Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей и взрослого в подготовительной группе на тему: "Зимнее путешествие".
план-конспект занятия по теме

Куликова Дарья Юльевна

Развитие лексико-грамматического строя речи по теме:"Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimnee_puteshestvie.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №78   комбинированного вида Фрунзенского района                       Санкт-Петербурга

 Конспект непосредственно – образовательной                         деятельности детей и взрослого в подготовительной группе  на тему:

                     «Зимнее  путешествие».

Составитель: Куликова Д.Ю. – учитель-логопед ГБДОУ                    детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                           

                                                  2011 г

Цель: Формировать представления детей о зиме и животном мире зимой.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные.

1.Развитие словаря.

-уточнить и расширить запас представлений о наступающей зиме, её характерных признаках, разнообразии природных явлений и сезонных изменений;

-обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

-расширить объем правильно произносимых существительных, прилагательных и глаголов по теме зима, дикие животные;

- обогатить активный словарь  притяжательными прилагательными;

2.Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

-закрепить умение образовывать  притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные»;

-совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.

  • Коррекционно-развивающие.

1.Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

  • Коррекция произносительной стороны речи:

 -закрепить правильное произношение сформированных звуков в свободной речи и игровой деятельности.

  • Развитие просодической стороны речи:

-формировать у детей правильное речевое дыхание, длительный ротовой выдох;

-воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;

-развивать ритмичность речи и её интонационную выразительность.

2.Развитие связной речи и речевого общения.

  • Формировать навык грамотного построения простого предложения;

-воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание;

-совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

-совершенствовать умение  «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

3.Развитие психических функций.

-развивать слуховое и зрительное внимание и память в игровых упражнениях;

-развивать творческое воображение, креативность;

-развивать тактильные ощущения у детей, используя разные материалы.

4.Развитие тонкой и общей моторики, координации движений.

      -развивать мышечный тонус детей;

      -развивать координацию движений, гибкость и пластичность;

      -формировать правильную осанку;

  -обогащать двигательный опыт разными движениями.

  • Воспитательные:

-содействовать воспитанию собственной активности, инициативности, самостоятельности, чувства значимости  (формирование положительной  «Я-концепция»);

-формировать навык сотрудничества, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Методы и приёмы:

-наглядные (показ, демонстрация);

-словесные (чтение стихов, беседы, диалоги);

-игровые ( подвижные игры, речь с движением, сюрпризный момент).

Использование современных образовательных технологий:

-здоровьесберегающие  технологии;

-технологии наглядного моделирования;

-информационно-коммуникационные технологии –

презентация Microsoft Power Point

-личностно-ориентированная модель взаимодействия;

-игровая  деятельность;

- динамическая пауза.

Атрибуты:

  • магнитофон с записью спокойной музыки;
  • Снежинки на ниточках;
  • Разрезные картинки  и фланелеграф, для  составления коллажа по стихотворению  «Снегопад» Лопухиной;
  • Маски с изображением: белки, зайчика, мышки, лисы, медведя;
  • Игра «Сравни зверей»;
  • «следы»;
  • Игра «Кто это спрятался?»;
  • Игрушки: «Мудрая Сова», «Лисенок», «Ёжик»;

                                             Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята! Вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Логопед: А для чего люди путешествуют?

(Ответы детей)

Логопед: Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, но не одни, а с нашими друзьями  игрушками – Лисенком, Ёжиком и Мудрой Совой. А чтобы узнать, на чем мы с вами будем путешествовать, вам нужно отгадать загадку Лисенка.

                                    Белая звёздочка с неба упала,

                                     Мне на ладошку легла – и пропала.

Дети: Это снежинка.

Логопед: Правильно! В наше с вами путешествие мы полетим на волшебных снежинках.    (Раздает детям снежинки на ниточках)

2.Развитие общей моторики (координация речи с движением «Снежинки»).

Звучит тихая спокойная музыка, дети выполняют движения, проговаривая стихотворение:

Кружатся снежинки в воздухе морозном,                                                                  Падают на землю кружевные звезды.                                                                           Вот одна упала на мою ладошку.                                                                                 Ой! Не тай, снежинка, подожди немножко.                                                                                  Как приду домой я, свой альбом открою.                                                                                  Из таких снежинок хоровод устрою.

Логопед: Ребята, скажите, что умеют делать снежинки?

(ответы детей:  падать, летать, кружиться, лежать, таять, искриться…)

Логопед: А когда на землю падает снег, как это называется?

Дети: Снегопад.

3.Игра «Подскажи словечко» по стихотворению «Снегопад» И.Лопухиной.

Логопед: Мудрая Сова сейчас расскажет вам красивое стихотворение, а вы слушайте внимательно и постарайтесь договорить последнее слово в каждой строчке. Все эти слова похожи на слово – СНЕГ. Они его родственники. Если вы правильно договорите словечко, то оно появиться на картине.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… СНЕГ.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью… СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок
Все снижается… СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Все украсили… СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Нарядился… СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка… СНЕГУРКА.

А на ветках посмотри –

С красной грудкой…  СНЕГИРИ.

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…  СНЕГ.

Логопед: Ребята, а в какое время года выпадает снег?

Дети: Снег выпадает зимой.

Логопед: А какой  зимний праздник  мы недавно праздновали?

Дети: Мы праздновали Новый год.

Логопед: Как вы готовились к Новому году?

(ответы детей – наряжали ёлку, готовили подарки, учили стихи, украшали группу, и комнату …)

Логопед: Ёжик и Лисёнок каждый новый год наблюдают из-под ёлки, как веселятся люди, смеются, танцуют, поют, устраивают розыгрыши, играют в игры. Но больше всего им понравился конкурс под названием «Маскарад», когда дети закрывали глаза, потом на каждого ребенка надевали маску какого-нибудь зверя, а остальным надо было угадать, в какого зверя он превратился.

А вы хотите поиграть с Лисенком и Ёжиком в маскарад?

4.Игра «Маскарад».

Логопед: У Ёжика с Лисенком есть волшебные маски. Стоит их только на себя надеть, как вы сразу же превратитесь в какого-нибудь зверя.

 А остальные будут отгадывать загадки Мудрой Совы и тогда узнают в кого вы превратились.

( логопед надевает на одного ребенка маску, а остальные дети отворачиваются)

1 загадка Мудрой Совы:

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

Дети: Это белка!

Логопед: Правильно - это белка. Задайте поочереди,  белки свои вопросы, что вам интересно про неё узнать?

Дети: Белка, где ты живёшь?

Белка: Я живу в лесу, на дереве, в дупле.

Дети: А что ты умеешь делать?

Белка: Я умею прыгать, скакать, бегать, сидеть, грызть и прятать орехи и т.д.

Дети: А как называются твои детеныши?

Белка: Мои детеныши называются – бельчата.

2 загадка Мудрой Совы:

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не трогает, а сам всех боится.

Дети: Это заяц!

Логопед: Правильно - это заяц. Задайте поочереди,  зайцу свои вопросы.

(Дети задают такие же вопросы зайцу, а он им отвечает).

3 загадка Мудрой Совы:

Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки.

Дети: Это мышка!

Логопед: Задайте мышке свои вопросы.

(Дети задают такие же вопросы мышки, а она им отвечает).

4 загадка Мудрой Совы:

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пушистый хвост краса. Зовут её…

Дети: Лиса!

Логопед: Правильно. Задайте лисе свои вопросы.

(Дети задают такие же вопросы лисе, а она им отвечает).

5 загадка Мудрой Совы:

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.

Дети: Это медведь!

Логопед: Правильно. Задайте медведю свои вопросы.

(Дети задают такие же вопросы медведю, а он им отвечает).

5. Речь с движением «Хоровод».

(Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения, договаривая названия детенышей).

Логопед:

Зимним днём, под Новый год, закружили хоровод –

За мамой- лосихой топал …(лосёнок),

За мамой -лисицей крался…(лисенок),

За мамой-медведицей шёл …(медвежонок),

За мамою-белкой скакали …(бельчата),

За мамой-зайчихой косые …(зайчата),

Волчица вела за собою …(волчат),

Все мамы и дети кружиться хотят.

6.Игра «Что у людей, что у зверей?»

Логопед: Многие дети часто путают названия частей тела у людей и у зверей. Лисенок с Ёжиком хотят проверить, не запутаетесь ли вы?

Сейчас я буду называть какую-нибудь часть тела, а вы отвечайте, у людей или у зверей есть эта часть тела.

-Пасть?

Дети: У зверей!

-Живот?

Дети: У людей.

-Шерсть?

Дети: У зверей.

-Руки?

Дети: У людей.

-Уши?

Дети: У зверей и у людей.

-Глаза?

Дети: У зверей и у людей.

-Хвост?

Дети: У зверей.

-Брюхо?

Дети: У зверей.

-Ногти?

Дети: У людей.

-Когти?

Дети: У зверей.

-Волосы?

Дети: У людей.

-Копыта?

Дети: У зверей.

Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием Лисенка и Ёжика. И доказали им, что хорошо знаете части тела людей и зверей.

А вы знаете, какие бывают по размеру звери?

Дети: Они бывают большие и маленькие.

7.Игра «Сравни зверей».

Логопед:

-Скажите, кто меньше: медведь или волк?

Дети: Волк.

-Кто больше: лиса или мышка?

Дети: Лиса.

-Кто больше: волк или лось?

Дети: Лось.

-Кто меньше: ёж или мышка?

Дети: Мышка.

-Кто из зверей меньше лисы, но больше мышки?

Дети: Заяц.

Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Лисёнку и Ёжику очень понравилось с вами играть. Наш маскарад зверей закончился,  снимайте волшебные маски.

(Дети снимают маски).

Логопед: Пока мы с вами играли, за нами из-за дерева наблюдали другие звери, которые живут в лесу. И они тоже хотят с вами поиграть. А вы хотите отправиться в лес?

Дети: Да! Хотим!

Логопед: Тогда следуйте по этим следам, и они приведут вас на лесную поляну.

8.Дети идут по разложенным на полу следам.

Логопед: Вот мы с вами и на лесной поляне. Но животных нигде не видно. Ребята, как вы думаете, что они делают.

(Ответы детей) – звери  прячутся.

Логопед: Попробуйте их найти.

9.Игра «Кто это спрятался».

1 ребенок: За деревом спрятался олень. Я вижу оленьи рога.

2 ребенок: В норе спряталась лиса. Я вижу лисий хвост.

3 ребенок: В берлоге спит медведь. Я вижу медвежьи следы.

4 ребенок: В логове спрятался волк. Я вижу волчью морду.

5 ребенок: За кустом спрятался заяц. Я вижу заячьи уши.

Логопед: Молодцы, ребята вы нашли всех зверей. Наше путешествие подошло к концу, и нам возвращаться. Берите в руки наши волшебные снежинки, полетели в детский сад.

10.Заключительный момент.

Логопед:  Вам понравилось наше путешествие с Лисенком, Ёжиком и Мудрой Совой?

Дети: Да!

Логопед: Пришло время попрощаться с нашими друзьями. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку в подготовительной группе

Конспект открытого занятия, приученного ко дню космонавтики в старшой и подготовительной группе детского сада....

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...

Конспект коррекционного занятия для детей с ТНР ОНР (Подготовительная группа) Лексическая тема «Почта»

Цель данного занятияФормировать представление о труде работников почты, о важности их труда....

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группепо теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»...