Звуки и буквы "Ш-Ж"
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
I. Организация начала урока.
Цель: развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
Задание: прочитайте стихотворение и подчеркните букву, которая встречается чаще всего.
Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
- Назовите букву, которая встречается чаще всего («Ш»).
- Назовите парный согласный для звука «Ш».
II. Сообщение темы занятия.
1. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки и буквы «Ш» - «Ж». Давайте дадим характеристику каждому звуку.
2. Знакомство с героями занятия.
Задание: составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок.
Ряды картинок: мак, арбуз, шар, абрикос — Маша
жук, оса, ракушка, аист — Жора
- Герои сегодняшнего занятия — жук Жора и букашка Маша. Они просят, чтобы вы выполнили упражнения для языка и губ.
III. Артикуляционная гимнастика.
Цель: укрепить мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка, вырабатывать движения языка вверх.
Пирожок.
Пирожки в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Извела на пирожки
Полнаперсточка муки.
Качели.
На качелях я качаюсь,
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Чашечка.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Её бока к зубам прижмем.
Маляр.
Маляры пришли втроём,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый.
IV. Дыхательная гимнастика.
Цель: выработать сильную воздушную струю.
Задание: зафиксируйте кончик языка между зубами и произведите длительный выдох.
Как-то раз над камышом
Стрекоза летала.
Вдруг её зеленая
Лягушка увидала.
Испугавшись, стрекоза
Быстро улетела,
Потому что на обед
К лягушке не хотела.
V. Дифференциация «Ш» - «Ж» в словах.
Цель: научить различать звуки «Ш» - «Ж» в словах.
1. Работа со сказкой.
Цель: развитие слуховой памяти.
Задание: послушайте сказку и запомните слова со звуками «Ш-Ж».
«Жили-были жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева — ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором — желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку стало лучше».
Задание: назовите слова для букашки Маши и жука Жоры и определите позицию звуков.
2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.
«Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Букашка Маша решила слетать за новыми листочками. Помогите ей сорвать листочки. На них написаны слоги, составьте из них слова.
Слоги: шко-ла, ба-гаж, жа-ло, жур-нал, шу-ба, шаш-ки, э-та-жи, шо-ко-лад.
3.Психогимнастика.
«После тяжелой работы жук и букашка решили немного отдохнуть. Уселись под кустом шиповника и хотят вам предложить игру «Один в один». Кто лучше других изобразит мимикой то задание, которое они придумают, тот получит сладкий приз».
- Ты стал кислым как лимон.
- Ты превратился в хитрую лисичку.
- Ты стал колючим и сердитым ежиком.
- Ты превратился в ласковое летнее солнышко.
«Они не смогли выбрать лучшего, потому что все были хороши! После занятия все получат призы».
VI. Дифференциация звуков «Ш-Ж» в словосочетаниях.
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
«После лечения Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков.
снежок___________________пожарная
машина __________________книжный
шкаф____________________пушистый
шары____________________желтые
- Ребята, а как можно назвать одним словом: жука, пчелу, букашку.... (насекомые). А каких насекомых вы еще знаете?
- В названии, каких насекомых мы слышим звуки «Ш», «Ж»?
VII. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие точной координации движений.
Пчела.
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела А за нею шмель — шмелек И веселый мотылек. Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Машут ладошками. На каждое название насекомого загибают пальчики. Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам. Машут ладошками и роняют на стол. |
VIII. Работа в тетрадях. Запись числа, дня недели.
Задание: списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ш-Ж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...
Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]
Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....
Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука
Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...
Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"
Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....