Проект "Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ"
проект по теме
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Предлагаемый проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ, кроме того, обеспечивает индивидуальную траекторию развития ребенка как показатель профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 50.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ»
Аннотация
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Предлагаемый проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ, кроме того, обеспечивает индивидуальную траекторию развития ребенка как показатель профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Постановка проблемы
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия |
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.
Энциклопедический словарь
С целью индивидуализации предметно-пространственной среды и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 501 "Медвежонок"» г. Новосибирска был разработан проект.
Цели и задачи проекта
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:
- исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через открытие";
- коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
- имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
- психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности;
- деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
- рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне предметно-пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территорию детского сада.
Вторая идея проекта заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Таким образом, целью проекта стало создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В качестве основных задач проекта были определены:
- создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
- освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
- овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;
- эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения
предметно-пространственной среды
Основные положения личностно ориентированной модели предметно-пространственной среды отражаются в принципах ее построения. Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства (М.И. Лисина).
Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере каждого ребенка, его интересах, наклонностях.
Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Содержание методической работы
с педагогами
Формы повышения квалификации педагогов в рамках данного проекта выбирались исходя из психологических особенностей их познавательной деятельности. Так, методическая работа предусматривала следующие инновационные формы: лекции в виде диалога, семинар-интервью, дебаты (по технологии Е.О. Галицких), мастер-классы, конкурсы, семинары-практикумы, практикум по созданию эскизов и мини-проектов, игровое моделирование, метод проектов и проблемно-поисковый.
Методическая работа осуществлялась в три этапа согласно разработанному плану (приложение 1). На первом – подготовительном – этапе во время разнообразных педагогических мероприятий педагоги изучали специализированную литературу, интернет-сайты по вопросам организации индивидуализированной среды, а затем с учетом приобретенных знаний сформированная творческая группа обсуждала и предлагала индивидуализированный дизайн пространства учреждения.
На втором – основном – этапе разрабатывались и вносились в годовой план индивидуальные проекты для каждой группы, план функционирования предметно-пространственной среды ДОУ. Параллельно происходил обмен опытом: в методическом кабинете были сформированы библиотеки для воспитателей по теме проекта, изготовлены и систематизированы дидактический и раздаточный материалы. На последнем этапе подводились итоги, планировалась работа на следующий год.
Использование компонентов предметно-пространственной среды
Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в оформлении предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ.
Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной групповых помещений. Например, в ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов. На личном шкафчике каждого дошкольника написано его любимое имя, внутри кабинки – данные его родителей, контактные телефоны.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (3–7 лет). В группе оформляется "Уголок именинника", атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, "Паровозика желаний", персональной именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и т. д.
Рубрики "Я умею, я люблю, хочу научиться" заполняются со слов ребенка и раскрывают его интересы и возможности. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике "Мое настроение". В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей.
Так, в группах младшего возраста ребенок может различить три состояния настроения: плохое, хорошее и отличное, а в старших группах – значительно больше.
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика "Я молодец, я научился".
Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в рубрике "Панорама добрых дел" стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разно-образных карточек по всем видам детской деятельности. Например, в группе "Морячки" дети путешествуют по островкам "Остров размышлений", "Эко-знайка", "Поиграй-ка", "Домисолька", "Остров сокровищ", "Почитай-ка", "Остров Самоделкина", "Здоровей-ка", "Остров Робинзона" (уголок уединения).
Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме или теме проекта. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители.
Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметно-пространственной среды ДОУ (коридоры, вестибюли, другие функциональные помещения).
Стена "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).
Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка и др.) родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Песочные мозаичные панно включают в себя такие компоненты, как "секретики" в песке, строительство домиков из веток, палок. На первых порах воспитатели выкладывают мозаику вместе с дошкольниками, но дети достаточно быстро осваивают технику и создают собственные композиции, которые на протяжении всего лета украшают участки детского сада.
Вылепленные руками воспитателей скульптуры обитателей морей и океанов расширяют не только кругозор детей, но и поле их деятельности. Они используются дошкольниками для двигательной активности, подвижных и сюжетных игр.
С помощью педагогов дополнительного образования (эколога, педагога по изобразительной деятельности, инструктора по физической культуре и др.) воспитанники перемещаются по территории детского сада и выбирают интересный для них вид деятельности, объединяются в разновозрастные микрогруппы.
Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за растением, следить за чистотой скульптур). Более подробное описание использования компонентов предметно-пространственной среды дошкольного учреждения представлено в приложении 2.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Преимущества данного индивидуализированного подхода над традиционным можно оценить благодаря сводной таблице (приложение 3), иллюстрирующей изменения, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация по реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ.
План повышения профессиональной компетентности педагогов
в области создания индивидуализированной предметно-пространственной
среды в ДОУ
Приложение 1
Мероприятие | Содержание |
1-й этап – подготовительный | |
Педагогический совет | Анализ тематического контроля по организации предметно-пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом индивидуального подхода к ребенку |
Цикл педагогических чтений | Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно-пространственной среды |
Педагогическая гостиная | Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра видеоматериалов |
Сайт-экспедиция | Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование, сотрудничество с учреждениями, исследующими предметно-пространственную среду |
Бюро находок | Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта |
Организация творческой группы | Разработка дизайн-проекта оформления помещений ДОУ как единого индивидуализированного пространства учреждения |
Мини-презентация. | Представление проекта творческой группой. Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной предметно-пространственной среде |
2-й этап – основной | |
Дизайн-мастерские | Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства |
Организация творческой группы | Составление плана функционирования среды с внесением в годовой план графиков движения групп в единой пространственной среде, плана взаимодействия педагогов |
Постоянно действующие мини-типографии на базе | Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для детей с заданиями для организации самостоятельной разнообразной деятельности |
Электронный методический банк | Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) |
Наглядно-дидактический и методический банк в информационно-методическом кабинете | Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической литературой. Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики) |
Мастер-классы | Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм |
3-й этап – рефлексивный | |
Анкетирование детей, педагогов, родителей. | Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта |
Совещание с участием заведующего ДОУ | Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год |
Использование отдельных компонентов
предметно-пространственной среды дошкольного учреждения среды в ДОУ
Приложение 2
Компонент | Процесс | Участник |
Приемная | ||
"Здравствуйте, | Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых | Ребенок – личность, |
"Уголок именинника" | Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. | Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор |
"Звезда дня" | На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки | Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты |
"Мое настроение" | Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние | Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый |
Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" | Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности | Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель |
"СМС-почта", "Я молодец, | Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду | Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный |
"Ладошки успеха" | Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения | Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик |
"Панорама добрых дел" | Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями | Ребенок – созерцатель, воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый |
Портфолио ребенка | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни | Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник |
Рубрика "Ждем на индивидуальную работу" | Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования | Воспитатель – организатор; родитель – активный помощник |
"Новости дня" | Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение | Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый |
"Чудо-носочки" (варежки и т. п.) | Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника" | Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник |
Игровая и спальная комнаты | ||
Творческие | Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов | Ребенок – создатель; воспитатель – организатор |
Карта-путеводитель | Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) | Ребенок – инициатор; воспитатель – помощник |
"Деловые хлопоты" | Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др. | Ребенок – активный участник |
"Островок "Полянка | Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого | Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный |
Газеты, листовки и знаки | Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми | Ребенок – автор |
Макеты | Создание ребенком предметных образцов пространства | Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант |
Мини-музеи | Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта | Ребенок – создатель; |
"Мое творчество" | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка | Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник |
Детский дизайн-клуб | Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги") | Ребенок – дизайнер |
"Ангелы сна", "Обереги" | В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем. | Ребенок – создатель, выдумщик; воспитатель – соучастник |
Коридоры, вестибюли, дополнительные площади | ||
Стена "Наша жизнь, наши успехи" | Используется для демонстрации личных достижений ребенка | Ребенок – гордый созерцатель; старший воспитатель – организатор |
Стены творчества | Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок | Ребенок – творец; старший воспитатель – организатор; воспитатель – помощник; родитель – соучастник |
Дизайн-холл | Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей | Ребенок и родитель – автор; старший воспитатель – организатор |
Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены" | Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ | Ребенок – автор; воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик |
"Азбука настроения" | Получение педагогом обратной связи после занятия с ребенком физической культурой | Ребенок – аналитик; воспитатель по ФИЗО – диагностик |
"Вымпел" | Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований | Ребенок – участник |
"Книга рекордов" | Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов" | Ребенок – участник; воспитатель по ФИЗО – издатель |
Информационно-методический кабинет | ||
Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека) | Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций | Старший воспитатель – организатор; ребенок – зритель, собеседник |
Игро-библиотека | Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры | Старший воспитатель – библиотекарь, консультант; ребенок – потребитель |
Территория дошкольного учреждения | ||
"Детская дизайн-площадка" | Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"), | Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор, |
"Дизайн-территория" | Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. | Старший воспитатель ребенок – потребитель |
"Эко-полянка" | "Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность | Ребенок – исследователь, аналитик; воспитатель – координатор |
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов
в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ
Приложение 3
Цель образовательного процесса | Традиционный подход | Инновационный подход |
Формирование знаний, умений и навыков | Развитие личности, общих и специальных способностей, компетентности детей | |
Методы обучения | Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого | Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка |
Педагогические средства | Преимущественно:
| Преимущественно:
|
Способы мотивации | Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается | Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т. д. |
Дидактические | Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью сложности. Готовит воспитатель | Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги, родители |
Тип взаимодействия | Субъект-объектные. Ребенок – объект педагогического воздействия | Субъект-субъектные. Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни |
Основные функции воспитателя | Трансляция и формирование знаний, умений и навыков | Формирование познавательных процессов |
Активность детей | Преимущественно по инициативе педагога | Собственная активность и инициатива детей |
Роли детей | В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т. п. | Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик и т. д. |
Образовательная | Складывается у педагога в соответствии с его собственным опытом обучения, профессиональным и личностным опытом. При кажущемся разнообразии средств приобретает статичный характер. Обеспечивается | Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных технологий |
Критерии | Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
содержание предметно-пространственной среды в соответсвии сООП
Содержание предметной среды во всех возрастных группах...
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС"
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС...
Проект «Предметно-пространственная развивающая среда групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Исследования последних лет показали особую значимость для ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, игровой деятельности, развивающего влияния окружающей среды. Поэтому создание бла...
Предметно-пространственная развивающая среда в образовательной области «Физическая культура»
Качество воспитательно – образовательного процесса детского сада «Солнышко» находится в прямой зависимости от правильной организации образовательного пространства. В соответствии ФГОС для формирования...
Специфические особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группах компенсирующей направленности
Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...