Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
статья на тему
Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процессов письма.
В работах ученых по-разному рассматривается определение дисграфии.
Р.И. Лалаева дала такое определение дисграфии: «Дисграфия - это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций».
А.Н. Корнев: «Дисграфия - стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достигнутый уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха».
И.Н. Садовникова: «Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок».
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы:
- речеслуховой (восприятие на слух звуков и фонем),
- речедвигательный (обеспечивает артикуляцию и произношение),
- зрительный (отвечает за восприятие букв, графем),
- общедвигательный (кинетический-движение глаз по строке,
двигательный - движение руки для написания букв).
Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Координированная работа этих анализаторов представляет функциональную речевую систему и является физиологической основой чтения и письма. Мозговой основой процессов чтения и письма является взаимодействия корковых концов данных анализаторов (взаимодействие различных областей коры головного мозга: задне-лобная, нижне-теменная, височная, затылочная область доминантного полушария).
Нарушение всех этих анализаторов приводит к дисграфии - нарушению процесса письма, а чаще всего к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Как выделяет Р.И.Лалаева и Л.В.Венедиктова, механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Несформированность анализа предложений на слова обнаруживаются в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. Примеры: «Летам пареке и дут парходи. (Летом по реке идут рароходы.), вдоме убашки кот Васка и сабака Пушок (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок)».
Наиболее распространёнными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа. Наиболее распространены следующие ошибки:
1. пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки, состаляют-составляют)
2. пропуски гласных (девчки-девочки, пошл-пошли, тчка-тачка, раскачивет-раскачивает)
3. перестановки букв (пакельки-капельки, кулка- кукла)
4. добавление букв (весная-весна)
5. пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед-велосипед)
По мнению Л.Г.Парамоновой (2001г), ошибки при этой форме дисграфии будут выглядеть следующим образом:
1. пропуски гласных букв в слове (упла-упала)
2. пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (сол-стол, стают-встают)
3. перестановка букв в слове (етсь-есть, клювка-клюква)
4. пропуск слогов и букв в слове (бачка-бабочка, по страм-по сторонам)
5. слитная запись слов в предложении (кшкалежитнастле-кошка лежит на стуле)
Эти ошибки, по определению автора, отражают неумение ребёнка ориентироваться в речевом потоке или не умеет выделять даже отдельные слова в потоке речи. Во всех остальных случаях ребёнок не смог правильно определить звуко-слоговой состав слова.
А.Н.Корнев (2003г.) даёт такую симптоматику данного вида дисграфии:
1. при нарушении анализа предложений - слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов.
2. при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов - пропуски, перестановки слогов, добавление
слогов.
3. при нарушении фонематического анализа нарушается звуко-буквенная структура (ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусков согласных букв при стечениях, перестановках и добавлений букв).
Автор отмечает, что этот вид дисграфии характерен для детей с ОНР, алалией, ЗПР, умственной отсталостью и часто сочетается с акустической и артикуляторно-акустической дисграфией.
И.Н.Садовникова (1995г.) указывает, что несформированность действия звукового анализа и синтеза проявляется на письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов (снка-санки, кичат-кричат). Пропуск нескольких букв в слове - есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова (дорве-здоровье, девча-девочка).
По наблюдениям, пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия:
1. встреча двух одноимённых букв не стыке слов (ста(л)лакать, прилетае(Т) только зимой)
2. соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные (наста(ла), кузнечи(ки), ходи(ли))
Перестановка букв и слогов является выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений (чунал-чулан, корвом-ковром). Более многочисленные перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слова заменяются прямым словом (но-он, то школы-от школы).
В двухсложных словах состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным (довр-двор, сёрт-стёр, барт-брат).
Вставки гласных букв, по мнению И.Н.Садовниковой, наблюдаются обычно при стечении согласных (шекола, девочика, душиный, ноябарь).
Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно проявляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
Внешне с этими гласными сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность "вставленной" оказывается гласная, уже имеющая в составе слова (дуружно, в лесоко, в укуклы).
В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной (гулямем, сахахрный). Подобная "вставка" есть, по мнению И.Н.Садовниковой, отражение колебаний школьника при передачи последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребёнком ошибка и правильное написание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simptomatika_disgrafii_na_pochve_narusheniya_yazykovogo_analiza_i_sinteza.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процессов письма.
В работах ученых по-разному рассматривается определение дисграфии.
Р.И. Лалаева дала такое определение дисграфии: «Дисграфия - это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций».
А.Н. Корнев: «Дисграфия - стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достигнутый уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствия грубых нарушений зрения и слуха».
И.Н. Садовникова: «Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок».
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы:
- речеслуховой (восприятие на слух звуков и фонем),
- речедвигательный (обеспечивает артикуляцию и произношение),
- зрительный (отвечает за восприятие букв, графем),
- общедвигательный (кинетический-движение глаз по строке,
двигательный - движение руки для написания букв).
Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.
Координированная работа этих анализаторов представляет функциональную речевую систему и является физиологической основой чтения и письма. Мозговой основой процессов чтения и письма является взаимодействия корковых концов данных анализаторов (взаимодействие различных областей коры головного мозга: задне-лобная, нижне-теменная, височная, затылочная область доминантного полушария).
Нарушение всех этих анализаторов приводит к дисграфии - нарушению процесса письма, а чаще всего к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Как выделяет Р.И.Лалаева и Л.В.Венедиктова, механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Несформированность анализа предложений на слова обнаруживаются в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. Примеры: «Летам пареке и дут парходи. (Летом по реке идут рароходы.), вдоме убашки кот Васка и сабака Пушок (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок)».
Наиболее распространёнными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа. Наиболее распространены следующие ошибки:
1. пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки, состаляют-составляют)
2. пропуски гласных (девчки-девочки, пошл-пошли, тчка-тачка, раскачивет-раскачивает)
3. перестановки букв (пакельки-капельки, кулка- кукла)
4. добавление букв (весная-весна)
5. пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед-велосипед)
По мнению Л.Г.Парамоновой (2001г), ошибки при этой форме дисграфии будут выглядеть следующим образом:
1. пропуски гласных букв в слове (упла-упала)
2. пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (сол-стол, стают-встают)
3. перестановка букв в слове (етсь-есть, клювка-клюква)
4. пропуск слогов и букв в слове (бачка-бабочка, по страм-по сторонам)
5. слитная запись слов в предложении (кшкалежитнастле-кошка лежит на стуле)
Эти ошибки, по определению автора, отражают неумение ребёнка ориентироваться в речевом потоке или не умеет выделять даже отдельные слова в потоке речи. Во всех остальных случаях ребёнок не смог правильно определить звуко-слоговой состав слова.
А.Н.Корнев (2003г.) даёт такую симптоматику данного вида дисграфии:
1. при нарушении анализа предложений - слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов.
2. при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов - пропуски, перестановки слогов, добавление
слогов.
3. при нарушении фонематического анализа нарушается звуко-буквенная структура (ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусков согласных букв при стечениях, перестановках и добавлений букв).
Автор отмечает, что этот вид дисграфии характерен для детей с ОНР, алалией, ЗПР, умственной отсталостью и часто сочетается с акустической и артикуляторно-акустической дисграфией.
И.Н.Садовникова (1995г.) указывает, что несформированность действия звукового анализа и синтеза проявляется на письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов (снка-санки, кичат-кричат). Пропуск нескольких букв в слове - есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова (дорве-здоровье, девча-девочка).
По наблюдениям, пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия:
1. встреча двух одноимённых букв не стыке слов (ста(л)лакать, прилетае(Т) только зимой)
2. соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные (наста(ла), кузнечи(ки), ходи(ли))
Перестановка букв и слогов является выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений (чунал-чулан, корвом-ковром). Более многочисленные перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слова заменяются прямым словом (но-он, то школы-от школы).
В двухсложных словах состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным (довр-двор, сёрт-стёр, барт-брат).
Вставки гласных букв, по мнению И.Н.Садовниковой, наблюдаются обычно при стечении согласных (шекола, девочика, душиный, ноябарь).
Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно проявляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
Внешне с этими гласными сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность "вставленной" оказывается гласная, уже имеющая в составе слова (дуружно, в лесоко, в укуклы).
В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной (гулямем, сахахрный). Подобная "вставка" есть, по мнению И.Н.Садовниковой, отражение колебаний школьника при передачи последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребёнком ошибка и правильное написание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"
Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель...
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.
В конспекте представлены разнообразные логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
консультация для учителей начальных классов. содержит практические рекомендации по преодолению данного вида дисграфии....
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, 2 класс.
Темы:Логопедическая: Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.Лексическая: Части тела.Грамматическая: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правила переноса...