"Особенности развития разговорной речи глухих учащихся 5-9 классов"
статья (9 класс) по теме
Данный доклад был заслушан на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.osobennosti_razvitiya_razgovornoy_rechi_v_5-9_klassakh.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ I ВИДА №65
Особенности развития разговорной речи
глухих учащихся 5-9 классов
Доклад учителя русского языка
Примечание:
- данный доклад был заслушан на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ СКОШИ № 65 11.01.2013г.
- доклад был размещен на личном сайте педагога
В сурдопедагогике доказана необходимость формулирования у не слышащих детей умение разговорной речи.
В условиях коммуникативной систем, разговорная речь признаётся как важнейшее направление в обучении не слышащих детей языку.
Коммуникативная система была разработана ещё в 50-ые годы, на основе исследования проведённого в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством С.А.Зыкова.
Изучение опыта работы школ глухих специализированные исследования (С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева, Е.Н.Марциновская, Т.В.Нестерович, И.В.Колтунянко, Л.П.Носкова, Л.М.Быкова и др.) показывают, что в условиях полной реализации коммуникативной системы обучения языку, системы работы по развитию остаточного слуха с использованием слуховой аппаратуры, значительно вырос уровень развития разговорной речи у глухих. Вместе с тем, следует отметить, своеобразие разговорной речи глухих школьников 5-7 классов. Оно проявляется в следующем:
- Склонность к вопросо - ответному диалогу;
- Слабое умение развивать тему в диалоге или беседе;
- Неполный учёт информированности собеседника, неумение варьировать высказывания с точки зрения объема синтаксической конструкции, лексической наполняемости;
- Многократные повторы, возвращение к уже сказанному.
Программа школы глухих для 5-7 классов ориентирует учителя на закрепление и усовершенствование умения пользоваться языком, как средством общения. В 5-7 классах основным содержания обучения разговорной речи является:
- Закрепление и уточнение речевого материала, изученного школьниками в начальных классах;
- Обогащение их речи новым материалом;
- Дальнейшее развитие и усовершенствование навыков диалогической и монологической речи;
Соответственно программа прежде всего предусматривает закрепление и уточнение различных типов предложений, обогащение их разговорно – обиходной лексикой.
Значительно повышаются требование к навыкам учащихся по ведению диалога и беседы в 5-ом классе.
Если основной задачей обучения языку в 1 – 4 классах не слышащими диалогической речью, как средством общения. То уже в 5-ом классе навыки речевого общения включают в себя:
- умение начать разговор (“Можно мне задать вам несколько вопросов? Я хочу поговорить с вами…”);
- продолжить разговор, уточняя сказанное или задавая дополнительные вопросы, для развития темы (“Я узнал куда и когда поедем на экскурсию, а теперь хочу спросить о другом”);
- закончить разговор или подвести итоги беседы (“Давайте, поговорим об этом в другой раз”).
Таким образом, в средних классах требования программы по развитию разговорной речи и в результате предполагают овладение навыками ведения живого диалога или беседы на различные темы (из жизни детского коллектива, внеклассной и учебной деятельности и т.д.)
В 5 -7 классах обязательное требование к учителю развивать разговорную речь учащихся в условиях различных видов их деятельности. В этом состоит преемственность в методике работы с начальным звеном. Преемственность заключается в обязательном закреплении и обогащении всей лексики, и фразеологии, усвоенных школьниками на предыдущих годах обучения, в активном их использовании для самостоятельных высказываний.
В программе для средних классов указываются и виды работы, в которых диалогическая речь переходит в монологическую:
- ответить на вопрос двумя – тремя предложениями, из которых каждое последующее раскрывает содержание предыдущего;
- составить текст беседы или выступления на данную тему учителем или по плану.
Итак, программой предусматривается достижение основной задачи – развитие речи у глухонемых детей – овладение языком, как средством общения, начиная от овладения отдельными словами и фразами в 1-ом классе и до умения вести беседу на разные темы, самостоятельно задавать вопросы, и развёрнуто высказываться в её ходе в 7-ом классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах
В докладе рассказывается о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...
"Особенности развития разговорной речи глухих учащихся 5-9 классов"
Данный доклад был заслушан на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы...
Выступление "Особенности развития связной речи при написании сочинения у глухих школьников"
В выступлении раскрываются особенности речевого развития глухих школьников. Развитие связной речи является одной из самых актыальных проблем в современной специальной методике обучения глухих де...
Авторская методика "Система работы по развитию речи глухих учащихся на уроках биологии"
Анализ данных об особенностях развития речи глухих учащихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет сделать следующие выводы: речевое недоразвитие отрицательно ...
Развитие разговорной речи учащихся с нарушениями слуха
Материал к докладу на педагогическом совете для учителей начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми с нарушениями слуха....
Развитие разговорной речи дошкольников. Беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста
контрольная работа...
Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов.
Презентация "Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов."...