Урок русского языка в 8 классе (коррекции 8 вида)
план-конспект урока (8 класс) на тему

Мирошниченко Мария Николаевна

Урок русского языка в 8 классе (коррекции 8 вида) по теме "Спряжение глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Спряжение глаголов20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Мирошниченко Мария Николаевна, учитель 8 класса( коррекции 8 вида) 

Методы, включённые в урок выполняли не только учебную, но и развивающие функции. Для этого применяются задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики не просто отвечали, а включались в работу их психологические функции. На протяжении урока осуществляется смена видов деятельности, тем самым реализовывается охранительный режим. Одним из ведущих методов обучения в коррекционной школе является наглядный метод, который использован в роли стимулирующего компонента. Коррекционная задача на каждом этапе урока ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы в ходе данного урока.  На уроке сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Тема: «Спряжение глаголов» 

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Коррекционные:  коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

Оборудование: картинки сказочных героев, таблицы

Форма урока: путешествие по сказке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звенит звонок всё громче, всё слышней,
Какая трель над нами разливается!
Ты думаешь – распелся соловей?
А вот и нет – здесь сказка начинается.

– Ребята, мы на предыдущих уроках учились отличать глаголы 1 и 2 спряжения.  Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний.

– Вы готовы к путешествию по сказке? Тогда сказка начинается.

II. Минутка чистописания

Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они по роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит: «Не плачь добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам спряжения глаголов. Отправился Иван-Царевич в дальний путь. Долго ли, коротко ли он шёл – на пути встретилась река, а мост закрыт и написано на нём  – «Назови тему урока».

- Какие слова спрятались?

АОЛГЛГ   СРПЯЕЖИНЕ
– Как будет звучать тема нашего урока?

– Открылся мост, идет по нему Иван-Царевич, а на нём записано... Прочтём хором:

Двадцатое апреля.
Классная работа.

– Откройте тетради и запишите.
– Поставим ударение в слове «двадцатое»
– Назовите  с безударную гласную  
– Что нужно сделать, чтобы проверить, правильно ли мы записали это слово?
– Подберите проверочное слово.
(Двадцать)
– Какую безударную гласную мы проверили?
– Пропишем ее в соединении  каллиграфически правильно: заглавную со строчной Аа.

– С вашей помощью Иван-Царевич миновал реку.

III. Повторение.

  1. Словарная работа

А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана-Царевича к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу – видит – сидит Баба Яга на лавке с учебником русского языка в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне разобраться с заданием  – разгадать слова словарные и записать их грамотно.

Слайды  4-7

  1. - Что такое «спряжение глаголов»? Маленький тест: выберите правильное утверждение.

Ребенок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке и выбирает правильный, по его мнению, ответ.(слайд 8) 

- Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

- Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.

Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.
– Нет, – говорит Иван-Царевич, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу, на которой ты летаешь.
– Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на «особом ускорителе». Если проспрягаешь глагол правильно, то сможешь взлететь.
 

ΙV. Новая тема.

- Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)

- Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 9) –

по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола

-  Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.

- А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» (слайд – 10) . Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете?

 (в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

- Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика    (слайд 11). 

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).

Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!

- Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора (слайд 12).

IV. Закрепление.

 Обрадовался Иван-Царевич, что вы ему помогли, сел в ступу и мгновенно приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит,  на камне записаны слова: распределишь слова в 2 столбика– найдёшь нужную дорогу к Кощею.

- А теперь задание для закрепления (слайд 15). Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)

- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.

- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).

- Похвалите себя, кто выполнил все правильно.(слайд 18).

V. Физминутка

- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём) (слайд 14).

 Помогли вы Ивану-Царевичу найти нужную дорогу. Но подул ветер, засыпал дорогу Ивану-Царевичу, преградил путь  к Кощею. Давайте поможем очистить путь. Вы должны будете

самостоятельно подобрать слова по картинкам (слайд 17). Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?

- Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Если возникнут сомнения в правописании слов, поднимите руку. Когда закончите, проверьте друг друга.

VI. Работа с тестом.

– Увидел Кощей бессмертный, что идёт к нему Иван-Царевич,  а сам задумал дело хитрое, подослал Змея многоголового и говорит тот ему: «За невестой пришёл добрый молодец? Давай договоримся: задам я тебе всего одно задание. Выполнишь его – забирай Елену прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плеч полетит».
Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей:
 

Выполни  ТЕСТ №1 «Глагол» (слайд 28).

Проверка выполнения теста (слайд 29).


Выполнил Иван-Царевич задание, а Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная и сказала она: если бы ты не  умел правильно определять спряжение глаголов, никогда бы мы не встретились. А какое правило тебе помогало это сделать?
– Давайте назовём вместе это правило:

– Отправились Иван-Царевич с Еленой Прекрасной в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

VII . Итог

– Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам?
– А чему учит эта сказка?
– А урок русского языка вам понравился?
– Чему мы учились сегодня?
– Что повторяли?

Оценивание.

– Вы сегодня на уроке старательно работали. И каждый заслужил положительной оценки.

Комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание вы получите у героев сказки.

  • У Бабы-Яги в конверте задание очень простое.
  • У Кощея – по-сложнее.
  • У Змея Горыныча многоголового – задание сложное, но выполнимое. Подойдите и выберите самостоятельно себе задание.

      АОЛГЛГ

                            3    5       2     1       6    4

 СРПЯЕЖИНЕ

      1     3      2      4      6          5        8            7      9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор методов коррекции на уроках русского языка в школе 8 вида.

Данная тема раскрывает сущность методов коррекционной работы на уроках русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"

Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс коррекция

Настоящая программа по русскому языку для коррекционного 5 «Д»  класса создана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образов...

Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида.

Статья на тему "Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида" ставит вопрос о том, как дать знания детям с ЗПР. Ответ - каждый урок должен иметь коррекционную направленность н...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида.

Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида....