Активизация речевой деятельности неслышащих учащихся на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Шевцова Анастасия Владимировна

Статья о влиянии речевой деятельности на развитие ребенка с нарушением слуха. Об эффективности процесса физического воспитания данных детей и динамике становления их двигательных умений и навыков. В статье раскрывается вопрос об отрицательном влиянии отсутствия речи у неслышащих детей на развитие дыхательной системы, на формирование осанки; а также вопрос о причинах и способах коррекции нарушений функций дыхательной системы, нарушений осанки, и самое главное, о  необходимости найти специальные формы сочетания наглядного и словесного компонентов обучения детей с нарушением слуха в развитии их  речевой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевцова Анастасия Владимировна

Учитель физической культуры ГБОУ школы-интерната №31

Невского района Санкт-Петербурга

Активизация речевой деятельности  неслышащих  учащихся

на уроках физической культуры

(2 слайд):

Тяжелое нарушение слуха и, как следствие, глубокое речевое недоразвитие  у глухих школьников приводит к более низкой по сравнению со слышащими  детьми  эффективности  процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для последующей двигательной деятельности. При этом сокращаются возможности корректирующего воздействия педагога при создании представлений о данном виде физических упражнений.

(3 слайд):

Отсутствие речи у неслышащих детей отрицательно сказывается на развитии функции дыхания, что приводит к застойным явлениям в лёгких и является причиной частых заболеваний дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии. А развитие двигательных возможностей и физических способностей находится в прямой зависимости от состояния вегетативных функций (сердечно-сосудистой и дыхательной систем), обеспечивающих движение.

(4 слайд):

Эта проблема чрезвычайно актуальна, так как аэробные возможности и развитие дыхательной мускулатуры являются определяющими в развитии речевой деятельности. Чем ниже уровень речевого развития, тем больше страдает вся дыхательная система. Из-за нарушения дыхательной системы нарушается частота дыхания, а, следовательно, идет «сбой» в системе кровообращения и сердечно-сосудистой системе. В связи с нарушением системы кровообращения организм недополучает кислород, чем ослабляет мышечную систему. Мышцы слабые, а из-за этого среди таких детей часто отмечаются различные нарушения осанки: во фронтальной плоскости, в сагиттальной плоскости, функциональная недостаточность стоп.

(слайд 5):

На следующем слайде вы можете увидеть диаграммы со сравнением антропометрических данных неслышащих учащихся с показателями их слышащих сверстников. Это показатели роста, веса, окружности грудной клетки и окружности живота. Обратите внимание, что все показатели детей с нарушенным слухом ниже их возрастной нормы.

(слайд 6):

Возвращаясь к нарушению осанки, надо сказать что оно встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания и вновь мы видим, что страдает дыхательная система.

В связи с этим помимо дополнительных занятий по воспитанию правильной осанки в уроки физкультуры с детьми с нарушением слуха включаются комплексы дыхательной гимнастики, которые используются на каждом уроке перед проведением разминочных упражнений.

(сдайд 7):

Говоря о сочетании наглядного и словесного обучения, надо отметить, что словесная речь не является в физическом воспитании единственным носителем информации. Словесная речь выступает, как один из компонентов сообщения по своим информационным средствам. Весьма весомы и разнообразны в таких сообщениях наглядные компоненты.

Отсутствие у учащихся среднего школьного возраста слуха вызывает большую необходимость найти специальные формы сочетания наглядного и словесного обучения. Байкина Н.Г. (1991 г.) приводит сведения об особенностях еще одного аспекта речевой проблемы в физическом воспитании глухих школьников. Это – определение структуры учебно-педагогических сообщений, наиболее эффективных для неслышащих учеников данного возраста. Под структурой здесь понимается соотношение форм словесных и наглядных компонентов, образующих в совокупности сообщение определенного целевого назначения.

(слайд 8):

Восприятие словесных компонентов и спортивной терминологии только при письменной форме изложения (таблички) приводит к неполному и неправильному пониманию существа информации.

Информация, содержащая словесные компоненты, направлена в процессе физического воспитания на решение следующих задач:

1.        Изложение всех основных двигательных действий.

2.        Передача в процессе обучения приемов двигательной деятельности.

3.        Освоение техники физических упражнений.

Во всех случаях словесные указания сочетаются с наглядными компонентами.

 (слайд 9):

Преподавание в основном ведется на основе показа и словесной инструкции. Часто в качестве объяснения движений встречаются смешанные средства общения: жесто-мимическая, дактильная и устная формы речи. Для успешного овладения учебным материалом по физкультуре следует придавать значительное внимание освещению, а преподаватель всегда должен занимать положение лицом к ученикам.

Немаловажным является и расстояние от учащегося до учителя. При считывании речевого материала с губ это играет решающее значение. Расстояние должно быть не менее 1-2 м. (Байкина Н.Г., 1991). Эти требования должны быть соблюдены обязательно.

(слайд 10):

На уроке физкультуры (также как и на любом другом уроке), знакомый речевой материал  предъявляется сначала в устной форме с учетом того, что учащиеся знают слова и фразы, используемые при этом учителем, идет формирование  навыка чтения с губ. Если после предъявления материала в устной форме происходит непонимание со стороны учащихся, тогда материал или команда дается с помощью устно - дактильной формы речи.  Жесто-мимическая  речь используется учителем в случае, если материал, предъявляемый с помощью устной и устно - дактильной  форм речи, был не понят  учениками. Однако, после объяснения материала жесто-мимической формой преподаватель вновь возвращается к словесной форме и вместе с учениками проговаривает название действия, инвентаря и т.п., закрепляя тем самым речевой материал.

(слайд 11):

В школе для глухих детей перед уроками физической культуры стоят  две задачи:

1) обучать школьников двигательным умениям и навыкам;

2) дать учащимся необходимый речевой материал, связанный с выполнением физических упражнений и имеющий важное  значение для познавательной деятельности и общения глухих.

(слайд 12):

Таким образом, усвоение учебного материала глухими школьниками состоит из четырех основных компонентов:

  1. Зрительное восприятие предлагаемого учебного материала (практического и речевого).
  2. Рефлекторное подражание учителю.
  3. Осмысление предложенного практического и речевого материала.
  4. Двигательная и речевая практика.

(слайд 13):

В младшем школьном возрасте дети проговаривают свои двигательные действия, названия инвентаря, с которым занимаются на уроке, названия игр, в которые играют (для 1-2 классов, например, это игры со знакомыми названиями животных). Но это элементарные слова (встал, сел, круг, мяч, кубик, дай, возьми, собери и т.п.); в 3-4 классах более сложные названия игр и действий (словосочетания из двух – трех слов).

А уже в средней школе дети с нарушением слуха должны проговаривать свои действия детально. Дети должны  совершенно точно знать и проговаривать действия отдельной части своего тела (согнул руку в локтевом суставе, наклонил туловище в сторону, сделал круговые движения головой и др.), действия с предметами (бросил мяч в кольцо, передал красную палочку на эстафете и др.).

Мы отмечаем, что дети, которые лучше усвоили речевой материал (даже на понятийном уровне), быстрее усваивали и практическую часть урока. Тем детям, которые плохо усваивали речевой материал, на усвоение практической части требовалось больше времени. Эта тенденция отмечается как в младшей школе, так и у учеников средней школы.

Можно сделать вывод, что учащихся необходимо постоянно «подпитывать» как новой терминологией, так и неоднократно повторять уже пройденный материал. Речевой материал должен использоваться на каждом уроке. Это могут быть и отработанные фразы, используемые на каждом уроке, а также новые фразы, соответствующие теме урока.

(слайд 14):

Например:

Речевой материал, который используется на каждом уроке:

  1. Организационные моменты в начале урока (построение ребят дежурным, расчет по порядку или иным способом, задачи урока (детям иногда предлагается угадать, что они будут делать на уроке, а иногда просто проговорить действия).
  2. Работа с инвентарем (раздача инвентаря: дайте…, возьмите…, название инвентаря).
  3. Организационные моменты в конце урока (проговаривают, что делали на уроке).

(слайд 15):

Речевой материал, относящийся к теме урока:

  1. Дети проговаривают свое действие в момент его совершения (например: «Я прыгаю в высоту»).
  2. При обучении какому-либо действию (например, при обучении построению в круг можно использовать игровой момент). Показывается картинка, на которой нарисован круг, проговариваем: «Это круг», затем детям предоставляется возможность найти круг в зале (имеется в виду разметка на полу). Даем фразу: «Встаньте в круг». Дальше даем возможность сообразить, как это сделать. Если дети не поняли, тогда добавляем картинку, на которой дети стоят, взявшись за руки в кругу. Ученики встают в круг, проговариваем: «Я встал(а) в круг», «Мы встали в круг».

                (слайд 16):

Заключение

Отсутствие слуха, недостаточное речевое развитие приводят глухих к более низкой по сравнению с их слышащими сверстниками эффективности учебно-педагогического процесса по физическому воспитанию, увеличению сроков обучения в специальной школе.

В связи с этим роль словесной речи в физическом воспитании глухих школьников занимает ведущее место.

Список литературы

1.        Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. – М.: Советский спорт, 1991.

2.        Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. – М.: Просвещение, 1988.

3.        Гозова А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. – М.: Просвещение, 1966.

4.        Основы специального обучения слабослышащих детей /Под ред. Р.М. Боскис/. – М.: Просвещение, 1987.

5.        Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1979.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация речевой деятельности неслышащих учащихся н а уроках физической культуры Шевцова Анастасия Владимировна , учитель физической культуры ГБОУ № 31 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Тяжелое нарушение слуха и глубокое речевое недоразвитие у глухих школьников приводит к низкой эффективности процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий и умений.

Слайд 3

Отсутствие речи у неслышащих детей отрицательно сказывается на развитии функции дыхания . Это приводит к застойным явлениям в лёгких и является причиной частых заболеваний дыхательной системы: ОРЗ , бронхиты, пневмонии. А развитие двигательных возможностей и физических способностей находится в прямой зависимости от состояния вегетативных функций (сердечно-сосудистой и дыхательной систем), обеспечивающих движение.

Слайд 4

Зависимость физических способностей от состояния вегетативных функций организма Нарушения дыхательной системы Нарушения системы кровообращения и сердечно-сосудистой системы Речевые нарушения Ослабление мышечной системы Нарушения осанки Нарушения дыхательной системы

Слайд 5

Антропометрические данные детей 10 - 11 лет

Слайд 6

Зависимость физических способностей от состояния вегетативных функций организма Нарушения дыхательной системы Нарушения системы кровообращения и сердечно-сосудистой системы Речевые нарушения Ослабление мышечной системы Нарушения осанки Нарушения дыхательной системы

Слайд 7

Сочетание наглядного и словесного обучения Словесная речь в физическом воспитании не является единственным носителем информации. Словесная речь выступает как один из компонентов сообщения по своим информационным средствам. Обязательны в таких сообщениях наглядные компоненты.

Слайд 8

Информация, содержащая словесные компоненты , направлена в процессе физического воспитания на решение следующих задач : 1. Изложение всех основных двигательных действий . 2. Передача в процессе обучения приемов двигательной деятельности . 3. Освоение техники физических упражнений.

Слайд 9

Требования , предъявляемые к подаче материала: Хорошее освещение; Преподаватель должен занимать положение лицом к ученикам; Расстояние от учащегося до учителя не менее 1-2 м.

Слайд 10

На уроках физкультуры знакомый речевой материал предъявляется: В устной форме В устно- дактильной форме Жесто -мимической речью

Слайд 11

В школе для неслышащих детей перед уроками физической культуры стоят две задачи : обучать школьников двигательным умениям и навыкам; дать учащимся необходимый речевой материал, связанный с выполнением физических действий.

Слайд 12

Усвоение учебного материала глухими школьниками состоит из четырех основных компонентов : 1. Зрительное восприятие предлагаемого учебного материала; 2. Рефлекторное подражание учителю; 3. Осмысление предложенного практического и речевого материала; 4. Двигательная и речевая практика.

Слайд 13

В младшем школьном возрасте дети проговаривают свои двигательные действия, названия инвентаря, с которым занимаются на уроке, названия игр, в которые играют: для 1-2 классов, например, это игры со знакомыми названиями животных или элементарные слова (встал, сел, круг, мяч, кубик, дай, возьми, собери и т.п.); в 3-4 классах более сложные названия игр и действий (словосочетания из двух – трех слов). В средней школе дети с нарушением слуха должны проговаривать свои действия детально: - согнул руку в локтевом суставе, наклонил туловище в сторону, сделал круговые движения головой и др., действия с предметами (бросил мяч в кольцо, передал красную палочку на эстафете и др.).

Слайд 14

Речевой материал, используемый на каждом уроке: Организационные моменты в начале и в конце урока (построение, задачи урока); Работа с инвентарем (название, раздача и сбор инвентаря).

Слайд 15

Сочетание наглядного и словесного на примере обучения построению детей в круг - Это круг 1. 2. Встаньте в круг. - Я встал(а) в круг. - Мы встали в круг. В зале есть круг? 3.

Слайд 16

Заключение: Отсутствие слуха, недостаточное речевое развитие приводят глухих к более низкой по сравнению с их слышащими сверстниками эффективности учебно-педагогического процесса по физическому воспитанию, увеличению сроков обучения в специальной школе. В связи с этим роль словесной речи в физическом воспитании глухих школьников занимает ведущее место.

Слайд 17

Большое спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация методов обучения и их результативность на уроке физической культуры и во внеурочное время"

Основные методические приёмы на уроках физической культуры и во внеурочное время....

Психологическме основы активизации деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическ...

Способы активизации учебной деятельности на уроках физической культуры.

Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом хар...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...

Активные методы обучения для активизации познавательного интереса на уроках физической культуры

Современный образ жизни подрастающего поколения очень изменился в части двигательной активности. С увеличением компьютерных технологий, многие дети большое время проводят дома, сидя за монитором, в от...