Педагогическая симптоматика трудностей обучения письму и причины возникновения ошибок.
консультация
В таблице приведены примеры ошибок на письме и педагогические причины их возникновения у детей начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическая симптоматика трудностей обучения письму и причины возникновения ошибок.
Педагогическая симптоматика трудностей | Причины |
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”) | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | |
Несформированность звуко-буквенных ассоциаций | |
Недостатки в произношении | |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава”, “кродил” вместо “крокодил”) | Недостаточность звуко-буквенного анализа |
Неустойчивость внимания | |
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр. “василки” вместо “васильки”, “кон” вместо “конь”, “смали” вместо “смяли”) | Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа |
Не развито умение дифференцировать гласные 1 и 2 ряда | |
Не усвоены правила правописания | |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова. | Несформированность фонетико-фонематического анализа. |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. | Недостатки в развитии вербального анализа. |
Трудности различения звуков в слове, выделении только акустически сильных | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа |
Недостаточность звукового анализа | |
Затруднение при определении последовательности звуков в слове | Недостатки в развитии звукового анализа |
Слабое развитие слуховой памяти | |
Трудности различения при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.) | Недостаточность зрительного анализа |
Несформированность анализа пространственных отношений | |
Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа |
Недостаточность процессов звукового анализа | |
Недостатки в артикулировании | |
Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава”, “клюкива” вместо “клюка”, “кувашин” вместо “кувшин”) | Несформированность звуко-буквенного анализа |
Неустойчивость произвольного внимания | |
Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял”, “пеперисал” вместо “переписал”, “уманя” вместо “умная”) | Недостаточность зрительного анализа |
Недостаточность звуко-буквенного анализа | |
Неустойчивость произвольного внимания | |
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок; (напр. “виситнастне”, “подорожке”, “при летели”, “в зела” вместо “взяла”, “жи вёт” вместо “живёт”, “жвлсу” вместо “живёт в лесу”, “послдаж” вместо “после дождя”) | Несформированность вербального анализа |
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза | |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
“Зеркальное” написание букв, неузнавание букв в перевёрнутом виде | Недостаточность зрительного анализа |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | |
Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений |
Недостаточность зрительного анализа | |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Не усвоено понятие “рабочая строка” | |
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована направленность считывания слева на право |
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) | Недостаточность развития анализа пространственных отношений. Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз |
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закруглённых деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа |
Недоразвитие микромоторики | |
Несформированность зрительно-двигательных координаций | |
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв | |
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно “надавливать” на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микро- моторики |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности | |
Очень медленный темп письма | Не сформированы зрительно-двигательные координации |
Недоразвитие микромоторики | |
Трудности в произвольном управлении движениями | |
Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | |
Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа | |
С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа |
Неустойчивость произвольного внимания | |
Неумение поэлементно воспроизводить образец Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звуко-буквенного анализа |
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | |
Не усвоены понятия “звук” и “буква” и их соотношение | |
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти |
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | |
Недостатки в развитии произвольного внимания | |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв) | Недостаточность развития процессов зрительного анализа |
Недостаточная дифференциация зрительных образов печатных и письменных букв | |
Недостаточное развитие зрительной памяти | |
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | |
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций | |
Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля |
Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | |
Ослабление процессов произвольного внимания | |
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; напр. “бабабушка”, “ш” вместо “и”, “п” вместо “т”, “ т” вместо “т”) | Недостаточность зрительного анализа |
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение) | |
Плохо ориентируется в пространстве листая тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право – лево, верх - низ) |
Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | |
Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти |
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | |
Несформированность звуко-буквенного анализа | |
Затруднения в употреблении заглавных букв | Недостатки в развитии вербального анализа. |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | |
Не усвоено соответствующее правило | |
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | |
Трудности при определении слова как части речи. (напр. “бег”, “пение” называет глаголами, “лежать”, “молчать” - не глаголами, т.к. не обозначает действие) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) |
Недостаточность операции абстрагирования | |
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. (напр. часы – часовой, жарко – жаркий, светает - свечка) | Конкретность мышления |
Недостаточность мыслительной операции обобщения | |
Неумение применять правила в конкретной ситуации (напр. зная, что “жи – ши” пишется с буквой “и”, пишет “сидел на крышы”) | Недостаточность операции абстрагирования |
Несформированность операции сравнения | |
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | |
Отсутствует “орфографическая зоркость” (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа |
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | |
Несформированность звукового анализа | |
Недоразвитие зрительной памяти | |
Недостаточность звуко-буквенного анализа | |
Недостатки в развитии самоконтроля | |
Недостаточное артикулирование слов при письме | |
Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | |
Недостатки в развитии фонематического восприятия | |
Недостаточность развития процессов произвольного внимания | |
Неправильная постановка точки при письме | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) |
Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст) | |
Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого) |
Педагогическая симптоматика трудностей обучения русскому языку и причины возникновения ошибок на письме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»
В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...
План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"
Консультирование родителей является важной составляющей работы учителя-логопеда...
Презентация. Выступление на родительском собрании 2012-2013 "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."
Выступление на родительском собрании в 2012-2013 учебном году. "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе."...
Причины возникновения орфографических ошибок и пути их устранения
обобщение опыта в таблице...
Родительское собрание "Трудности в обучении письму и чтению"
Коррекция навыков чтения и письма...
Трудности обучения письму и чтению в начальной школе
План выступления:Предпосылки для овладения чтением. Взаимосвязь чтения и письма.Освещение типичных ошибок на письме, их причины.Определение системы взаимодействия между учителем-логопедом и родителями...
Педагогическая симптоматика трудностей письменной речи.
Материал для учителей-логопедов начальной школы...