Подборка дидактических игр по обучению грамоте в начальных классов школы 8 вида
методическая разработка по теме

Карбышева Нина Александровна

Материал включает в себя игры на развитие слухового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; на закрепление зрительного образа букв и алфавита, развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karbysheva_igry.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карбышева Н.А.

Игры на уроках обучения грамоте и русского языка

в младших классах специальной коррекционной школы VIII вида

Игры на развитие слухового восприятия,

навыков звукового анализа и синтеза

У кого хороший слух?

     Оборудование: предметные картинки.

     Педагог показывает картинки и называет и называет изображенные на них предметы. Дети должны захлопать в ладоши, если услышат в названии предмета звук, заданный учителем в начале игры.

Кто в домике живет?

     Оборудование: набор предметных картинок; домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок.

     Педагог предлагает детям рассмотреть набор картинок и назвать изображенных на них животных. Далее он говорит, что в домике могут жить только те животные, в названиях которых есть звук (С) (Л, К, Р и т.д.)Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик.

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

Продолжай!

     Ученики делятся на две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука. Представители команд по очереди продолжают подбирать слова, начинающиеся с этого же звука. Повторять уже названные слова нельзя.

Побеждает команда, придумавшая последнее слово.

Цепочка

     Один игрок (педагог или ребенок) называет слово, другой подбирает свое слово, где начальным звуком  будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает следующий участник и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Задача игры – не разорвать цепочку.

Сколько точек – столько звуков

     Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одня грань пустая.

     Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.

Красный – синий

     Оборудование: синие и красные кружки для каждого игрока.

     Педагог произносит гласный звук, ученики повторяют его, поднимая красный кружок. При произнесении учителем согласного звука дети поднимают синий кружок.

Найди картинке ее домик

     Оборудование: предметные картинки; два картонных домика с кармашками для них и с кружками – на одном домике красного цвета, на другом – синего.

     Примерные картинки: утка, ослик, кот, флажок, утюг, ваза, груша, мак,  домик, арбуз.

     У педагога на столе стопкой лежат картинки изображением вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картинку, называют изображенный на ней предмет, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в домик с синим или красным кружком. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревнование.

Сложи буквы

     Оборудование: у каждого ученика – конверт с несколькими (три-пять) элементами букв, вырезанными из картона.

     Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них можно сложить две буквы, так, чтобы не осталось лишних элементов.  Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Наоборот

     Оборудование: мяч.

     Вариант 1. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч кому-либо из игроков. Игрок ловит мяч и, называя парный согласный, бросает мяч учителю.

     Вариант 2. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает ученику мяч. Ученик ловит мяч и, называя слог с парным согласным, возвращает мяч учителю.

     Игра оценивается по числу правильных ответов в ряду.

Поймай и назови

     Оборудование: мяч.

     Дети встают в круг; в середине круга – ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий называет какой-либо звук и бросает мяч одному из игроков. Тот, поймав мяч, должен без промедления назвать слово, содержащее этот звук. Повторять слова, уже названные другими детьми, нельзя.

     Победителем в игре становится тот, кто быстро и правильно подбирал слова в соответствии с заданиями ведущего.

Каждому свое место

     Оборудование: у каждого игрока набор предметных картинок и три карточки, разделенные на три квадрата. На первой картинке закрашен первый квадрат, на второй – второй квадрат, на третьей – третий. Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой, в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине, конце). Выигрывает тот, кто первым правильно расположил картинки.

Загадки

     Предварительно педагог подбирает загадки. Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове-отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой. По окончанию игрыпо количеству фишек определяется победитель.

Игры на развитие слухового восприятия,

навыков слогового анализа и синтеза

                             Кто в каком домике будет жить?

     Игру можно проводить в форме соревнования команд.

     Педагог рисует на доске три домика – в них будут жить животные. В первом – те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором- из двух, в третьем – из трех слогов. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.

Выигрывает команда. Предложившая больше других слов- названий животных.

Путаница

     Оборудование: наборы слогов.

     Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: ба-ры, ва-со, и т.д. Дети должны исправит ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.

Слоговая цепочка

     Педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам, например: ок-но. Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего: ок-но; но-ра; ра-на; на-вес.

     Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и назвал больше всех слов.

Кто быстрее?

     Оборудование: слова, написанные на доске в два-три столбика (по числу рядов команд).

      Игроки каждой команды по одному выходят к доске и отмечают цифрой в своем столбике напротив каждого слова число слогов в нем. За каждое правильно указанное число слогов ряд получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные ошибки у соперника.

Сложи имена

     Оборудование: конверты с набором слогов для каждого игрока: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, мА, ша.

      Игроки составляют из слогов, находящихся в конвертах, имена детей. Слог начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова.

Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.

Игры на закрепление зрительного образа

букв и алфавита, развитие навыков

звуко-буквенного анализа и синтеза

Угадай предмет

     Оборудование: набор предметный картинок, на обратной стороне которых написана первая буква слова – названия изображенного на ней предмета. Остальные буквы слова  обозначены точками. Картинки прикрепляются на доску обратной стороной.

     От каждого ряда ученики по одному выходят к доске  и записывают слова. Далее картинки переворачивают. Если слово соответствует изображению на картинке, ее забирает ученик. Выигрывает ряд, сумевший получить большее число картинок.

Подвижные буквы

     Оборудование: карточки со словами и набор букв для каждого ученика.

Примерные карточки: липа-пила, кот-ток, нос-сон. Лапка-палка, рано-нора, лес-сел.

     Каждый ученик получает карточку с напечатанными на ней словом и букв, составляющих это слово.  Необходимо сначала выложить из букв слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово.

Выигрывают пять учеников, первыми выполнившими задание.

Какие животные спрятались в чемоданах?

     Педагог на доске схематически рисует чемоданы, на которых пишет буквы: о, к, а, ш, у, и др. Дети должны прочитать названия животных, «спрятавшихся» в чемоданах. Выигрывает тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.

Кто точнее?

     Оборудование: набор букв.

     Педагог вызывает по одному представителю команд и предлагает им произвольный набор из пяти букв, которые они должны расположить в алфавитном порядке. Затем вызывается другая пара игроков. По сумме результатов определяется победитель.

Подбери пару

     Оборудование: набор карточек с написанными на них словами у каждого из игроков.

     Педагог предлагает из имеющихся слов на карточках подобрать пары слов, отличающиеся одной буквой. Выигрывают первые пять учеников.

Примерный материал: пар-парк, кот-крот, лампа-лапа, стол-ствол, сук-стук, сор-спор, ком-корм, утка-шутка.

Подбери букву

     Оборудование: предметные картинки, индивидуальные наборы букв.

     У каждого играющего индивидуальный набор букв. Педагог показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается слово- название предмета, изображенного на картинке. В конце игры подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры при обучении грамоте в коррекционной школе

Материал содержит описание дидактических игр, использование которых на уроках обучения грамоте позволит учителю сделать содержание урока разнообразным....

Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида

  Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе С(К)ОШ VIII вида

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе(чтение) С(К)ОШ VIII вида "Звук и буква В"...

Реализация проекта "Школа - наш общий дом" в начальных классов школы I вида

В статье освещены этапы работы по подготовке к празднованию юбилея школы...

Обучение грамоте в специальной коррекционной школе VIII вида по Букварю Аксеновой А.К.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с  «Программами  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» Москва, «Просвещение», 2011 г. под ре...

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Начальная школа 21 века". Тема: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д», 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д»Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [д],[д’], с буквой Д, д; формирование умения моде...

Научная статья "Обучение различным видам изложений в начальных классах школы для глухих"

Статья посвящена вопросу методики подготовки к изложению в начальных классах школы для глухих детей. В статье рассматриваются специфические приёмы работы над изложением Л.М. Быковой....