Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках русского языка
статья
Современная система образования ставит задачу освоения обучающимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Новые социальные запросы, отраженные ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, – гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_po_formirovaniyu_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 66.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках русского языка
Ладнюк Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
Современная система образования ставит задачу освоения обучающимися конкретных предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Новые социальные запросы, отраженные ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, – гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок.
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной и справочной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, в том числе «умение учиться».
К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
Русский язык обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Формирование у учащихся личностных УУД.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми (а вернее дети с помощью учителя) дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов).
Предмет «Русский язык» воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Виды словосочетаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по факту изучения темы;
создать содержательные условия для развития умений определять и различать виды словосочетаний, определять их строение, вычленять их из предложения, моделировать, определять их значение в речи, пользоваться ресурсами ИНТЕРНЕТ; производить самоконтроль .
Воспитывать бережное отношение к слову, культуру умственного труда.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие гостей, знакомство с картами.
Запись темы: «Виды словосочетаний»
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
А) опрос в форме «Закончи предложение…»
Задание: допишите предложения.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой
грамматически и по ______________________________________
В словосочетании одно слово является _______________, а другое _________________________.
3) От ____________________ слова к ________________ ставится вопрос.
4) Не являются словосочетанием _____________и __________________.
Б) Практическое задание (на экране)
Укажите количество словосочетаний
Звёзды гаснут, корабль для полёта, красивые созвездия, знания помогли, у города, уверенность в успехе.
3. Ситуация разрыва:
На доске записаны словосочетания:
Родной человек поделюсь с друзьями
Интерес к открытиям рассказать историю
Полезный для здоровья искать долго
Проведём исследование по вопросам:
- Что записано на доске? (словосочетания) Докажите. (Уч-ся выходят, указывают главное слово, ставят вопрос, чем выражены слова)
- Как вы считаете, почему эти словосочетания распределены в 2 столбика?
4. Постановка учебной задачи.
Учитель: Такие словосочетания называются именные и глагольные. (запись понятий в рабочую карту)
- Какова тогда будет задача сегодняшнего урока? ( определять строение словосочетаний, научиться отличать именные от глагольных словосочетаний, находить их в тексте, употреблять их в речи)
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Какой алгоритм действий мы должны составить, чтобы отличить именные словосочетания от глагольных? ( определить главное слово, задать вопрос, выяснить, чем оно выражено)
6. Первичное закрепление.
А) работа по схеме стр. 105. Расскажите об основных видах словосочетаний в русском языке.
А) Анализ словосочетаний на слайде
Найдите глагольное словосочетание: Подарок друга , дальние страны, опытный космонавт, записывать наблюдения
Найдите именное словосочетание: яркий свет, смотреть на планету, радоваться победе
Контроль: опрос и презентация
Ребята. Откройте приложение на стр.15, это образец синтаксического разбора словосочетания. Мы будем с ним работать на следующем уроке. А сейчас найдите новую информацию, которая не отражена в схеме учебника.
Физкульминутка:
Встаньте из-за парт, если я назову именное словосочетание, вы приседаете, если глагольное – продпрыгиваете.
Гулять по аллее, дорожный знак, глубокий снег, написать письмо, полезное открытие, игра по правилам.
Б) Для того, чтобы научиться находить именные и глагольные словосочетания, обратимся к тексту упр. 231, стр106
Почитаем текст.
Выпишите в рабочую карту из первого предложения словосочетания прил+сущ,
Назовите его, главное слово и его вид, теперь во втором ит.д.
Теперь прочитайте текст без зависимых прилагательных. Сделайте вывод (Вывод: прилагательные украшают нашу речь, делают её богатой.)
Выполним задание 3 по данному упражнению:
- Выпишите в рабочую карту по одному глагольному словосочетанию с зависимым словом наречием и существительным.
В) значение словосочетаний:
На слайде слово «мяч». Вопрос – вам понятно, о каком мяче идёт речь?
Появляется картинка, уч-ся говорят футбольный мяч, ит.д
Какая часть речи нам помогла конкретизировать слово «мяч»?
Вывод: прилагательные конкретизируют нашу речь.
Сравните наш вывод в материалом учебника стр106, прочитайте именно этот вывод.
Г) Насколько могут нам помочь прилагательные более точно определить значение слов, мы выясним из упр 232, стр107.
Прочитаем задание под цифрой 1.
Вы знаете смысл слова спатифиллум? Прочитайте прилагательные, которые характеризуют это слово. Догадались? А теперь проверим себя, обратившись к Интернету.
Вывод: узнать значение слова, конкретизировать его помогли прилагательные.
Прочитайте задание 3, это нужно выполнить дома.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Насколько понятна вам новая тема, мы выясним помощью тренажёра. Обратите внимание на значок на рабочем столе в виде пазла, откройте его.
Выполните задание 1: «Словосочетание в составе предложения», выставьте процент выполнения в нужную графу в рабочей карте.
Перейдите к заданию 2: «Главное слово в словосочетании», выставьте процент выполнения в нужную графу в рабочей карте.
Перейдите к заданию 3: «Отличие словосочетаний от других сочетаний слов», выставьте процент выполнения в нужную графу в рабочей карте.
8. Рефлексиядеятельности. Сравните в рабочей карте, какая графа показала наиболее низкий процент выполнения. Это означает, что необходимо дополнительно позаниматься именно по этой проблеме.
Насколько вы удовлетворены уроком, всё ли было понятно вам, поставьте знак напротив какого-либо утверждения.
Итог урока.
Типовые задания по формированию личностных УУД
на уроках русского языка
Задание: Анализ текста (5 класс).
Тема урока «Части речи» (повторение).
Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.
Дети получают карточки с текстом:
Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык.
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.
Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.
(Д. С. Лихачев)
Выполнить следующие задания:
- Озаглавить текст.
- Определить основную идею.
- Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:
А) В) | Б) Г) |
- Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»
- Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий:
Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.
Заполните таблицу примерами из текста:
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Местоимение | Наречие |
|
|
|
|
|
Задание: Главная мысль (8 класс).
Тема урока: «Односоставные предложения»
Цель: научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны.
Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:
Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е. Осетров)
Выполнить задания:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?
- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.
Формирование у учащихся регулятивных УУД
- Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями (табл. 1). Ниже приводится часть таблицы, составленной учителем Ю. Михеевой, работающей по ФГОС с 2010 года.
Таблица 1.
Типовые задания для формирования регулятивных УУД.
Учебные действия | Типовые задания |
Целеполагания | Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» |
Планирование | «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» |
Осуществления учебных действий | «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова |
Прогнозирование | Регулятивные прогнозирования «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» |
Контроль и самоконтроль: | Регулятивные действия контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…». |
Коррекция | Регулятивные коррекции «Установи правильный порядок предложений в тексте» |
Оценка | Регулятивные оценки «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…» |
Саморегуляция | Регулятивные саморегуляции. «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы, выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика |
Материал в учебнике, презентациях, на уроках подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов.
Типовые задания по формированию регулятивных УУД
на уроках русского языка
Задание: Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока «Неопределённая форма глагола» (5 класс):
- Дать определение глаголу.
- Мне нравится искать глаголы в тексте.
- Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.
Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение» (5 класс).
Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.
Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:
- Что это такое?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено?
- Как подчеркивается?
Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).
Задание: Что за часть речи? (7 класс)
Обобщённое значение | Признак действия | Порядок при счёте | Добавочное действие |
Морфологические признаки | Неизменяемые слова. | Изменяется по родам, числам, падежам. Простое. | Совершенного или несовершенного вида, неизменяемое. |
Синтаксическая роль | Обстоятельство. | Входит в состав обстоятельства времени. | Обстоятельство. |
Вывод с примерами | ? | ? | ? |
Задание: Что помогает правильно определять часть речи?
- Смелый, осмелел, смел, смелость, осмелевший, смело.
- Трое, утроить, тройка, тройной, втрое, втроём.
- Сухо, засуха, сушить, сухой, сухость, сушь, сух.
- Вечер, вечерний, вечером, вечорка, вечерело.
Задание: Какими частями речи могут быть слова: мой, звонок, три, легко, светило, смел, стих, жгут, жаркое? Составьте с ними словосочетания. Можно ли производить морфологический разбор слова вне предложения?
Задание: Известны две последние буквы слова: ЛО. Какой частью речи может быть это слово? Докажите.
Задание: Какие ошибки возможны при образовании форм степеней сравнения? Как их предупредить?
Образец: глухой – глуше, более (менее) глухой.
Красивый, густой, дерзкий, дешёвый, плохой, тяжёлый, мягкий.
Задание: «Третий лишний» при изучении темы «Имя прилагательное» (6 класс).
- Ветре…ый, масля…ый, ветря…ой.
- Волчий, дремучий, гремучий.
- Матрос…ий, низ…ий, громозд…ий.
- (бело)снежный, (сине)голубой, (изжелта)оранжевый.
- Дикови…ый, гости…ый, стари…ый.
- (Не)брежный, (не)устойчивый, (не)проглядный.
- Могучий, хороший, свеж.
Задание: Как отличить числительное от других частей речи, имеющих числовое значение (тройка, двойной, удвоить и т.п.)? Какой частью речи являются слова тысяча, миллион, миллиард?
Задание: Сравните предложения. Определите, чем местоимения отличаются от имён существительных, прилагательных, числительных и в чём их сходство. Почему местоимения так называются?
- Сестра взяла конверт и осторожно надорвала его.
- Разыгралась сильная метель. В такую метель через горы не переедешь.
- Позвонили четыре раза. Прозвонили несколько раз.
Задание: Найдите «третье лишнее» и выделите основание для сопоставления слов:
- Ни(от)кого, (не)кого, (ни)чем.
- Каждый, другой, который.
- В её книге, ругать её, его портфель.
- Некто, нечто, некому.
- Несколько, какой-нибудь, ничем.
- (Кое)кому, кое(с)кем, что(либо).
Задание: Найдите «третье лишнее» (5 класс).
- Почта, чтобы, нечто.
- Игрушечный, чтобы, нарочно.
- Чувство, баловство, да здравствует.
- Сшить, сжечь, сбить.
Задание: Исправь и объясни ошибки в предложениях.
Собачонке было три недели, и у него начали прорезываться глаза. Враг был силён, но они скоро сдались. Чего ты читаешь? Сколько много здесь инструментов? Я не знаю, чего мне теперь делать. На ихних огородах грядки заросли травой. Лавочник протянул Алёше его пухлую руку. Не бойся: чего-нибудь придумаем. Кто-то из девочек-дежурных вошла в класс.
Задания: Составление синквейна.
Формирование у учащихся познавательных УУД
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Типовые задания по формированию познавательных УУД
на уроках русского языка.
Задание: Слепая таблица (5 класс).
Тема урока: «Сказуемое».
Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.
В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:
Предложение | Вопрос к сказуемому | Чем выражено сказуемое |
Ненависть – плохой советчик. |
|
|
Народные сказки о животных довольно поучительные. |
|
|
Птицы деловито расхаживают по скалам. |
|
|
Сказка – это произведение устного народного творчества. |
|
|
Задание «Заполнение таблицы по тексту» (6 класс).
Тема урока: «Правописание приставок ПРИ –/ПРЕ - ».
Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).
Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).
Детям раздаются карточки:
Прочитайте басню Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
- В чем главная мысль этой басни?
- На какие группы делятся все приставки?
- Заполнить таблицу примерами из данного текста:
Неизменяемые приставки | Изменяемые приставки | Приставки, зависящие от смысла |
|
|
|
Задание: Исправьте ошибки в распределении числительных.
Разряды количественных числительных | ||
Числительные, обозначающие целые числа | Дробные числительные | Собирательные числительные |
Одиннадцать детей Пятеро друзей Пять учениц Семеро котят Семьсот тридцать граммов Около двенадцати часов | Одна пятая сада Две десятых урожая Обе подруги Полторы тонны Триста девяносто метров Без четверти двенадцатого | Трое суток Оба берега Четверо малышей Тридцать градусов Полтораста шагов |
Задание: для лингвистического эксперимента подберите текст и предложите ученикам в данном тексте заменить все местоимения другими частями речи. Сравните данный и деформированный тексты и сделайте вывод.
Задание: Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением СЕБЯ, подчеркните их как члены предложения. Какой из фразеологизмов отрицательно характеризует человека?
- Этот человек хитрый и скрытный.
- Всё устроилось без особых усилий.
- Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.
- Читай молча (не вслух).
- После болезни мальчик плохо выглядит.
Задание: В следующих словах выделите местоимённые корни. Какие это части речи?
Самообладание, себялюбец, ничтожный, незачем, самостоятельный, всесторонне, якалка, всезнайка, нипочём, самонадеянность, почему-то.
Задание: Что помогает среди однокоренных слов выделить глаголы? Приведите устный ответ-рассуждение с доказательствами по плану: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
- Шум, шумят, шумливый, шумела.
- Боязливый, боюсь, боязнь, боялся бы, боязливость.
- Смейся, смех, смешливый, будешь смеяться.
Задание: Проведите с учениками лингвистический эксперимент: «Всегда ли простое глагольное сказуемое выражается одним словом»? (8 класс).
Ход эксперимента: Составить нераспространённое предложение с глаголом в настоящем времени, например, с глаголом читать. Затем изменить время глагола. Проделать то же самое с глаголом прочитать. Сделать вывод.
Задание: Составьте опорные схемы орфограмм:
- Мягкий знак в глагольных формах (6 класс).
- Различай формы повелительного и изъявительного наклонений.
Задание: Оцените алгоритм орфограммы «Е и И в личных окончаниях глаголов».
Падает ли ударение на личное окончание?
Да нет
Е – 1 спр. И – 2 спр. оканчивается ли инфинитив на – ИТЬ?
Да нет
И – 2 спр. входит ли в 11 глаголов-искл.
(кроме брить, стелить) да нет
И – 2 спр. Е – 1 спр.
Задание: Вставьте один из наиболее подходящих синонимов из приведённых в скобках, затем сравните текст с рассказом И. Тургенева «Муму».
Уже (темнело, вечерело), когда Герасим (возвращался, шёл обратно). По его (усталому, измученному, изнурённому) виду, по неверн… (поступи, шагу), по запылённому (костюму, платью) его можно было (думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он (стал, задержался) (возле, напротив) (господских, помещичьих) окон, (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь (прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».
Задание: Решите пропорции: Б = Д Я = Ю = ?
П = ? А = У = О
Задание: Найдите неточности в стихотворении О. Высоцкой «Мягкий знак» (6 класс).
Он очень вежлив, мягкий знак.
Не любит споров он и драк.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
Отрежь! Отрежьте!
Поешь! Поешьте!
Исправь! Исправьте!
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак!
Формирование у учащихся коммуникативных УУД
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках, работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.
Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.
Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.
Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.
4) Знания усваиваются лучше.
5) Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх
Типовые задания по формированию коммуникативных УУД
на уроках русского языка.
Задание: Подготовь связный рассказ на определенную тему.
Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.
Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «Ура Инфинитиву», служебные части речи, «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.
Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…
Задание: Проверь знания у соседа (6 класс).
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).
Задание:
Теоретический блок:
План:
- Что такое словообразование?
- Какие 7 способов словообразования вы знаете?
- Что такое словообразовательный разбор?
- Что такое словообразовательная цепочка?
После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практический блок:
- Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.
- Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.
Данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей различных типов УУД. Как уже оговаривалось, термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.
Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.
Проектирование урока с планируемыми результатами
Предмет русский язык
Класс 6
Учебник Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Вид урока: открытие нового знания
Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке
Цель урока: сформировать представление о способах образования слов в русском языке
Задачи: 1. Сформировать способность определять способы образования слов.
2. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора слов.
3. Сформировать умение составлять словообразовательные цепочки и гнезда.
Действия, осуществляемые для достижения цели урока: создание проблемной ситуации, диалог, работа в парах, анализ языкового материала, синтез, индивидуальная работа, контроль, коррекция, самооценка.
Используемые технологии: системно-деятельностный подход, элементы проблемного обучения.
Планируемые результаты
Познавательные | Коммуникативные | Личностные | Регулятивные |
Поиск и выделение информации | Планирование учебного сотрудничества | Умение вести диалог | Целеполагание |
Синтез, анализ, сравнение языкового материала | Аргументирование своего мнения | Формирование интереса к родному языку | Высказывание предположений на основе наблюдения |
Подведение под понятие | Учет разных мнений | Оценивание усваемого содержания | Фиксирование индивидуального затруднения |
Выдвижение гипотез и их обоснование | Построение монологического и контекстного высказывания | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Саморегуляция в ситуации затруднения |
Самостоятельное создание способа решения проблемы | Взаимоконтроль и взаимопомощь | Самооценка | Самостоятельная оценка правильности выполнения действия |
Создание и преобразовывание моделей и схем | Адекватное понимание причин успеха или неуспеха | Контроль, коррекция, оценка | |
Обобщение понятий | Рефлексия способов и условий действий | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
| |||
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |||
Создает эмоциональный настрой | Возникновение положительной эмоциональной направленности | ||
Включает детей в деятельность | |||
Выделяет содержательную область | |||
| |||
Цель: повторение изученного материала по теме «Морфемика», необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | |||
Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.
- Что изучает морфемика? - Перечислите, какие морфемы входят в основу слова? - Для чего в слове окончание? - Какую функцию выполняют приставки и суффиксы? - Чем отличаются формы слова от однокоренных слов? Приведите примеры.
| Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения, отвечают на вопросы, решают лингвистические задачи | ||
| |||
Цель: постановка практической частной познавательной задачи, формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием. | |||
Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности. - От какого слова и каким способом образованы слова: рассада, посадки, садовод, садовый, садовник? - Что обозначают эти слова? - Определите, с помощью каких морфем образованы эти слова? - Знаете ли вы способы образования этих слов? | Проявляют познавательную инициативу, осознают возникшее интеллектуальное затруднение, дефицит знаний, формулируют эвристические вопросы, задания, осознают цели предстоящей деятельности. | ||
| |||
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи, формирование способности каждого ученика к участию в работе в группах | |||
Выдвигает проблему, предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к поиску путей решения проблемы, рассказывает о способах образования слов в русском языке, дает лингвистические понятия.
- Какие морфемы принимают участие в образовании новых слов? - Назовите способ образования слов с помощью приставки. - Назовите способ образования новых слов с помощью суффикса. - Какой способ называется приставочно-суффиксальным? - Если новое слово образовалось путем отсечения морфемы (суффикса), то такой способ называется….? - Чем отличается способ сложения основ от способа сложения слов? - Дайте определение словообразовательной цепочке. - Чем словообразовательная пара отличается от словообразовательной цепочки? - Что входит в состав словообразовательного гнезда? | Ищут пути решения проблемы, подбирают примеры, отвечают на вопросы учителя, делают вывод. | ||
| |||
Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, проведение коррекции | |||
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору путей решения заданий, помогает комментировать учебные действия, поддерживает интерес и познавательную активность, создает условия для сотрудничества, проводит индивидуальную работу по устранению ошибок.
- Перечислите основные способы образования слов в русском языке. - Что называют словообразовательной парой? - Что такое словообразовательная цепочка? - Что входит в словообразовательное гнездо? | Выполняют задания в парах и индивидуально, осуществляют самопроверку и взаимопроверку, оценивают работу в парах, свою работу, отрабатывают действия, соответствующие анализу, синтезу, сравнению, обобщению | ||
| |||
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, формирование самооценки | |||
Предлагает вспомнить тему, цели и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успеха класса в целом.
- Какой теме был посвящен урок? - Какие задачи решали? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Какие получили результаты? - Зачем нужно знать способ образования слова? -Какой материал оказался трудным для восприятия?
| Называют тему, цели и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения, отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников. Синквей: Словообразование Познавательное, увлекательное Найти, прибавить, образовать Словообразование изучает, от чего и как образуются слова | ||
|
Используемая литература
- Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
- Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.
- Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Высшая школа, 1998.
- Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области. Утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р
- Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.
- Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
- Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
- Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
- О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов. Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010 № 507.
- Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13. Министерство образования Российской Федерации.
- Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М., 2007.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
- Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
- Ушинский. К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1974.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
- Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
- Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии». – Вопросы психологии, 1998, № 3. – С. 17-31.
- Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. -М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
- Долинина Тамара Альбертовна. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста. Екатеринбург,2011
- Егораева Г. Т. 9 класс. ОГЭ. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2016
- Егораева Г. Т. Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Реальные тесты.- М., «Экзамен»,2016
- Проект. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М., «Просвещение».2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебной деятельности учащихся с ПВР на уроках русского языка и чтения.
Статья об организации учебной деятельности детей с проблемами в развитии на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида....
Способы организации учебной деятельности по формированию физических понятий по теме "Взаимодействие тел, масса, плотность".
В своей работе, я привела пример организации учебной деятельности при изучении темы "Взаимодействие тел, масса и плотность" в 7 классе .Работаю по учебнику Физика, А.В. Пёр...
Формирование мотивации на уроках русского языка через различные приёмы организации учебной деятельности.
В концепции ФГОС общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностно...
«Организация учебной деятельности по формированию УУД на уроках русского языка»
Методическая разработка...
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»
Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...
Практическая работа по теме "Организация учебной деятельности по формированию УУД" 2021-2022 уч.год
Разработка заданий по формированию УУД...
- Мне нравится (1)