Симптоматика дисграфии
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Симптоматика дисграфии (нарушения письменной речи)
Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Садовникова И.Н. применила принцип поуровневого анализа специфических ошибок. Выделила три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания);
Ошибки на уровне буквы и слога
Включают: 1) ошибки звукового анализа; 2) ошибки фонематического
восприятия.
- Ошибки звукового анализа
Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых – узнавание звука на фоне других фонем и вычленение его из слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье – «дорве», брат – «бт».
Пропуску буквы и слога способствуют следующие позиционные условия:
а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л) лакать, живу(т) дружно». В последнем случае по нормам орфоэпии произносится «живуд дружно», т.е. имеет место регрессивная ассимиляция;
б) соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), си(ди)т, и т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», ковром – «корвом» и д.р. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом: он – «но», от школы – «то школы». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима – «зиам».
Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор - «довр», брат – «барт» и т.д.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «девочика», «дружено». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный. Есть еще вставка, имеющая особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющаяся в составе слова, например: «дуружно», в «укуклы». Подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная «вставка» есть отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребенком ошибка и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение вставленной буквы: ярече, на речуку, деверь. Диктуемое слово звучит доли секунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность.
В последние годы у младших школьников стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной – Аавгуст, Оосень. Эти ошибки –результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому привели первоклассников письменные упражнения в «Прописях», где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде: Вв, Лл, и др. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти и сохраняется в письме последующие годы.
2) Ошибки фонематического восприятия
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
- нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
- в нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции:
д-т – «тавно», «деди», «итут домой»;
з-с – «кослик», «привосит», «звою сумку»;
б-п – «попеда», «пелье», «балатка»;
ж-ш – «шдет», «жумно», «весело шушшали шуки…»;
г-к – «долко», «досга», «кокда», «уколок»;
в-ф – «портвель», «вавли», «фьюга», «ковта».
Лабиализованные гласные:
о-у – «звенит рочей», «сизый голобь», «по хрупкуму льду»;
е-ю – «клеква», «тюплый».
Сонорные:
р-л – «хородный», «крюч», «лабота».
й-л’ – «тут бывалет и солька» – тут бывает и сойка…
Свистящие и шипящие:
с-ш – «шиски», «излозение», «зелезо», прузына»;
с’-щ – «нещет», «сенок».
Аффрикаты:
ч-щ – «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «щасто»;
ч-ц – «сквореч», «чапля», «цястый»;
ч-т’ – “черчит”, “Жутька”, “вместе играч”, “девотька”;
ц-т – “пцица”, “Пеця”;
ц-с – “рельцы”, “куриса”, “улиса”.
Смешение букв по кинетическому сходству
Смешения объясняются либо акустико-артикуляционным сходством фонем,
либо оптическим сходством букв.
Были выделены группа оптически сходных букв и кинетически сходных букв.
По кинетическому сходству:
о-а – «бонт», «ураки», «глазки», «на гарку»…
б-д – «людит», «убача», «ядлоки»…
и-у – «прурода», «села миха», «кукишка», «кист»…
т-п – «стасли», «вытал», «шатка», «атрель»…
х-ж – «поймал еха», «можнатые», «дорохки»…
л-я – «февраяь», «кяюч», «весеяо»…
Г-Р – «Гечка, Ролова, Гаки, Ролодный…
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (и-у, Г-Р, б-д…).
По мнению Садовниковой И.Н. следует различать оптически или кинестетически сходные буквы, поскольку оптически сходные буквы имеют разные отправные точки при начертании первого элемента «и в письме школьников не смешиваются» (с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д).
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ. В подобных смешениях играет отрицательную роль также неправомерное методическое требование «безотрывного» написания слов.
Персеверации, антиципации.
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно названия: персеверация (застревание) и антиципация (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже – гласный – заменяет вытесненную букву в слове.
Персеверации в письме:
а) в пределах слова: «магазим», «колхозниз», «за зашиной»;
б) в пределах словосочетания: «у деда Модоза»;
в) в пределах предложения: «Девочка кормила петуха и курм»;
Антиципация в письме:
а) в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами»;
б) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки». «Жалобко замяукал котенок».
Возможна персеверация и антиципация слога и слова.
В основе подобных ошибок лежит слабость дифференцировочного торможения.
Ошибки на уровне слова.
В устной речи слова в синтагме произносятся слитно, а в письменной речи
слова предстают обособленно. Если ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы, то это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:
1) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «я сный»). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;
2) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил» и др.).
Слитно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или
предыдущим словом «ветки елии сосны», «кдому, надерево». Есть случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: «быличудные дни», «кругомтихо».
Своеобразны ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» – у деда Мороза».
В некоторых случаях слияние слов как бы провоцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов – иначе говоря, ребенок сбивается с замысла, проговаривая при письме слова: на «общем» звуке переходит на следующее слово. При этом пропускаются части первого слова: каждый день – «каждень», куст шуршит – «куршид», посадил в клетку (кого?) – «посадил в клеткого».
Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражение в контаминациях слов: лепят бабу – «лептбау», была зима – «блзм», в мешке подарки для ребят – «мишкпаркилрит» и т.п.
Отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов является морфемный аграмматизм. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Так, при попытке подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования: лед – «ледик», мед – «медик». Образуя существительные посредством суффикса – ищ - ученики 2-3-х классов часто не учитывают чередования согласных в корне и даже после устного анализа пишут: рука – «рукища», нога – «ногища».
Нарушение функции словообразования обнаруживается особенно явственно при образовании прилагательного от существительного, например:
цветок, растущий в поле – «поленой цветок»;
в воде – «водный цветок»;
хвост медведя – «медвежин, медведий хвост»;
лисы – «лисичий хвост»;
день, когда дует ветер – «ветерный день».
Несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем, например: «сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый», «глубокие скважинные» - вместо скважины и т.д.
Могут не осознаваться обобщенные значения морфем, часто учащиеся ошибочно используют приставку или суффикс: «Пожарник поливает пожар» – вместо заливает и др.
Затрудняются дети с дисграфией и в выборе соответствующей формы глагола (по времени или виду – совершенному, несовершенному).
Ошибки на уровне предложения.
Многим детям трудно усвоить членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений – заглавных букв и точек. Такие ошибки объясняются тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: техническими, логическим, орфографическими. Имеет значение и несформированность умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.
Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления.
Определенные трудности представляет оперирование однородными членами предложения, например: «Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей».
Неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования даже при письме под диктовку, например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив» – вместо «засыпанный снегом лес».
Особенно многочисленны ошибки в употреблении норм управления: «Зима ждала, ждала прурода», «по дорожках сада», «шел к фермы» и т.д.
Значительные трудности связаны с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже – удваивать, например: «вызвал доске», «зайка жил живом уголке», «тень за деревом, перед деревом» – вместо под деревом; «в прохладную воду в светлой реке».
По утверждению Садовниковой И.Н. главная трудность при обучении родному языку заключается в том, что язык как особая система долгое время не существует для сознания ребенка. Формирование аппарата письменной речи происходит на начальной, элементарной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя полтора-два года от начала обучения письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, поскольку их техническая сторона автоматизируется, «свертывается», а на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДисграфия - это частичное специфическое нарушение процессов письма.В работах ученых по-разному рассматривается определение ди...
Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.
В настоящее время практически в каждом дошкольном образовательном учреждении встречаются дети, имеющие аутистическую симптоматику....
Советы родителям детей с аутистической симптоматикой
Некоторые рекомендации для родителей...
"Симптоматика дисграфии"
quot;Симптоматика дисграфии"...
Педагогическая симптоматика трудностей обучения письму и причины возникновения ошибок.
В таблице приведены примеры ошибок на письме и педагогические причины их возникновения у детей начальных классов....
Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...