Программа начального общего образования «Развитие речи» в специальном (коррекционном) классе VII вида
рабочая программа по теме
В настоящее время принято выделять — первый (родной) язык-Я1 и второй (неродной) язык — Я2. Согласно психолингвистической теории билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы. Между этими системами возможны различные взаимодействия.
В ситуации так называемого бытового двуязычия, у ребёнка может наблюдаться равенство двух языков. В этих случаях родители не предусматривают для ребёнка полный переход на второй язык, сами смешивают языки, не контролируют речь ребёнка, не исправляют (или не замечают) ошибок в его речи. Однако при общении со сверстниками ребёнку часто приходится использовать неродной язык, при этом возникают и закрепляются в речи многочисленные ошибки. Считается, что именно такой «стихийный» билингвизм характеризуется наибольшими искажениями в фонетической и лексико-грамматической структуре второго (неродного) языка.
У двуязычных детей также наблюдаются различные формы речевых нарушений: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия, дислалия, и другие.
Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи, а также введение регионального компонента с целью развития познавательной сферы обучающихся в рамках нашего региона. Этапы занятий предполагают введение в занятие упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекционная работа усложнена билингвизмом и мы ее преодолеем | 51.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Коррекционно-педагогическое обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Сборник статей по материалам семинара
1-3 апреля 2013 г.,
г. Салехард
Челябинск
Цицеро
2013
Коррекционно-педагогическое обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. материалов семинара. 1-3 апреля/ под ред. Сошниковой Н.Г.. – Цицеро 2013. – 169 стр.
Сборник содержит материалы круглого стола, представленные в виде статей и программ слушателей семинара - дефектологов, педагогов, психологов, работающих с детьми с ОВЗ в Ямало-Ненецком автономном округе. Содержание статей представляет опыт коррекционно-педагогического обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как в условиях специальных (коррекционных) учреждений, так и в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Материалы данного сборника представляют интерес для специалистов, педагогов и психологов общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы публикуются в авторской редакции.
Редактор-составитель: Сошникова Н.Г., к.п.н., доцент кафедры
специальной педагогики, психологии и
предметных методик
факультета коррекционной педагогики
Челябинского государственного
педагогического университета
Программа начального общего образования «Развитие речи» в специальном (коррекционном) классе VII вида
Лучкина Л.В.
учителя – логопеда,
Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Введение
В настоящее время принято выделять — первый (родной) язык-Я1 и второй (неродной) язык — Я2. Согласно психолингвистической теории билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы. Между этими системами возможны различные взаимодействия.
В ситуации так называемого бытового двуязычия, у ребёнка может наблюдаться равенство двух языков. В этих случаях родители не предусматривают для ребёнка полный переход на второй язык, сами смешивают языки, не контролируют речь ребёнка, не исправляют (или не замечают) ошибок в его речи. Однако при общении со сверстниками ребёнку часто приходится использовать неродной язык, при этом возникают и закрепляются в речи многочисленные ошибки. Считается, что именно такой «стихийный» билингвизм характеризуется наибольшими искажениями в фонетической и лексико-грамматической структуре второго (неродного) языка.
У двуязычных детей также наблюдаются различные формы речевых нарушений: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия, дислалия, и другие.
Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи, а также введение регионального компонента с целью развития познавательной сферы обучающихся в рамках нашего региона. Этапы занятий предполагают введение в занятие упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, моторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации, словаря, лексико-грамматического строя, фонематического слуха и навыков анализа и синтеза.
Программа рассчитана на проведение трёх занятий в неделю, не более, чем с 12 учащимися в группе. Рабочая программа модифицирована, рассчитана на учащихся 2-го класса с нарушениями письменной и недоразвитием устной речи. Диагностика проводится два раза в год: вводная – в декабре, итоговая – в мае.
Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять школьников в определенные группы с учетом видов речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г).
- программа логопедической работы с учащимися. С.Е.Дорофеева, Л.В.Семенюта, Л.А.Маленьких.
Общая характеристика учебного курса
Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения для обучения учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида. Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе. У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка.
Основной формой организации учебного процесса является занятие. Ведущей формой работы учителя с учениками на занятии является индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и другие дидактические средства.
Для обучения детей данной категории от учителя требуется и специальная работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение сформировать их в речи, в различных практических действиях на уроке.
На занятиях при чтении, устных высказываниях формируются обще речевые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физ.минутка и даются специальные задания.
Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с задержкой психического развития.
К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.
Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает его поступательное развитие.
Причем в занятия включены лексические темы с целью уточнения, обогащения и активизации словарного запаса детей и развития связной речи. Введение элементов регионального компонента обеспечивает также развитие познавательной сферы обучающихся и привлечение интереса к своему региону, его особенностям, культуре, природе.
Этапы занятий предполагают введение в урок здоровьесберегающих технологий, упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса. При определении форм работы с ребенком-логопатом учитываются его индивидуальные особенности. Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, закрепление знаний в зрительно-пространственной ориентации, знание и обогащение словарного запаса детей.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).
Эффективность коррекционно-развивающего обучения при устранении нарушений чтения и письма достигается при условии комплексного и системного характера, осуществляется дифференцированно с учетом симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и особенностей познавательной деятельности младших школьников с нарушениями чтения и письма.
Профилактика и коррекция нарушения звукопроизношения и письма, чтения учащихся вторых-четвёртых классов. Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного процесса в школе-интернате на логопункте.
Программа рассчитана на проведение двух/трёх занятий в неделю с определенным количеством детей в группах. Рабочая программа модифицирована, рассчитана на учащихся 2-го класса с нарушениями устной и письменной речи. Диагностика проводится два раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае.
Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять младших школьников определенные группы с учетом видов речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, моторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации, словаря, лексико-грамматического строя, фонематического слуха и навыков анализа и синтеза.
Цель: Основная цель программы – преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы над всеми видами нарушения звукопроизношения, нарушения чтения и письма, дизорфографии детей для дальнейшей их социализации.
Задачи:
- Развитие словаря.
- Развитие звуковой стороны речи.
- Развитие фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, зрительный и другие анализаторы.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания цвета, формы, и величины букв.
- Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
- Обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
- Развитие зрительного и языкового анализ и синтеза.
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
- Дифференциация смешиваемых при чтении и письме букв в слогах, словах, предложениях и связном тексте.
- Развитие неречевых психических процессов:
- дыхания, артикуляционной и ручной моторики;
- совершенствование зрительного анализа и синтеза;
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
- расширение объема зрительной и слуховой памяти.
13. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений,
способность к запоминанию, способность к переключению внимания;
- воспитание навыков и приемов самоконтроля;
- формирование познавательной деятельности.
14. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению,
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций
учебной деятельности.
Приорганизациикоррекционно-развивающихзанятийучитываютсяследующиепринципы:
- Принцип системности. Развитие ребенка-процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
- Принцип соответствия возрастными индивидуальным возможностям. Индивидуальнаяпрограммаработысребенкомдолжнастроитьсявсоответствииспсихофизиологическимизакономерностямивозрастногоразвития,сучетомфакторовриска.
- Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
- Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Принцип коммуникативности. Обучениеорганизуетсявестественныхдляобщенияусловияхилимаксимальноприближенныхкним.
- Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
- Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.
- Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
- Приветствие.
- Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики
- Самомассаж лица.
- Вводная часть занятия для активизации и развития фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.
- Основная часть занятия: задания на развитие знаний в области зрительно-пространственной ориентации, словаря, лексико-грамматического строя, фонематического слуха и навыков анализа и синтеза.
- Физ. минутка, гимнастика для глаз.
- Закрепление темы в письменных и устных заданиях с применением различных методов.
- Итог. Закрепление.
- Прощание.
Описание места учебного курса в учебном плане
На проведение коррекционно-развивающих занятий отводится во 2 –х класса 3 раза 90 часов (30 учебных недель).
Результаты изучения курса
Основныетребованиякзнаниямиумениямучащихсякконцу2класса
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы;
- определение понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
- чем отличаются между собой: звук и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложение и текст;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения.
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать, сравнивать предметы, действия и их признаки;
- сравнивать звуки по способу их образованию;
- выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
- соотносить звук с буквой;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и);
- строить звуковые схемы слогов и слов.
Содержание учебного курса
2 класс
Обследование
Повторение (5часов)
Речь. Предложение. Слово (3 часов)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.
Звукослоговой анализ и синтез. Ударение (23 часа)
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных, звукослоговой анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Гласные (14 часов)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е,ё,и,я,ю). Дифференциация гласных (ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё). Разделительный мягкий знак.
Твердые и мягкие согласные (14 часов)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков и соотнесение их с буквой. Дифференциация ([п]-[п`], [м]-[м`], [к]-[к`], [х]-[х`], [й]-[л`], [н]-[н`]).
Звонкие и глухие согласные (13 часов)
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Озвончение и оглушение парных согласных в лове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Свистящие, шипящие, аффрикаты (6 часов)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([ш]-[ж], [х]-[ж], [ч]-[т`], [ц]-[ч], [р]-[л]).
Буквы, сходные по оптическим и кинестетическим признакам (4 часа)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинестетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам. ( [и]-[у], [и]-[ы], [м]-[н]).
Словообразование, словоизменение (4 часа)
Устранение аграмматизмов в словобразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слов по составу. Обогащение словарного запаса. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.
Итоговая работа (2 часа). Обследование
Календарно-тематическое планирование по коррекции чтения и письма- количество часов - 90 часов, в неделю - 3 часа.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего | ||||||
план | факт. | план | Факт. | план | факт. | план | факт. | план | факт. | |
Кол-во занят. |
Выводы
Анализируя нашу работу, мы видим, что нарушения речи у учащихся и воспитанников школы-интерната является серьезным препятствием для успешного усвоения школьной программы, а именно влияет на успеваемость учащихся. У воспитанников отмечаются фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Эти недостатки у учащихся сказываются на письме и чтении, а также в показателях обучаемости (способность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темпе усвоения учебного материала и др.), вследствие чего удлиняется срок посещаемости логопункта, то есть увеличивается время коррекции.
Причинами такого показателя являются двуязычие в семье; непосещение д\садов в дошкольном возрасте; ослабленное здоровье детей; недостаточное внимание родителей; влияние тератогенного внешнего и внутреннего факторов; недоразвитие фонематических процессов восприятия; малого объёма словаря; недоразвитие грамматического строя речи; плохо развитой мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.
Таким образом, использование рабочей программы начального общего образования «Коррекционно-развивающее развитие речи» в специальном (коррекционном) классе VII вида
- насыщает логопедические занятия общеразвивающим материалом, адаптирует их по подбору заданий не только по развитию речи, чтения и письма, но и для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
- дает возможность обеспечить соответствие работы комплексному (словесный, наглядный, практический, игровой) методу, используемому при работе со школьниками,
- будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольника.
Комплексность педагогического воздействия данной программы будет, прежде всего, направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение адаптации их в социуме.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая общеобразовательная программа по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных ) школ 8 вида 3 класс
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовитель...
рабочая программа по письму и развитию речи 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Данная рабочая программа составлена мною на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой)...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида 2-3 классы
Помогут учителю в работе над словами с непроверяемыми написаниями...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом
Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом...
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
Для учителей-дефектологов корекционных школ...