Организация учебной деятельности учащихся с ПВР на уроках русского языка и чтения.
статья по теме

Думчева Оксана Геннадиевна

Статья об организации учебной деятельности детей с проблемами в развитии на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-pedsovet.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема; Организация учебной деятельности учащихся с ПВР на уроках русского языка и чтения.

        Учебный процесс- спожная, многокомпанентная, целенаправленная ,управляемая система.

         Необходимое условие успешного учебного процесса- это совместная и согласованная деятельность учителя и учащихся, которая опосредуется содержанием учебного предмета, методами и средствами обучения.

         В зависимости от дидактических целей учебный процесс приобретает разные организационные формы. Но непреложным требованием к уроку в коррекционной школе является сочетание фронтальной и индивидуальной работы. В каждом  классе обучаются дети с различным уровнем развития,различным отношением к занятиям и различными возможностями усвоения учебного материала. Поэтому любой урок должен проводиться при соблюдении принципа индивидуального подхода.При этом  индивидуальный и дифференцированный подход нужно осуществлять, опираясь на плюсовые возможности детей. Необходимо включать весь состав класса в общую работу на уроке, т. к. направленный подход осуществляется системой заданий и приемов работы с каждым учеником. При правильном применении индивидуального и дифференцированного подхода пассивные активизируются, возбудимые успокаиваются,а невнимательные вкпючаются в работу.

         Для учащихся школы 8-го вида характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности. Следовательно, обучение должно носить коррекционно-развивающий характер.

           Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех учеников, но и недостатки, характерные для отдельной личности( индивидуальная коррекция).В каждом классе может быть несколько учащихся, требующих разных мер индивидуальной коррекции ( особенно в классах для детей со сложной структурой дефекта).

           Основная задача педагога – организация учебной деятельности ученика с ПВР,направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, нравственных убеждений.

            Вследствие нарушений психофизического развития дети с  ПВР быстрее утомляются, отвлекаются от главной цели урока.

            Поэтому надо чаще менять и варьировать компоненты урока, формы организации учебной деятельности учащихся на уроке ( выбрать из трех  коллективную,фронтальную, индивидуальную или групповую).

            При фронтальной форме все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Но эта форма обучения должна обязательно дополняться индивидуальной и групповой коррекцией.

             Индивидуализация обучения-это учет в процессе обучения индивидуальных  особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности ив какой мере учитываются.

              Если в рамках самостоятельной работы учащиеся получают различные задания с учетом их индивидуальных возможностей и при этом учащиеся условно делятся на группы ( сильные, средние, слабые) ,то зта форма обучения называется дифференцированно-групповой.

               К 1-ой группе (сильные) относятся учащиеся,которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Большинство заданий они выполняют самостоятельно,оъяснения даются относительно обобщенно, на доступном их возможностям уровне.

               Во 2-ую группу (средние) входят учащиеся, которые испытывают несколько большие трудности, чем учащиеся первой группы. Они в основном понимают фронтальные объяснения учителя, неплохо запоминают материал, но без помощи педагога обобщения и выводы сделдть не могут. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью.

               К 3-ей группе ( слабые) относятся учащиеся,которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразной помощи педагога. Им трудно определить главное в изучаемом материале, отделить его от второстепенного, установить логическую связь частей. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно снижен. Они нуждаются в постоянной коррекции своих действий педагогом.

                 Индивидуализацию целесообразно использовать на всех этапах урока., при выполнении разных дидактических задач. При этом активная самостоятельная работа возможна при наличии сформированных личных умений( работа с книгой, текстом, таблицами, вопросами, работа по плану, алгоритму, работа по образцу, установление связи нового материала с ранее изученным, самоконтроль, анализ результатов).

                  Индивидуальная, фронтальная и групповая работа учащихся с ПВР по- разному способствует реализации коррекционно- развивающих задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, продуманный выбор с учетом особенностей предмета, содержания изучаемого материала,методов и приемов  обучения, психофизических особенностей учащихся.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА

НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

    Важным дидактическим требованием к уроку в коррекционной школе является сочетание фронтальной и индивидуальной работы. В каждом классе обучаются дети с различным уровнем развития, различным отношением к занятиям и различными  возможностями усвоения учебного материала. Потому любой урок должен проводиться  при соблюдении принципа индивидуального подхода. При этом индивидуальный и дифференцированный подход нужно осуществлять, опираясь на плюсовые возможности детей. Необходимо включать весь состав класса в общую работу на уроке, т. к. направленный подход осуществляется системой заданий и приемов работы с каждым учеником. При правильном применении индивидуального и дифференцированнного подхода пассивные активизируются, возбудимые успокаиваются, а невнимательные включаются в работу.

         Я расскажу о тех видах заданий и диагностики, которые употребляют учителя гуманитарного цикла:

          Борискина И. Ю.- для облегчения усвоения материала использует дидактический раздаточный материал, с которым ученики могут самостоятельно работать. При закреплении знаний индивидуальный подход реализуется через выполнение специально подготовленных к каждой теме практических работ, играх, викторинах.

          Белоусова В. В.- опытный педагог, учитывает характер и глубину дефекта, темп учебной работы, затруднения, возникающие в познавательной деятельности. Виктория  Вячеславовна  заметила реакцию на усталость на последних уроках, и составила порядок опроса учащихся. Исходя из знаний структуры дефекта, учитель всегда поможет начать устный ответ аутичному ребенку, и ведет индивидуальную работу с учеником со сложным речевым дефектом.

          Гунина Т.Д. – во время преподавания русского языка использует опорные таблицы. Материал в них подобран так, что дети могут получить ответы из таблицы на все вопросы по изучаемой теме. В классах ССД эти таблицы подаются фрагментарно, т.е., по конкретно изучаемой теме. Ученики данного педагога показывают хорошие результаты в усвоении программы по русскому языку.

          Шишкина О.А. – использует индивидуальные задания для слабых и сильных детей. Большая работа проводится по сюжетным картинкам, с помощью просмотра которых дети определяют предметы, действия, составляют рассказы. Слабые повторяют за сильными, учатся по аналогии, составляют полный ответ, распространяют заданные предложения.

          Думчева О.Г. – преподает только в классах ССД, но и в них требуется дифференциация материала. На каждом уроке учитель использует логоминутки, на которых не только добивается правильного произношения, но и работает над семантикой и уточнением орфограмм.

   Учитель продолжает работу над введением в социум детей с ГДД, ведет диаграммы, наблюдая за работой на уроках.

    Изучаемые орфограммы педагог старается подать в такой форме, чтобы они лучше запоминались.

            Медведева Л.П. – использует раздаточный материал по всем изучаемым темам. Учителем подобрано и систематизировано дидактическое обеспечение уроков. Для слабоуспевающих детей это большое подспорье в усвоении знаний. Так же на уроках ведется работа по изучению русского фольклора и различные игры, где в доступной форме изучаются и уточняются изучаемые орфограммы.

          Аникина О.В. – наш молодой учитель, на уроках истории использует тестовые задания для определения качества усвоения заданий. Тесты она составляет, дифференцируя состав класса на слабых и сильных. Для одних сложнее, для других – упрощеннее.

           Лазебник Н.И. – переработала весь материал по русскому языку и подобрала упрощенные варианты для классов ССД. Одни из видов ее заданий – это лексические игры.

   Ноу-хау этого учителя заключается в том, что на каждый урок, к каждому упражнению она готовит съемный магнитный материал, который используется на доске, - будь то вопросы, буквы, которые нужно вставить, знаки препинания и т.д. особенно важно это для слабоуспевающих детей, т.к. включающиеся рецепторы развивают объем памяти.

   В освещении работы ГЦ я показала различные виды деятельности наших учителей, старалась не повторяться. Естественно, это – малая толика того, что применяется в работе каждым учителем.

   С текущего учебного года нашим методобъединением создан банк, в котором в электронном виде мы помещаем свои разработки, планы, методические материалы. В ближайшее время мы разместим этот банк на школьном сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках русского языка

Современная система образования ставит задачу освоения обучающимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться...

Эффективные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения

В статье рассматриваются эффективные методы контроля и оценки результатов  учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках русского языка и чтения...