Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».
статья

Ирина Владимировна Терешина

Обобщение опыта по теме

«Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений

у учащихся начальных классов с ОНР».


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Значение логоритмических игр и упражнений  при коррекции  речевых  нарушений  

у учащихся начальных классов с ОНР».

Учитель-логопед Терешина Ирина Владимировна

г.Норильск-2021г

Содержание:

  1. Актуальность
  2. Новизна опыта
  3. Цель и задачи педагогической деятельности
  4. Принципы
  5. Методы
  6. Условия
  7. Предполагаемый результат
  8. Теоретическая часть
  9. Коррекционное значение ритмики при исправлении речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР
  10. Содержание логоритмических игр и упражнений
  11. Описание опыта работы
  12. Анализ результативности опыта работы
  13. Литература

Актуальность:

В настоящее время отмечается резкое увеличение учащихся начальных классов с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Недостатки звуковой культуры речи и психомоторики неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Поэтому вопрос коррекции речевых нарушений у младших школьников встает с каждым годом все острее. Это связано и с ухудшением экологического состояния природы, качества продуктов питания, и другими причинами.

С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Оно может быть вызвано подражанием неправильному двигательному образу, поражением двигательных центров или проводящих путей, функциональной недостаточностью нервной системы или психическим торможением.

Неспособность к нормальной речевой деятельности является функциональным нарушением тонкой моторики.

Это проявляется в нарушении умственной работоспособности, в быстрой истощаемости и перенасыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, общей моторной неловкости, когда автоматизированное выполнение тех или иных двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказывается невозможным.

Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, занятия, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в разработке материалов, методов и приёмов работы, способствующих внедрению элементов логоритмики в коррекционно-развивающую деятельность с учащимися начальных классов с общим недоразвитием речи.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель —предупреждение и преодоление речевых нарушений у  учащихся начальных классов с ОНР путем развития чувства ритма и слухового внимания.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных, сенсорных функций;  воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений);

-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, усвоение теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности);

-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение правилам в различных видах деятельности, организаторских способностей);

-коррекционные (коррекция определенного нарушения в зависимости от возрастных и личностных особенностей, структуры речевого нарушения, характера и степени нарушений речевых и неречевых процессов, состояния двигательной системы).

Принципы:

При планировании своей деятельности я опираюсь на следующие принципы:

-принцип систематичности (материал всего курса логопедической ритмики излагается последовательно, соотносятся теоретические положения и их практическая разработанность, использую вариативность упражнений, постепенность);

-принцип сознательности и активности (опираюсь на сознательное и активное отношение учащегося к своей деятельности; активность детей стимулируется моей эмоциональностью, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями);

-принцип наглядности (осуществляю путем показа движения, зрительной наглядности, применения образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения);

-принцип доступностии индивидуализации (учитываю возрастные особенности и возможности обучающихся). Специфические принципы -принцип развития (учитываю развитие личности ребенка с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи учащегося; принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания);

-принцип всестороннего воздействия (логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют рефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма).

-принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Методы, используемые в моей работе:

 * наглядные

* словесные

* практические методы.

Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

Приемы наглядности:

1) наглядно-зрительные: показ учителем –логопедом бразца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;

2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь учителя -логопеда, уточняющего положение отдельных частей тела;

3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи.

 Приемы:

1) краткое описание и объяснение новых движений;

2) пояснение, сопровождающее показ движения;

3) указание, необходимое при воспроизведении движения;

4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

5) вопросы для проверки осознания действий;

 6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

 7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Условия, в которых возможно применение данного опыта:

Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться как часть любого урока, на занятиях и во время прогулок.

Предполагаемый результат при использовании логоритмических упражнений :

  • Двигается ритмично в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой. Чувствует смену частей музыки;
  • Правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические рисунки;
  • Умеет их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах;
  • Эмоционально принимает участие в играх (выражает желание играть).
  • повышен темп развития речи в целом за счёт включения обучающихся с недоразвитием речи в творческую театрализованную деятельность;
  • сформировано позитивное взаимодействие учащихся в коллективе;
  • повышена общая культура обучающегося и раскрыт творческий потенциал личности;
  • оказано целостное воздействие на речевую систему учащихся;

наступило речевое раскрепощение учащегося, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Теоретическая часть:

В педагогическом аспекте ритмика– это система физических упражнений, построенная на связи движений смузыкой. А логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной насвязи движения, музыки и слова.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, труды которых были использованы в процессе формирования опыта: В.М. Бехтеревым, В.А. Гиляровским, И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном, психологами М.О. Гуревич, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, физиологом М.М. Кольцовой идр.

Цель лечебной ритмики состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях.

Составным звеном лечебной ритмики является логопедическая ритмика.

Значение ритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие задачи ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.

Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о связи изависимости общей и речевой моторики. А.Р. Лурия указывал на связь речи ивыразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны для логоритмического воспитания данные о между степени развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. Так,физиолог М.М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Таким образом, говоря о учащихся с ОНР, можно сказать о том, что логоритмические упражнения и игры необходимы для такой категории детей. Поскольку такие занятия способствуют развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие как психологической сферы так и речи, что несомненно, очень важно для работы с детьми данной категории, и что должно определять основные этапы работы с такими детьми.

Коррекционное значение ритмики при исправлении речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому так важно заниматься развитием чувства ритма в доступной для учащихся начальных классов форме – ритмических упражнениях и играх. Логоритмические упражнения включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На логопедических занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение звуков, обогащается словарь учащихся.

Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания учащихся. Она способствует их  гармоническому физическому развитию. Ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от учащегося собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние учащихся, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых учащихся она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Содержание логоритмических игр и упражнений:

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха 

Оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание учащихся, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны . С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У обучающихся развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и исполнением на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное исполнение на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с учащимися изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет у обучающихся чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры. Описание опыта работы

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. На данный момент меня заинтересовал такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражненияхи играх. Логоритмические упражнения включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Во время проведения таких упражнений соблюдаюосновные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащаю словарь детей.

 Созданная мною система работы состоит из игр и упражнений,применяемых на занятиях, в режимных моментах, в играх, в самостоятельной деятельности учащихся.

Для реализации работы по этой теме мною подобрана и изучена необходимая литература.

Я выделила следующие направления работы:

 развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

 формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

 развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

 развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

  1. Сделала подборку конспектов логоритмических занятий, Изготовила картотеку игр и упражнений на развитие чувства ритма. Изготовила дидактическую игру «Веселый кубик»на развитие чувства ритма,  слухового внимания;
  2. Изготовила игры на развитие чувства ритма с учетом лексических тем;
  3. Для самостоятельной игровой деятельности учащихся изготовила пособие «Чудесные трубочки» на развитие слухового внимания и чувства ритма
  4. Составила сборники «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика»
  5. Сделала подборку игр на развитие коммуникативных качеств;
  6. Сделала сборник «Логосказки»
  7. Сделала картотеку игр на развитие координации речи с движением с учетом лексических тем.
  8. Сделала картотеку пальчиковых игр с учетом лексических тем.

Развитие чувства ритма у учащихся с ОНР - постоянный непрерывный процесс. Поэтому включала игры и упражнения на развитие чувства ритма и в индивидуальную работу с учащимися. Занятия стали проходить более интересно, у учащихся появился интерес. Постоянно интересуюсь новинками методической литературы по данному направлению. Для эффективной работы по взаимодействию с педагогами разработала консультации «Логоритмика, как одна из методик для работы с учащимися ,имеющими речевые нарушения», «Развитие чувства ритма у учащихся начальных классов с использованием игровых приемов».

С целью охвата всех участников воспитательно-образовательного процесса, взаимодействую с родителями. Использую традиционные формы работы с родителями (анкетирование, наглядная информация, консультации, родительские собрания, показ занятий). В кабинете, в родительских уголках, периодически выставляю письменные консультации: «Шумовой эффект», «Учимся правильно слушать музыку», «Музыкально-ритмические движения», , «Развитие чувства ритма у детей».

Большое значение в моей работе по данному направлению я отдаю играм, направленным на координацию речи с движением. Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;
- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;
- активизация речевых процессов;

- воспитание умения работать сообща в коллективе.

Главной задачей таких игр является ритмическое исполнение стихотворного текста. Упражнения с учащимися мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, а также пальчиковые игры стараюсь проводить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

Применение игр на координацию речи с движением помогли достигнуть следующих результатов:

- улучшение уровня произношения;

повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;
- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

- повышение уровня самооценки учащихся, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений;коллективных навыков поведения.
Таким образом, регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие темпа речи, слухового восприятия и чувства ритма у учащихся и способствует преодолению речевых нарушений.

В свою работу я также обязательно включаю коммуникативные игры. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает учащимся положительные и радостные эмоции. Тактильный контактеще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в классе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных учащихся. При  отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны учащимся. В коммуникативных играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет учащемуся раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в игре. Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Все это позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес учащегося к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Анализ результативности опыта работы.

 Разработав систему работы по развитию чувства ритма у учащихся начальных классов с  ОНР и внедрив ее в практическую деятельность, могу сказать, что, у обучающихся сформировался устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности ,а именно:

  • Основная масса учащихся научилась правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмические рисунки;

Научились их составлять, проговаривать и проигрывать на музыкальных инструментах;

Дети эмоционально принимают участие в играх (выражают желание играть).

Повышен темп речи в целом

Наступило речевое раскрепощение учащегося, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Повышена общая культура учащихся и раскрыт творческий потенциал личности;

Оказано целостное воздействие на речевую систему обучающихся(коррекция диграфии,дислексии,дислалии,дизартрии,заикания);

По итогам диагностики хочется отметить, что динамика положительного результата возрастает. Эта тема для меня остается интересной и актуальной.

Литература

1. О. В. Клезович. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык.рук. и воспитателей. — Мн.: Аверсэв, 2005.

2. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Изд. Композитор (Санкт-Петербург) 2005

3. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...

Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...