ПОСТЕПЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ГБОУ «ШКОЛА №1367» ГОРОДА МОСКВЫ И ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

              В настоящее время существенно изменился подход и к изучению иностранных языков не только в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, но и в соответствии с требованиями времени, когда цифровизация уверенно охватывает сферу образования.

             Современные информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько лет назад ни один лингвист даже и не подозревал.

              Использование в учебном процессе компьютера и Интернет-технологий – это не просто изменение технологической вооруженности труда педагога, это обновление его роли, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Все это требует значительных затрат времени, которые, безусловно, впоследствии окупятся удовлетворенностью результатами вложенного труда.

              Цифровизация образовательного пространства давно уже идет семимильными шагами. Использование новых информационных технологий и электронных образовательных Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОСТЕПЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ГБОУ «ШКОЛА №1367» ГОРОДА МОСКВЫ И ПЕРЕХОД К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В настоящее время существенно изменился подход и к изучению иностранных языков не только в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, но и в соответствии с требованиями времени, когда цифровизация уверенно охватывает сферу образования.

Современные информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько лет назад ни один лингвист даже и не подозревал.

Использование в учебном процессе компьютера и Интернет-технологий – это не просто изменение технологической вооруженности труда педагога, это обновление его роли, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Все это требует значительных затрат времени, которые, безусловно, впоследствии окупятся удовлетворенностью результатами вложенного труда.

Трансформация традиционных образовательных технологий в цифровое образовательное пространство не происходит одномоментно, это постепенный процесс. Как показала педагогическая практика в течение последних двух десятилетий, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет успешно мотивировать учебную деятельность учащихся, повышает их активность, способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности, предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности.

На помощь педагогу все чаще приходит использование ресурсов сети Интернет. Изучение английского языка требует нелёгкой систематической работы, тем более, что обучающиеся школы не имеют возможности общаться с носителями языка онлайн.

Передо мной, как педагогом, стоит задача поиска таких технологий и особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с обучающимися, при которых каждый смог раскрыть свою индивидуальность, свои способности.

Полагаю, что в этом неоценимую помощь оказывает вовлечение обучающихся школы, начиная со второго класса, в участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня: регионального, российского, международного. Участвовать в них могут обучающиеся с абсолютно любым уровнем подготовки - лишь бы было желание. Поэтому активность участия возрастает с каждым годом, ведь все без исключения мероприятия являются творческими и направлены на «запуск» именно процесса творчества каждого, кто принимает в них участие.

Могу смело утверждать, что любые дистанционные мероприятия, основанные на цифровизации образовательного пространства, в немалой мере способствуют совершенствованию умений обучающихся в устной и письменной речи, расширению их кругозора, развитию коммуникативных навыков, умения работать с электронными словарями и электронными библиотеками, стимулируют их быть деятельными, развивают у них интерес, воображение, самостоятельность и раскрывают их собственные потенциальные возможности.

На первых же занятиях в сентябре, знакомлю обучающихся с дистанционными конкурсами, которые предлагаются различными образовательными сайтами, совместно определяем личное участие каждого.

Традиционно обучающиеся ГБОУ «Школа №1367» города Москвы участвуют во Всероссийской Олимпиаде Школьников, Московской Олимпиаде Школьников и Всероссийской Плехановской Олимпиаде. Первые два этапа названных олимпиад – все дистанционные, и обучающиеся проходят их в домашних условиях. Школьный и муниципальный этапы олимпиады с 2021 года обучающиеся проходят по ссылке олимпиады через свой аккаунт в Московской Электронной Школе. Время ограничено, и не всегда у обучающихся есть возможность сориентироваться в цифровых ресурсах, особенно при выполнении заданий по аудированию. В личный кабинет МЭШ обучающегося поступает информация о результатах первого этапа, проводится разбор ошибок, и при несогласии участника олимпиады предоставляется возможность подать апелляцию, ссылаясь на конкретное задание. Ранее обучаемый не видел свои ошибки, сейчас все прозрачно. Перед прохождением олимпиад, на занятиях кружка по английскому языку, знакомлю ребят с форматами каждой олимпиады, требованиями к порядку выполнению заданий онлайн и офлайн на каждом этапе, и критериями их оценки, уделяю внимание определённым стратегиям, позволяющим обучающимся решить поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудностей. Мы изучаем, повторяем и обобщаем материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части олимпиад, используя цифровые образовательные ресурсы МЭШ и РЭШ и цифровые ресурсы сайтов ,ru, , рэу.рф, , Названные сайты организовали не только разбор заданий олимпиад, но и подготовку школьников к рейтинговым олимпиадам с помощью цифровых образовательных технологий.

Одна из основных задач при подготовке к олимпиадам по иностранному языку – это научиться извлекать из текстов и словарей все сведения, необходимые для полных и правильных ответов. Я учу вдумчиво и внимательно относиться ко всем оттенкам значений слов и тонкостям грамматических структур, встречающихся в данном контексте, разбираться в наиболее распространённых словообразовательных моделях, суффиксах и приставках иностранного языка – это помогает упростить процесс понимания производных слов. Для выполнения интерактивных заданий нам помогает предоставляет электронный ресурс лучших учителей страны «Российская электронная школа». , где мы находим интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс. Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видео уроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Нередко в своей практике я обращаюсь к коллекции образовательных ресурсов по разным предметам и для разных классов Викторины, игры, загадки мы находим на ресурсе: .

С 2021 года учебного года обучающиеся одиннадцатого класса профильного направления «Предпринимательский класс в Московской школе» приступили к изучению новой дисциплины «Деловой английский язык». Цели изучения данного курса: развитие навыков устной речи для бытового и делового общения, выработка навыков чтения текстов общего и специального характера, обучение ведению переписки и переговоров на английском языке. Знания, полученные в ходе изучения данного курса, помогли обучающимся предпринимательского класса справиться с заданиями первого (дистанционного) этапа Плехановской Олимпиады по английскому языку. Они показали достойное знание делового английского языка, хотя перед ними ставились нелёгкие задачи. Обучающиеся должны были заполнить онлайн #1088;эу.рф/pk/entrant/plehanovskaya-olimpiada-shkolnikov карточку претендента на работу, продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике, уметь понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, опираясь на изученную тематику по курсу «Деловой английский язык» и усвоенный лексико-грамматический материал. Каждый из них оказался призером первого этапа олимпиады. Обучающиеся одиннадцатого класса активно использовали образовательные компьютерные технологии для прохождения олимпиады в режиме онлайн по условиям конкурса и размещению результатов тестовых заданий на сайте олимпиады в сети Интернет. Деловой английский язык также понадобился обучаемым предпринимательского класса при выполнении конкурсных заданий в «Турнире будущих управленцев», в котором обучаемый нашей школы Б******в С. в 2022 году занял второе место. Знание делового английского пригодилось обучаемым нашей школы при участии в проектах школьного акселератора SberZ , «Бизнес Уикенд» , чемпионате предпринимательских идей “Business Skills” , World Skills , чемпионата ФинSkills , а также при получении профессий «таргетолог» и «копирайтер».

С 2022 года обучающиеся 2-10 классов нашей школы успешно принимают участие во Всероссийской олимпиаде по английскому языку «Учитель Школы Будущего». Первый этап дистанционный на сайте Он предлагает различные типы заданий: анализ текста, множественный выбор, установление соответствий, определение порядка следования событий в тексте, подстановка, перефразирование, составление плана, подбор синонимов или антонимов, трансформация, ответы на вопросы, исправление ошибок. 3 победителя (среди них один второклассник С***н А*з) и 10 призеров (среди которых второклассница В******на В****а) Всероссийской онлайн олимпиады из числа учеников нашей школы получили заслуженные награды. Для обучающихся начальной школы предусмотрено только дистанционное участие.

С 2023 года обучающиеся вторых классов приняли активное участие в Московском Городском Литературном Конкурсе чтецов на иностранных языках «Поэтический Салон 2023» в рамках Фестиваля «Мир слова» и заняли призовые места (Ж***т Г*****й и В******на В****а). Обучающиеся и их родители активно использовали образовательные компьютерные технологии для записи видеороликов и размещения в сети Интернет по условиям конкурса на сайте

В соответствии с новыми требованиями ФГОС обучение иностранным языкам следует строить как диалог двух и более культур. Только через диалог культур можно воспитать уважение к чужим традициям и толерантность. Но межкультурная коммуникация предполагает не только хорошее знание страны изучаемого языка, но и своей собственной.

В рамках недели иностранного языка ежегодно проводятся открытые уроки и мероприятия. Чтобы сделать урок интересным, насыщенным, придать ему эмоциональную окраску провожу метапредметные уроки с преподавателями смежных дисциплин, включая в него элементы национально-регионального компонента. И, конечно, будь то открытый урок или внеклассное мероприятие, они сопровождаются презентациями, в которые включены аудио-, медиа-, видео- материалы и являются наглядным дополнением к изучаемым темам из электронного ресурса Российской электронной школы .

В 5 классе после изучения темы «Культура, традиции и обычаи англоязычных стран» провожу повторительно-обобщающий урок с использованием электронных уроков из библиотеки Московской электронной школы (МЭШ) На основе полученных знаний их видеороликов электронного ресурса МЭШ (Библиотека МЭШ - English-speaking countries), обучающиеся с большим интересом выполняют интерактивные задания, посвященные национальным особенностям англоязычных стран.

Изучая темы «Праздники в странах изучаемого языка» в 6 классе мы параллельно изучаем темы: «Традиционные праздники России: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Обучающиеся с большим интересом выполняют интерактивные задания, пользуясь электронным ресурсом МЭШ (Библиотека МЭШ - Russian traditions. Banya), о национальных особенностях народов России, о традициях и обрядах нашей многонациональной страны. C целью формирования толерантного сознания в молодежной среде, создания условий для воспитания уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пропаганды традиций и культурного наследия народов России в нашей школе проводится общешкольный Фестиваль народов России «Мы вместе!», на котором частники представляют свой народ. Участники конкурса снимают видеоролик, включающий в себя выступление не более 3 минут. Конкурсанты рассказывают зрителям и жюри о наиболее интересных особенностях или обычаях выбранной народности, которое может включать элементы фольклора, шутки, загадки, игры, танцы, песни, приветствие на национальном языке, стихотворение, демонстрируют элементы национального костюма, национальные угощения, другие интересные отличительные особенности. Затем готовый видеоролик от каждого класса отправляют организатором. Я прошу представителей каждой учебной группы подготовить также рассказ на английском языке о выбранной народности нашей страны и представить его на уроке английского языка.

Это исключительно благодатный материал для анализа - выделить общее, рассмотреть различия, связать с историей родной страны. Праздники и фестивали, как правило, вызывают особый интерес и последующую мотивацию к изучению предмета.

C 2022 года школа участвует в городском проекте «School Insta Voice», организованном Московским Центром Качества Образования . Данный проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся 6-11 классов. Для раскрытия темы "Внешность ученика влияет на взаимодействие с одноклассниками" при выполнении конкурсного задания на английском языке необходимо снять видеоролик из школьной жизни и отправить его организаторам на сайт . Девятнадцать участников названного конкурса из нашей школы после выполнения конкурсного задания получили сертификаты участников.

После изучения темы «Экологические проблемы» в одиннадцатом классе по программе Спотлайт-11 [3:29], провожу открытый онлайн урок-видеоконференцию на платформе Zoom «Земля - наш общий дом» по ссылке в рамках фестиваля “Наука во имя мира и прогресса”. Участники проекта общаются в режиме видеоконференции. Основной проблемой, обозначенной на видеоконференции, поставлен вопрос: что могут сделать люди, чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы. В ходе видеоконференции поднимаются актуальные вопросы экологии. Каждому из участников представилась возможность выразить собственное мнение по решению экологических проблем. Старшеклассники также активно привлекаются для участия в проектной деятельности по предмету в рамках 5 Международного конкурса на лучший художественный перевод , проходивший дистанционно 24 апреля 2024 года среди обучающихся 8-11 классов под эгидой ЮНЕСКО . Наши ученики получили поощрительные сертификаты участников конкурса.

В заключении выражу свое мнение о том, что современному учителю в своей практике не надо бояться трансформации традиционных образовательных технологий на язык цифры. Цифровизация образовательного пространства давно уже идет семимильными шагами. Использование новых информационных технологий и электронных образовательных Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

Участие в конкурсах, творческих проектах и олимпиадах различного уровня с использованием цифровых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов - прекрасный способ сделать познавательную деятельность обучающихся технологически и технически управляемой.


Список использованных источников.

#1055;анина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. Т.С Паниной. - М.: Изд.центр «Академия», 2017. - 176с.

#1055;олат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2018. - 272с.

3. Английский язык.11 класс: учебник для общеобразоват.организаций: базовый уровень/ [ О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева и др.] – 5-е изд.- М.: Express Publishing: Просвещение, с. – С.97.

Электронные образовательные ресурсы:

,

;

викторины, игры, загадки ;

;

универсальная справочная энциклопедия

#1088;эу.рф/pk/entrant/plehanovskaya-olimpiada-shkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка

Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...

Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе обучения английскому языку в школе-новостройке

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Примеры использования информационных технологий на уроках английского языкаВ процессе обучения иностранным языкам, и английскому языку (АЯ) в частности, в классной работе могут использоваться мультиме...

Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы

Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовани...