя? Почему?

8. Физкультминутка.

«Бабушка кисель варила»

         Бабушка кисель варила

(Правая рука «помешивает кисель».)

         На горушечке,        

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)

         В черепушечке

(Округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку)

         Для Андрюшечки (Алёнушки).

(ладонь правой руки ложится на грудь)

         Летел, летел соколок

(Ладони правой руки ложатся на грудь)

         Через бабушкин порог.

         Вот он крыльями забил,

(Скрещенные ладони помахивают, как крылья)

         Бабушкин кисель разлил,

(Руками несколько раз ударить по бокам)

         У старушечки

         На горушечке.

(Вытянуть руки вперёд и вниз, пальцы растопырить)

         Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!»

(Руки вновь показывают горку)

         «Не плачь, бабуля, не рыдай!»

(Руки «Утирают слёзы»)

         Чтоб та стала весела,

(Указательный палец правой руки «грозит бабке»)

         Мы наварим киселя

(Правая рука снова «помешивает кисель»)

         Во-о-от столько!

(Руки разводятся широко в стороны)

9.Работа в тетради.

Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

1) Минутка чистописания

- Прописать одну строчку слова, прописанного в тетради и запомнить правильность написания.

10. Дифференциация в предложениях.

- Дото приготовил вам и письменные задания:

1) Графический диктант.

- Прослушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставьте точку. Назовите первое(второе, третье и т.д.)слово. Есть ли в этом слове буква Д или Т? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.

     Дядя Митя рубит дрова.

     Дикая утка ведёт утят.

- У Дото есть, ребята, к вам вопросы, и он хочет на них получить полные, красивые ответы.

 1) Назовите времена года. В названии какого времени года  есть звук Т? Где данный звук стоит?

2) Какое время года сейчас? Назовите весенние месяцы? В названии какого месяца есть изучаемый звук? Какой? Где стоит данный звук?

11.Разучивание чистоговорки.

- Вам было дано задание выучить чистоговорки. Давайте чётко, громко, ясно их произнесём.

Та-та-та – хвост пушистый у кота,

ту-ту-ту – привязали бант коту,

от-от-от – под столом играет кот.

Да-да-да – в ручейке бежит вода,

Ду-ду-ду – за водой сейчас пойду,

Ды-ды-ды – принесу домой воды.

12. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

Итак, сегодня на протяжении всего занятия с нами был необычный зверь Дото и давал нам задания. Какие же задания мы выполняли?

- Дото очень рад, что все его задания выполнили, отлично поработали. Он всех благодарит, хочет подарить вам колокольчики с оценкой 5 и с нами прощается: ди-ти-ди – до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация Ш-Щ в слогах и словах.

Представлено занятие по теме "Дифференциация Ш-Щ в слогах и словах". Занятие подкреплено презентацией. Предназначено для учащихся 2х - 3х классовс ФФНР....

Открытое логопедическое занятие:«Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс) .

В  помощь учителям,учителям -логопедам. В конспекте собран хороший материал для дифференциации букв п-т....

Презентация к занятию на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация П-Т в слогах, в словах, предложениях, тексте» (2 класс).

Меняющие и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновения и исчезновения ан...

Презентация к групповоему логопедическое занятию на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация И-У в слогах, в словах, в предложениях» (2-й класс)

Цель: Дифференциация звуков [и-у] на слух, букв и - у на письме.Задачи:Коррекционные:-учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у в слогах, в словах и в ...

Групповое логопедическое занятие на тему: «Зрительно-слуховая дифференциация И-У в слогах, в словах, в предложениях» (2-й класс)

Цель: Дифференциация звуков [и-у] на слух, букв и - у на письме.Задачи:Коррекционные:-учить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы и-у в слогах, в словах и в ...

Логопедическое занятие . Тема "Дифференциация ж-ш в слогах и словах"

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ по теме"Дифференциация ж-ш в слогах и словах"...