Программа логопедических занятий по коррекции дизорфорграфии + календарно-тематическое планирование
рабочая программа по теме
Программа логопедических занятий по коррекции дизорфорграфии + календарно-тематическое планирование для 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzi72_1389021396.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
«Программа логопедических занятий по коррекции дизорфографии»
(Рабочая программа по логопедии для воспитанников 11-14 лет)
Кузнецова Ирина Николаевна,
учитель-логопед
второй категории
КГКОУ Детский дом 20 с.п. «Село Хурба» Хабаровского края Комсомольского района
«Программа логопедических занятий по коррекции дизорфографии + календарно-тематическое планирование»
Пояснительная записка
За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография).
Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов.
Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.
Таким образом, учащиеся 5-7-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой.
Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи:
Обучающие
- формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
- воспитывать интерес к родному языку.
Возраст детей: обучающиеся 5-7 классов общеобразовательной школы.
Условия набора: обучающиеся «группы риска» - по результатам анализа итоговых и текущих работ по русскому языку.
Условия формирования групп: одновозрастные, добор в группы по результатам регулярного мониторинга письменных работ обучающихся.
Срок реализации: 3 года.
Формы и режим занятий:
1 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
2 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
3 год обучения: 36 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма организации деятельности детей на занятии:
- групповая;
- индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
В результате первого года обучения дети будут
знать:
-определения основных явлений, изучаемых в 5 классе;
-определения основных понятий, изучаемых в 5 классе;
-определения основных правил, изучаемых в 5 классе.
уметь:
- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 5 класса;
- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;
- замечать орфограммы («ошибкоопасные» места);
- уметь пользоваться алгоритмами.
В результате второго года обучения дети будут
знать:
-определения основных языковых явлений, изучаемых в 6 классе;
-определения основных орфографических правил, изучаемых в 6 классе;
уметь:
- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 6 класса;
- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки.
В результате третьего года обучения дети будут:
знать:
-определения основных языковых явлений, изучаемых в 7 классе;
-определения основных орфографических правил, изучаемых в 7 классе;
уметь:
- проводить различные формы языкового анализа на программном материале 7 класса;
- уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки.
Способы определения результативности:
- тестирование в начале и конце учебного года.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Тестирование | 2 |
2 | Повторение орфограмм, изученных в начальной школе. | 4 |
3 | Восполнение недостатков грамматического строя речи. | 3 |
4 | Дифференциация пунктограмм. | 2 |
5 | Восполнение недостатков лексического строя речи. | 2 |
6 | Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов. | 11 |
7 | Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа. | 12 |
ВСЕГО | 36 |
Содержание образовательной программы
1.Обследование неречевых психических функций.
Обследование умения концентрировать произвольное слухоречевое и зрительное внимание и память.
2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.
3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.
Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.
4. Дифференциация пунктограмм.
Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.
5. Восполнение недостатков лексического строя речи.
Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.
6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Анализ и комментирование орфограмм приставки.
7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Тестирование | 2 |
2 | Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе (на уровне предложения и текста). | 2 |
3 | Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова. | 4 |
4 | Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа. | 5 |
5 | Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа. | 23 |
ВСЕГО | 36 |
Содержание образовательной программы
1.Тестирование
2. Анализ и комментирование изученных орфограмм в 5 классе. (на уровне предложения и текста)
Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 6-ых классов.
3. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.
Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.
4. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.
5. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. . Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм имени числительного. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Тестирование | 2 |
2 | Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста) | 2 |
3 | Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа. | 13 |
4 | Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа. | 16 |
5 | Диффиренциация пункторамм. | 3 |
ВСЕГО | 36 |
Содержание образовательной программы
1.Тестирование.
2. Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста)
Работа с орфограммами (на уровне предложения и текста), вызывающими наибольшие затруднения у учащихся 7-ых классов.
3. . Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Анализ и комментирование орфограмм суффиксов. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Дефис между частями слова.
4. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм причастия. Анализ и комментирование орфограмм деепричастия. Анализ и комментирование орфограмм наречия. Анализ и комментирование орфограмм предлога Дифференциация приставок и предлогов. Анализ и комментирование орфограмм союза. Дифференциация союзов и предлогов. Распознавание частиц в предложении на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм частицы. Анализ и комментирование орфограмм междометия.
5. Дифференциация пунктограмм
Анализ и комментирование пунктограмм.
Список используемой литературы
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону., 2008.
- Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1981.
- Лалаева Р.И., Прищепова И.В., Выявление дизорфрграфии у младших школьников. – СПб, 1999.
- Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у младших школьников. – СПб, 2003.
- Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
- Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. – СПб, 1997.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М., 2009.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.
Примерное планирование по коррекции дизорфографии
5 класс
по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской
36 часа (1 раз в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
Рек-ных | Фактич. | |||
1 | Первичное тестирование состояния письменной речи | 1 | ||
2 | Анализ и комментирование орфограмм корня (безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные) | 2 | ||
3 | Дифференциация приставки и предлога на практической основе. | 1 | ||
4 | Дифференциация личных окончаний глаголов по алгоритму | 1 | ||
5 | Анализ и комментирование орфограммы «Ь» после шипящих в именах существительных. | 1 | ||
6 | Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. | 1 | ||
7 | Анализ и комментирование лексико-грамматических связей простого предложения. Дифференциация пунктограмм. | 1 | ||
8 | Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения | 2 | ||
9 | Анализ и комментирование лексико-грамматических связей сложного предложения. | 1 | ||
10 | Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения. | 1 | ||
11 | Анализ и комментирование орфограмм написания звонких и глухих согласных в словах. | 1 | ||
12 | Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме. | 2 | ||
13 | Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. | 1 | ||
14 | Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы. | 1 | ||
15 | Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. | 1 | ||
16 | Дифференциация частей слова на практической основе. | 1 | ||
17 | Анализ и комментирование орфограмм корня (чередование и беглые гласные) | 1 | ||
18 | Анализ и комментирование орфограммы приставки (гласные, согласные в приставке) | 1 | ||
19 | Анализ и комментирование орфограмм корня (лаг-лож, раст-ращ-рос) | 1 | ||
20 | Анализ и комментирование орфограмм корня (о-ё после шипящих, ы-и после ц) | 1 | ||
21 | Анализ и комментирование орфограммы существительного – имя собственное. | 1 | ||
22 | Анализ орфограммы существительного – правописание гласных в падежных окончаниях. | 1 | ||
23 | Анализ и комментирование орфограммы существительного – правописание о-е после шипящих и ц. | 1 | ||
24 | Алгоритм определения падежа имени прилагательного. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | ||
25 | Анализ и комментирование орфограмм прилагательных – о-е после шипящих, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | 1 | ||
26 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – НЕ с глаголом, Ь после Ч в неопределенной форме. | 1 | ||
27 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание -ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах. | 1 | ||
28 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – буквы Е-И в корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом Л в прошедшем времени. | 1 | ||
29 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | ||
30 | Анализ и комментирование орфограмм глагола – Ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа. | 1 | ||
31 | Закрепление изученных орфограмм глагола. | 1 | ||
32 | Повторение и закрепление изученных орфограмм существительного, прилагательное. | 1 | ||
33 | Итоговое тестирование состояния письменной речи | 1 |
Примерное планирование по коррекции дизорфографии
6 класс
по учебнику русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой
36 часов (1 раз в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
Рек-ных | Фактич | |||
1 | Тестирование состояния письменной речи | 1 | ||
2 | Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе. (на уровне предложения и текста) | 1 | ||
3 | Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине | 2 | ||
4 | Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова | 2 | ||
5 | Разбор слова по составу | 1 | ||
6 | Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне -КОС-/-КАС-) | 1 | ||
7 | Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне -ГОР-/-ГАР-) | 1 | ||
8 | Анализ и комментирование орфограмм приставки (гласные приставках ПРЕ-/ПРИ-) | 1 | ||
9 | Анализ и комментирование орфограммы сложных слов (соединительные гласные О, Е) | 1 | ||
10 | Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква И в падежных окончаниях имен существительных) | 1 | ||
11 | Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква Е в суффиксе –ЕН) | 1 | ||
12 | Анализ и комментирование орфограмм имени существительного (НЕ с существительными) | 1 | ||
13 | Анализ и комментирование орфограмм суффикса имени существительного (буквы Ч-Щ в суффиксах –ЧИК-/-ЩИК-; гласные в суффиксах –ЕК-/-ИК-; гласные О-Е после шипящих в суффиксах) | 1 | ||
14 | Дифференциация орфограмм имени существительного | 1 | ||
15 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. | 1 | ||
16 | Анализ и комментирование орфограммы НЕ с полными и краткими прилагательными. | 1 | ||
17 | Анализ и комментирование орфограммы -О- и -Е- после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | ||
18 | Анализ и комментирование орфограммы одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 | ||
19 | Анализ и комментирование орфограммы правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск- | 1 | ||
20 | Анализ и комментирование орфограммы дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | ||
21 | Анализ и комментирование орфограммы буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения. | 1 | ||
22 | Анализ и комментирование орфограммы мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. | 1 | ||
23 | Анализ и комментирование орфограммы гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-) | 1 | ||
24 | Дифференциация орфограмм глагола. | 1 | ||
25 | Анализ и комментирование орфограммы Ь на конце и в середине числительных. | 1 | ||
26 | Анализ и комментирование орфограммы буква И в окончаниях количественных числительных. | 1 | ||
27 | Изменение по падежам составных количественных числительных. | 1 | ||
28 | Дифференциация орфограмм имени числительного. | 1 | ||
29 | Анализ и комментирование орфограммы НЕ в неопределенных местоимениях. | 1 | ||
30 | Анализ и комментирование орфограммы дефис в неопределенных местоимениях. | 1 | ||
31 | Анализ и комментирование орфограммы различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях. | 1 | ||
32 | Анализ и комментирование орфограммы слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | 1 | ||
33 | Дифференциация изученных орфограмм. | 1 | ||
34 | Итоговое тестирование состояния письменной речи | 1 | ||
ВСЕГО | 36 |
Примерное планирование по коррекции дизорфографии
7 класс
по учебнику русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой
36 часа (1 раз в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
Рек-ных | Фактич. | |||
1 | Тестирование состояния письменной речи | 1 |
| |
2 | Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5,6 классах. (на уровне предложения и текста) | 2 | ||
3 | Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе. | 1 | ||
4 | Дифференциация суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (- ущ-(-ющ-); -ем-(-им-) | 1 | ||
5 | Дифференциация гласных (а, я; е) перед -н- в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | ||
6 | Анализ и комментирование орфограмм суффикса в полных страдательных причастиях прошедшего времени (-н-, -нн-) | 1 | ||
7 | Анализ и комментирование орфограмм суффикса кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных (-н-, -нн-) | 1 | ||
8 | Анализ и комментирование орфограмм причастия –НЕ с причастиями | 1 | ||
9 | Анализ и комментирование орфограмм суффикса страдательных причастий прошедшего времени (буквы Е - Ё после шипящих) | 1 | ||
10 | Анализ и комментирование пунктограмм при деепричастном обороте. | 1 | ||
11 | Анализ и комментирование орфограмм деепричастия – НЕ с деепричастиями | 1 | ||
12 | Дифференциация деепричастий совершенного и несовершенного вида. | 1 | ||
13 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е) | 1 | ||
14 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий) | 1 | ||
15 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (одна и две буквы Н в наречиях на О-Е) | 1 | ||
16 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (О и Е после шипящих на конце наречия). | 1 | ||
17 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (буквы О и А на конце наречий) | 1 | ||
18 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (дефис между частями слова в наречиях) | 1 | ||
19 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных) | 1 | ||
20 | Анализ и комментирование орфограмм наречия (Ь после шипящих на конце наречий) | 1 | ||
21 | Дифференциация изученных орфограмм наречия. | 1 | ||
22 | Анализ и комментирование орфограмм предлога (слитное и раздельное написание производных предлогов) | 2 | ||
23 | Дифференциация приставок и предлогов. | 1 | ||
24 | Анализ и комментирование орфограмм союза (слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ) | 1 | ||
25 | Дифференциация союзов и предлогов. | 1 | ||
26 | Дифференциация изученных орфограмм наречия, предлога, союза. | 1 | ||
27 | Распознавание частиц в предложении на практической основе. | 1 | ||
28 | Анализ и комментирование орфограмм частицы (раздельное и дефисное написание частиц) | 1 | ||
29 | Анализ и комментирование орфограмм частицы (отрицательные частицы НЕ и НИ) | 1 | ||
30 | Анализ и комментирование орфограмм частицы (различение частицы НЕ и приставки НИ) | 1 | ||
31 | Дифференциация частиц, приставок, союзов. | 1 | ||
32 | Анализ и комментирование орфограмм междометия (дефис в междометиях) | 1 | ||
33 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | ||
34 | Тестирование. | 1 | ||
ВСЕГО | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"
Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...
Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий для обучающихся «Коррекция нарушений письма» (5 класс)
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое разви...
«Применение моторной программы в структуре логопедического занятия по коррекции звукопроизношения»
Статья посвящена применению учителем-логопедом моторного планирования на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения. ...