Организация учебной деятельности учащихся с ПВР на уроках русского языка и чтения.
статья по теме
Статья об организации учебной деятельности детей с проблемами в развитии на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-pedsovet.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема; Организация учебной деятельности учащихся с ПВР на уроках русского языка и чтения.
Учебный процесс- спожная, многокомпанентная, целенаправленная ,управляемая система.
Необходимое условие успешного учебного процесса- это совместная и согласованная деятельность учителя и учащихся, которая опосредуется содержанием учебного предмета, методами и средствами обучения.
В зависимости от дидактических целей учебный процесс приобретает разные организационные формы. Но непреложным требованием к уроку в коррекционной школе является сочетание фронтальной и индивидуальной работы. В каждом классе обучаются дети с различным уровнем развития,различным отношением к занятиям и различными возможностями усвоения учебного материала. Поэтому любой урок должен проводиться при соблюдении принципа индивидуального подхода.При этом индивидуальный и дифференцированный подход нужно осуществлять, опираясь на плюсовые возможности детей. Необходимо включать весь состав класса в общую работу на уроке, т. к. направленный подход осуществляется системой заданий и приемов работы с каждым учеником. При правильном применении индивидуального и дифференцированного подхода пассивные активизируются, возбудимые успокаиваются,а невнимательные вкпючаются в работу.
Для учащихся школы 8-го вида характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности. Следовательно, обучение должно носить коррекционно-развивающий характер.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех учеников, но и недостатки, характерные для отдельной личности( индивидуальная коррекция).В каждом классе может быть несколько учащихся, требующих разных мер индивидуальной коррекции ( особенно в классах для детей со сложной структурой дефекта).
Основная задача педагога – организация учебной деятельности ученика с ПВР,направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, нравственных убеждений.
Вследствие нарушений психофизического развития дети с ПВР быстрее утомляются, отвлекаются от главной цели урока.
Поэтому надо чаще менять и варьировать компоненты урока, формы организации учебной деятельности учащихся на уроке ( выбрать из трех коллективную,фронтальную, индивидуальную или групповую).
При фронтальной форме все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Но эта форма обучения должна обязательно дополняться индивидуальной и групповой коррекцией.
Индивидуализация обучения-это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности ив какой мере учитываются.
Если в рамках самостоятельной работы учащиеся получают различные задания с учетом их индивидуальных возможностей и при этом учащиеся условно делятся на группы ( сильные, средние, слабые) ,то зта форма обучения называется дифференцированно-групповой.
К 1-ой группе (сильные) относятся учащиеся,которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Большинство заданий они выполняют самостоятельно,оъяснения даются относительно обобщенно, на доступном их возможностям уровне.
Во 2-ую группу (средние) входят учащиеся, которые испытывают несколько большие трудности, чем учащиеся первой группы. Они в основном понимают фронтальные объяснения учителя, неплохо запоминают материал, но без помощи педагога обобщения и выводы сделдть не могут. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью.
К 3-ей группе ( слабые) относятся учащиеся,которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразной помощи педагога. Им трудно определить главное в изучаемом материале, отделить его от второстепенного, установить логическую связь частей. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно снижен. Они нуждаются в постоянной коррекции своих действий педагогом.
Индивидуализацию целесообразно использовать на всех этапах урока., при выполнении разных дидактических задач. При этом активная самостоятельная работа возможна при наличии сформированных личных умений( работа с книгой, текстом, таблицами, вопросами, работа по плану, алгоритму, работа по образцу, установление связи нового материала с ранее изученным, самоконтроль, анализ результатов).
Индивидуальная, фронтальная и групповая работа учащихся с ПВР по- разному способствует реализации коррекционно- развивающих задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, продуманный выбор с учетом особенностей предмета, содержания изучаемого материала,методов и приемов обучения, психофизических особенностей учащихся.
ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Важным дидактическим требованием к уроку в коррекционной школе является сочетание фронтальной и индивидуальной работы. В каждом классе обучаются дети с различным уровнем развития, различным отношением к занятиям и различными возможностями усвоения учебного материала. Потому любой урок должен проводиться при соблюдении принципа индивидуального подхода. При этом индивидуальный и дифференцированный подход нужно осуществлять, опираясь на плюсовые возможности детей. Необходимо включать весь состав класса в общую работу на уроке, т. к. направленный подход осуществляется системой заданий и приемов работы с каждым учеником. При правильном применении индивидуального и дифференцированнного подхода пассивные активизируются, возбудимые успокаиваются, а невнимательные включаются в работу.
Я расскажу о тех видах заданий и диагностики, которые употребляют учителя гуманитарного цикла:
Борискина И. Ю.- для облегчения усвоения материала использует дидактический раздаточный материал, с которым ученики могут самостоятельно работать. При закреплении знаний индивидуальный подход реализуется через выполнение специально подготовленных к каждой теме практических работ, играх, викторинах.
Белоусова В. В.- опытный педагог, учитывает характер и глубину дефекта, темп учебной работы, затруднения, возникающие в познавательной деятельности. Виктория Вячеславовна заметила реакцию на усталость на последних уроках, и составила порядок опроса учащихся. Исходя из знаний структуры дефекта, учитель всегда поможет начать устный ответ аутичному ребенку, и ведет индивидуальную работу с учеником со сложным речевым дефектом.
Гунина Т.Д. – во время преподавания русского языка использует опорные таблицы. Материал в них подобран так, что дети могут получить ответы из таблицы на все вопросы по изучаемой теме. В классах ССД эти таблицы подаются фрагментарно, т.е., по конкретно изучаемой теме. Ученики данного педагога показывают хорошие результаты в усвоении программы по русскому языку.
Шишкина О.А. – использует индивидуальные задания для слабых и сильных детей. Большая работа проводится по сюжетным картинкам, с помощью просмотра которых дети определяют предметы, действия, составляют рассказы. Слабые повторяют за сильными, учатся по аналогии, составляют полный ответ, распространяют заданные предложения.
Думчева О.Г. – преподает только в классах ССД, но и в них требуется дифференциация материала. На каждом уроке учитель использует логоминутки, на которых не только добивается правильного произношения, но и работает над семантикой и уточнением орфограмм.
Учитель продолжает работу над введением в социум детей с ГДД, ведет диаграммы, наблюдая за работой на уроках.
Изучаемые орфограммы педагог старается подать в такой форме, чтобы они лучше запоминались.
Медведева Л.П. – использует раздаточный материал по всем изучаемым темам. Учителем подобрано и систематизировано дидактическое обеспечение уроков. Для слабоуспевающих детей это большое подспорье в усвоении знаний. Так же на уроках ведется работа по изучению русского фольклора и различные игры, где в доступной форме изучаются и уточняются изучаемые орфограммы.
Аникина О.В. – наш молодой учитель, на уроках истории использует тестовые задания для определения качества усвоения заданий. Тесты она составляет, дифференцируя состав класса на слабых и сильных. Для одних сложнее, для других – упрощеннее.
Лазебник Н.И. – переработала весь материал по русскому языку и подобрала упрощенные варианты для классов ССД. Одни из видов ее заданий – это лексические игры.
Ноу-хау этого учителя заключается в том, что на каждый урок, к каждому упражнению она готовит съемный магнитный материал, который используется на доске, - будь то вопросы, буквы, которые нужно вставить, знаки препинания и т.д. особенно важно это для слабоуспевающих детей, т.к. включающиеся рецепторы развивают объем памяти.
В освещении работы ГЦ я показала различные виды деятельности наших учителей, старалась не повторяться. Естественно, это – малая толика того, что применяется в работе каждым учителем.
С текущего учебного года нашим методобъединением создан банк, в котором в электронном виде мы помещаем свои разработки, планы, методические материалы. В ближайшее время мы разместим этот банк на школьном сайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"
Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...
Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка
доклад...
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...
Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках русского языка
Современная система образования ставит задачу освоения обучающимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться...
«Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках русского языка»
Методическая разработка...
«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...