Активизация речевой деятельности у учащихся начальных классов с ЗПР
статья на тему
Как правило, учитель логопед в своей работе с обучающимися с ЗПР, ставит основной целью коррекцию дислексий и дисграфий. Однако в своей работе я ставлю важной подцелью формирование и развитие навыков общения в учебной ситуации. Для достижения этой цели, мной подобран ряд дидактических игр и приемов.
При выполнении заданий я стремлюсь к постоянной обратной связи от ученика. В ходе логопедических заданий, обучающийся учится критично оценивать результат своей деятельности, анализировать свои впечатления от занятий и вербализировать свои впечатления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_rechevoy_deyatelnosti.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые приёмы по активизации речевой деятельности у учащихся
начальных классов с ЗПР, используемые на коррекционных
логопедических занятиях
Как правило, учитель логопед в своей работе с обучающимися с ЗПР, ставит основной целью коррекцию дислексий и дисграфий. Однако в своей работе я ставлю важной подцелью формирование и развитие навыков общения в учебной ситуации. Для достижения этой цели, мной подобран ряд дидактических игр и приемов.
При выполнении заданий я стремлюсь к постоянной обратной связи от ученика. В ходе логопедических заданий, обучающийся учится критично оценивать результат своей деятельности, анализировать свои впечатления от занятий и вербализировать свои впечатления.
1.Проведение зрительных диктантов с предварительным анализом.
Цель:
Речевым материалом диктантов является одно предложение с постепенным
увеличением общего количества букв в нём на 1.Начинаем работу с небольшими по объёму предложениями, например: «Тает снег». А конечный
этап, предложения типа: «На уроках труда мальчики чинят школьную мебель». Работа должна проводиться системно, последовательно (в теч.2 – 3
месяцев) и, как я уже сказала, с постепенным усложнением материала.
Я в эту работу ввожу ещё и предварительный анализ предложения. Вызванный ученик делает графический анализ предложения, делит слова предложения на слоги, выписывая и называя гласные, и останавливается на всех «опасных» местах слов, объясняет почему так нужно писать. Т.о. совершенствуется навык чтения, орфографическая зоркость и активизируется
речевая деятельность. Затем предложение закрывается и учащиеся записывают его по памяти, а потом проверяют.
2. «Лесенка успеха»
Завершив письменную работу, учащиеся рисуют на полях тетради лесенку
из трёх ступенек и на одной из ступенек человечка – себя, т.о. дети сами
оценивают свой успех или неуспех. Верхняя ступенька – это пять. Ученик
должен объяснить почему нарисовал себя на такой-то ступеньке.
Произвольная активизация речевой деятельности.
3. «Я так чувствую…»
Это другой вариант произвольной активизации. В конце занятия дети рисуют на полях круг и ставят в нём один из знаков препинания.
«Точка» - на занятии всё было понятно.
«Знак вопроса» - осталось ощущение, что что-то непонятно.
«Восклицательный знак» - всё было понятно, есть уверенность, что знания
по теме твёрдые.
«Многоточие» - тема кажется непонятной.
В этом варианте «озвучивают» поставленный знак учащиеся по желанию,
если в группе доверительные отношения.
4. «Вежливая просьба».
Цель: Формирование и развитие навыков общения в учебной ситуации, можно с помощью такого приёма. В начале занятия я пишу на доске вежливые слова, которые должны употреблять на этом занятии дети. Например:
Скажите, пожалуйста…
Благодарю Вас (тебя)…
С удовольствием…
К сожалению, я ошибся…
Отвечая в ходе занятия, учащиеся должны употреблять в речи, написанные
на доске слова. А тем , кто забывает это сделать, снижается оценка на 0,5 балла.
5. Творческий диктант.
Цель. Активизируется речь и развиваются творческие способности, закрепляется навык чтения.
Задание: расположить предложения так, чтобы получилось стихотворение.
зеленеет пруд
и зелёные лягушки
зеленеют все опушки
песенку поют
Поставить нужные знаки препинания в конце предложения, где необходимо
заменить строчную букву на заглавную.
6. Игры в нелепицы.
Дети очень любят эти игры.Здесь они проявляют находчивость, учатся дей-
ствовать самостоятельно. Любая новизна, юмор приводят к активизации
учащихся на занятии.Игры в небылицы могут быть организованы т.о.
Вариант 1.Небылицу сочиняет взрослый, а дети должны заметить все неле-
пицы и доказать, почему так не бывает. Например: Вчера я с папой ездил
на дачу. Вначале мы взяли лейки и быстро окучили картошку. Потом я
тяпкой вскопал место для грядки, а папа в это время граблями накопал
картошки. Я так много работал, что даже отдохнул. И мне захотелось
попрыгать.
Вариант 2. Небылицы сочиняют дети, а взрослый ищет нелепицы.
Вариант 3.Очень интересные перевёртыши встречаются у современных
поэтов.
Найти ошибки в стихотворении:
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеянных густо,
Огорбузы росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Содержание:1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского язык...
"Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка как инструмента активизации речевой деятельности учащихся".
Итоговая работа слушателя по программе "Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании" (05.05. - 16.05.2014 г.)....
Активизация речевой деятельности неслышащих учащихся на уроках физической культуры
Статья о влиянии речевой деятельности на развитие ребенка с нарушением слуха. Об эффективности процесса физического воспитания данных детей и динамике становления их двигательных умений и навыков. В с...
"Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, продолжать использовать и при...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...
Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"
Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"...
Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».
Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....