Активизация речевой деятельности у учащихся начальных классов с ЗПР
статья на тему

Мясникова Людмила Васильевна

Как правило, учитель логопед в своей работе с обучающимися с ЗПР, ставит основной целью коррекцию дислексий и дисграфий.  Однако в своей  работе я  ставлю важной подцелью формирование  и развитие  навыков общения в учебной ситуации. Для достижения этой цели, мной подобран ряд дидактических игр и приемов.

 При выполнении заданий я стремлюсь к постоянной обратной связи от ученика. В ходе    логопедических заданий, обучающийся учится критично оценивать результат своей деятельности, анализировать свои впечатления от занятий и вербализировать свои впечатления.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_rechevoy_deyatelnosti.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы по активизации речевой деятельности у учащихся

начальных классов с ЗПР, используемые на коррекционных

логопедических занятиях

Как правило, учитель логопед в своей работе с обучающимися с ЗПР, ставит основной целью коррекцию дислексий и дисграфий.  Однако в своей  работе я  ставлю важной подцелью формирование  и развитие  навыков общения в учебной ситуации. Для достижения этой цели, мной подобран ряд дидактических игр и приемов.

 При выполнении заданий я стремлюсь к постоянной обратной связи от ученика. В ходе    логопедических заданий, обучающийся учится критично оценивать результат своей деятельности, анализировать свои впечатления от занятий и вербализировать свои впечатления.   

1.Проведение зрительных диктантов с предварительным анализом.

Цель:

Речевым материалом диктантов является одно предложение с постепенным        

увеличением общего количества букв в нём на 1.Начинаем работу с небольшими по объёму предложениями, например: «Тает снег». А конечный

этап, предложения типа: «На уроках труда мальчики чинят школьную мебель». Работа должна проводиться системно, последовательно (в теч.2 – 3

месяцев) и, как я уже сказала, с постепенным усложнением материала.

Я в эту работу ввожу ещё и предварительный анализ предложения. Вызванный ученик  делает графический анализ предложения, делит слова предложения на слоги, выписывая и называя гласные, и останавливается на всех «опасных» местах слов, объясняет почему так нужно писать. Т.о. совершенствуется навык чтения, орфографическая зоркость и активизируется

речевая деятельность. Затем предложение закрывается и учащиеся записывают его по памяти, а потом проверяют.

2. «Лесенка успеха»

 Завершив письменную работу, учащиеся рисуют на полях тетради лесенку

из трёх ступенек и на одной из ступенек человечка – себя, т.о. дети сами

оценивают свой успех или неуспех. Верхняя ступенька – это пять. Ученик

должен объяснить почему нарисовал себя на такой-то ступеньке.

Произвольная активизация речевой деятельности.

3. «Я так чувствую…»

Это другой вариант произвольной активизации. В конце занятия дети рисуют на полях круг и ставят в нём один из знаков препинания.

 «Точка» - на занятии всё было понятно.

«Знак вопроса» - осталось ощущение, что что-то непонятно.

«Восклицательный знак» - всё было понятно, есть уверенность, что знания

по теме твёрдые.

«Многоточие» - тема кажется непонятной.

В этом варианте «озвучивают» поставленный знак  учащиеся по желанию,

если в группе доверительные отношения.

4. «Вежливая просьба».

Цель: Формирование  и развитие  навыков общения в учебной ситуации, можно с помощью такого приёма. В начале занятия я пишу на доске вежливые слова, которые должны употреблять на этом занятии дети. Например:

Скажите,  пожалуйста…

Благодарю Вас (тебя)…

С удовольствием…

К сожалению, я ошибся…

Отвечая в ходе занятия, учащиеся должны употреблять в речи, написанные

на доске слова. А  тем , кто забывает это сделать, снижается оценка на 0,5 балла.

5. Творческий диктант.

Цель. Активизируется речь и развиваются творческие способности, закрепляется навык чтения.

Задание: расположить предложения так, чтобы получилось стихотворение.

зеленеет пруд

и зелёные лягушки

зеленеют все опушки

песенку поют

Поставить нужные знаки препинания в конце предложения, где необходимо

заменить строчную букву на заглавную.

6. Игры в нелепицы.

Дети очень любят  эти игры.Здесь они  проявляют находчивость, учатся дей-

ствовать самостоятельно. Любая новизна, юмор приводят к активизации

учащихся на занятии.Игры в небылицы могут быть организованы т.о.

Вариант 1.Небылицу сочиняет взрослый, а дети должны заметить все неле-

пицы и доказать, почему так не бывает. Например: Вчера  я с папой ездил

на дачу. Вначале мы взяли лейки  и быстро окучили картошку. Потом я

тяпкой вскопал место для грядки, а папа в это время граблями  накопал

картошки. Я так много работал, что даже отдохнул. И мне захотелось

попрыгать.

Вариант 2. Небылицы сочиняют дети, а взрослый ищет нелепицы.

Вариант 3.Очень интересные перевёртыши встречаются у современных

поэтов.

Найти ошибки в стихотворении:

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках засеянных густо,

Огорбузы росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Содержание:1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского язык...

"Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка как инструмента активизации речевой деятельности учащихся".

Итоговая работа слушателя по программе "Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании" (05.05. - 16.05.2014 г.)....

Активизация речевой деятельности неслышащих учащихся на уроках физической культуры

Статья о влиянии речевой деятельности на развитие ребенка с нарушением слуха. Об эффективности процесса физического воспитания данных детей и динамике становления их двигательных умений и навыков. В с...

"Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе,  продолжать использовать и при...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...

Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"

Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"...

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....