Рабочая программа по обществознанию КРО 8 -9 класс
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию для 8 -9 класса по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида и календарно -тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennaya_programma_obshchestvovedenie.doc | 283.5 КБ |
kalendarno_-tematicheskoe.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№11 г.Нижнеудинск»
Принята на Методсовете «_____»____________20____г Протокол № | Утверждено Приказом директора От «___»__________20____г. Приказ№_________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обществознание
для учащихся 8 -9 класса
по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Составила:
учитель : Емцова И.В.
2013 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 8 -9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой – М. Издательство «Владос», 2011 год, под редакцией В.В. Воронковой. Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
- Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанная ИКП РАО, 2009 г.
Курс «Обществознание» представляет собой один из рекомендованных вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Психологические особенности детей с ОВЗ: процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость. Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования .
II. Средства реализации целей и задач
Ведущим принципом разработанной системы планирования уроков является взаимосвязь речевых коррекционных и воспитательных задач, которые на каждом возрастном этапе реализуются в разнообразных сочетаниях. Постепенно материал каждой задачи усложняется, варьируется сочетаемость заданий, упражнений по коррекции ВПФ, их смена и взаимосвязь.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся. В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы обучения:
- Объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, упражнения практического характера, практические работы репродуктивного и творческого характера;
- Частично проблемно –поисковый;
- Презентации, видеофильмы с помощью мультимедийного оборудования;
- Экскурсии, предложенные в рабочей программе, дают возможность сформировать у учащихся представления о том, куда им следует обратиться при возникновении необходимости.
Преобладает фронтальная форма работы, имеет место индивидуальная, работа в парах, группах.
III. Место предмета в учебном плане
Данный курс обеспечен адаптированными текстами учебника «Ведение в обществознание», «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в 9 классе – 35 часов в год (1 час в неделю).
IV. Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации?
Какие существуют основные конституционные права и обязанности Граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти
V. Содержание курса
Раздел I. Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Раздел II. Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Раздел III. Посвящена основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
Раздел IV. В тематику раздела отдельно вносятся основы уголовного права и формирование у школьников с ограниченными возможностями интеллекта правового самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.
VI. Тематическое планирование по обществоведению в 8 - 9 классы
8 класс
№ | наименование разделов и тем уроков | всего часов | из них | прим. | ||
практические | контрольные и диагностические материалы | экскурсии | ||||
I | Введение в предмет «Обществоведение» | 2 |
|
|
|
|
II | Государство, право, мораль | 14 |
|
|
|
|
1 | Государство | 4 | составление опорных таблиц: «Функции государства», «Формы правления» |
|
|
|
2 | Право | 5 | составление сравнительной таблицы: «Правовая ответственность», составление опорных схем: «Структура правовой нормы», «Отрасли права», «Состав преступления» |
|
|
|
3 | Мораль | 4 | составление сравнительной таблицы «Нормы морали и нормы права» |
|
|
|
4 | Урок обобщающего повторения по теме: «Государство, право, мораль» | 1 |
| тест по теме: «Государство, право, мораль» |
|
|
III | Конституция Российской Федерации | 16 |
|
|
|
|
1 | Конституция Российской Федерации - Основной Закон государства | 1 |
|
|
|
|
2 | Основы конституционного строя | 4 |
|
|
|
|
3 | Система государственной власти в РФ | 5 | составление опорных схем: «Государственное устройство РФ», «Система органов власти» |
|
|
|
4 | Избирательная система в РФ | 1 |
|
|
|
|
5 | Правоохранительные органы в РФ | 2 | составление опорной схемы: «Правоохранительные органы» |
|
|
|
6 | Гражданство РФ | 2 | заполнение бланка заявления на получение паспорта |
| экскурсия в паспортный стол |
|
7 | Урок обобщающего повторения по теме: «Конституция Российской Федерации» | 1 |
| тест по теме: «Конституция Российской Федерации» |
|
|
IV | Повторение | 2 |
|
|
|
|
9 класс
V | Повторение | 2 |
|
|
|
|
VI | Права и обязанности гражданина России. | 30 |
|
|
|
|
1 | Ответственность и обязанность государства перед гражданами | 1 |
|
|
|
|
2 | Конституционные обязанности граждан | 1 | Составление памятки налогоплательщика |
|
|
|
3 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации | 1 | составление опорной схемы: «Права человека» |
|
|
|
4 | Трудовое право | 5 | Составление заявлений о приеме на работу, об увольнении, о предоставлении отпуска, объяснительной записки | тест по теме: «Трудовое право» | экскурсия в отдел кадров предприятия | возможно посещение кадровой службы в самом учреждении образования |
5 | Собственность и имущественные отношения | 6 | составление опорной схемы: «Право собственности», составление расписки в получении денег |
| экскурсия в районный суд либо судебный участок мирового судьи |
|
6 | Семейное право | 5 | составление опорных схем: «Брак», «Расторжение брака» | тест по теме: «Семейное право» |
|
|
7 | Социальные права человека | 4 | составление таблицы «Формы социальной защиты граждан», составление опорной схемы: «Осуществление права на жилище» |
| экскурсия в орган исполнительной власти района |
|
8 | Политические права и свободы | 1 |
|
|
|
|
9 | Право человека на духовную свободу | 1 |
|
|
|
|
10 | Право на образование | 1 |
|
|
|
|
11 | Реализация прав граждан | 3 |
|
|
|
|
12 | Урок обобщающего повторения по теме: «Права и обязанности гражданина России» | 1 |
| тест по теме: «Права и обязанности гражданина России» |
|
|
13 | Повторение | 2 |
|
|
|
|
| Итого: | 68 |
| 5 | 4 |
|
VII. Учебно –методическое и материально технические обеспечение учебного процесса
Обязательная литература:
- Используются адаптированные тексты: учебник «Обществознание» 6,7,8,9 класс 2008 года, учебного пособия для 10-11 классов. М. Просвещение, 2001 Боголюбов Л.Н. Человек и общество. «Ведение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова
Дополнительная литература:
- Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996
- Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004
- Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001
- Конституция РФ. М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1994
Поурочное планирование уроков обществоведения в 8, 9 классах (по 35 ч)
№ | Дата | Тема | Повторение | Словарь | Практические, работы, экскурсии |
Наглядность Оборудование ТСО
| Контрольные и диагностические материалы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
8 класс | ||||||||
Введение – 2 ч | ||||||||
1 | 04.09 | Обществоведение – наука, изучающая правила, по которым существует общество. |
| Обществоведение, общество, личность |
|
|
| |
2 | 11.09 | Гражданин. Гражданская позиция. |
| гражданство |
| Изображения символики РФ | Фронтальный опрос | |
Государство, право, мораль – 14 ч | ||||||||
Государство – 4 ч | ||||||||
3 | 18.09 | Функции государства. | Причины возникновения Киевской Руси, Московского государства | Государство, власть | Составление опорной таблицы: «Функции государства» | Таблица «Функции государства» | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
4 | 25.09 | Формы правления: монархия, республика. | Как назывались правители Руси в период с IX до н. XX в.? Какие государственные вопросы они решали? | Форма правления, монархия, республика, демократия | Составление сравнительной таблицы: «Формы правления» | Иллюстрация «Новгородское вече», таблица: «Формы правления», перфокарты | Уплотненный опрос
| |
5 | 02.10 | Правовое государство. Основные признаки и принципы правового государства. | Что такое гражданство и в чем оно выражается? | Гражданское общество, правовое государство, закон | Написание краткого конспекта
| Конституция РФ, подборка Федеральных законов: ТК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Семейный кодекс | Индивидуальная работа по карточкам по вопросу: «Государство» | |
6 | 09.10 | Политические партии. | Представители каких партий входят в состав Государственной думы РФ? | Политическая партия, многопартийность |
| Портреты лидеров партий, партийная символика | Фронтальный опрос | |
Право – 5 ч | ||||||||
7 | 16.10 | Роль права в жизни человека, общества, государства. | Чем обусловлено поведение людей, можно ли влиять на поведение? | Правило поведения, обычай, норма права | Составление опорной схемы: «Структура правовой нормы» | УК РФ, ГК РФ | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
8 | 23.10 | Право и закон. Отрасли права. | Что такое право и каковы его признаки? | Отрасль права | Составление опорной схемы «Отрасли права» | Схема «Отрасли права» | Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы по опоре | |
9 | 30.10 | Правовая ответственность (административная и уголовная). | Какая отрасль права устанавливает преступность поступков человека, а какая регулирует отношения между органами власти и гражданами? | Уголовная ответственность, административная ответственность | Составление сравнительной таблицы: «Правовая ответственность». Анализ проблемных ситуаций | Таблица: «Правовая ответственность», УК РФ, КоАП РФ | Определение умений давать оценку ситуации
| |
10 | 13.11 | Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения. Признаки преступления. | За какие поступки наступает уголовная ответственность? | Правонарушение, преступление, Уголовный кодекс РФ | Составление опорной схемы: «Состав преступления»
| Опорная схема: «Состав преступления»
| Фронтальный опрос | |
11 | 20.11 | Наказание. Презумпция невиновности. | Что такое преступление? | Презумпция невиновности | Изучение положений УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних | Конституция РФ, УК РФ | Индивидуальный письменный опрос по вопросу «назначение наказания» | |
Мораль – 4 ч | ||||||||
12 | 27.11 | Нормы морали. Функции морали в жизни человека и общества. | Беседа с учащимися о добре, зле, справедливости, о том, какие поступки они одобряют и какие осуждают. | Моральные нормы, нравы, этика |
|
| Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
13 | 04.12 | Моральная ответственность. | Какие поступки считают аморальными? | Аморальный поступок | Анализ рассказа (на усмотрение учителя) с целью оценки поступков главных героев |
| Определение уровня сформированности оценочных суждений | |
14 | 11.12 | Мораль - нравственная основа права. | Основные сведения о моральных нормах |
| Составление сравнительной таблицы «Нормы морали и нормы права» | Сравнительная таблица «Нормы морали и нормы права» |
| |
15 | 18.12 | Правовая культура. |
| Правовая культура | Написание краткого конспекта |
|
| |
16 | 25.12 | Урок обобщающего повторения по теме: «Государство, право, мораль» |
|
|
| Карточки для индивидуальной работы | Уплотненный опрос, тест по теме: «Государство, право, мораль» | |
Конституция Российской Федерации – 16 ч | ||||||||
17 | 15.01 | Конституция РФ - Основной Закон государства. | Когда в России отмечается День Конституции и каково значение этого праздника? | Конституция, референдум | Изучение структуры (оглавления) Конституции РФ | Конституция РФ | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
Основы конституционного строя – 4 ч. | ||||||||
18 | 22.01 | Статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации. | Какие области, края, республики находятся на территории России? (работа с атласом) | Статус, федерация, суверенитет | Работа с текстом Конституции РФ (ст.ст.1, 5, 65) | Атласы, настенная карта | Фронтальный опрос | |
19 | 29.01 | Флаг, герб, гимн РФ. | Что является символом государства? | Герб, флаг (знамя), гимн |
| Изображения символики РФ, музыкальная запись гимна РФ, слова текста гимна | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
20 | 05.02 | Основные обязанности Российской Федерации. | В каком документе говорится об обязанностях нашего государства по отношению к гражданам? |
| Работа с текстом Конституции РФ (ст.ст.2,7) Написание краткого конспекта | Конституция РФ |
| |
21 | 12.02 | Конституция и федеральные законы. | Для чего существуют законы? | Федеральные законы |
| Конституция РФ, подборка Федеральных законов: ТК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Семейный кодекс | Уплотненный опрос | |
Система государственной власти в РФ – 5 ч | ||||||||
22 | 19.02 | Законодательная власть РФ. |
| Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная Дума | Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы по опоре | |
23 | 26.02 | Исполнительная власть РФ. Институт президентства. | Кем и каким образом принимаются законы в нашей стране? | Президент, Правительство, Министерство | Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», портрет президента РФ, видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме
| |
24 | 05.03 | Судебная власть РФ. | По каким причинам граждане обращаются в суд? Какие суды, расположены в городе Ярославле? | Правосудие, судебная система, Конституционный Суд, Верховный Суд
| Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме
| |
25 | 12.03 | Органы власти субъектов РФ. | Как называется область, в которой мы проживаем, какие области находятся рядом? (работа с атласом) | Губернатор, законодательный орган власти | Составление опорной схемы «Система органов власти Ярославской области» | Портрет губернатора | Фронтальный письменный опрос по карточкам
| |
26 | 19.03 | Органы местного самоуправления. | В каких случаях граждане обращаются в администрацию района? | Мэр, мэрия, территориальная администрация |
|
| Фронтальный опрос | |
27 | 26.03 | Избирательная система в РФ. | Принимают ли участие в выборах ваши родители? Как выглядят избирательные участки? | Избирательная система, избирательный участок, референдум, бюллетень | Решение кроссворда | Агитационные листы, видеоматериалы |
| |
Правоохранительные органы в РФ – 2 ч | ||||||||
28 | 02.04 | Структура и функции Органов внутренних дел. | В каких случаях граждане обращаются в милицию? | Органы внутренних дел, следственные органы | Поэтапное составление опорной схемы: «Правоохранительные органы» | Опорная схема: «Правоохранительные органы», фотодокументы | Индивидуальный письменный опрос
| |
29 | 09.04 | Прокуратура РФ. Функции. |
| Прокуратура | Поэтапное составление опорной схемы: «Правоохранительные органы» | Опорная схема: «Правоохранительные органы», ФЗ «О прокуратуре РФ» | Уплотненный опрос | |
Гражданство Российской Федерации – 2 ч | ||||||||
30 | 16.04 | Способы принятия гражданства. | В чем выражается гражданство, какими правами обладает гражданин? | Гражданин, гражданство | Работа с текстом Конституции РФ (ст.6,61), ФЗ «О гражданстве» | Конституция РФ, ФЗ «О гражданстве» | Индивидуальный опрос с вызовом к доске | |
31 | 23.04 | Паспорт гражданина РФ. | В каком возрасте гражданин получает паспорт, какие сведения содержатся в этом документе? | Паспорт | Изучение извлечений из Положения о паспорте гражданина РФ; заполнение бланка заявления на получение паспорта | Экскурсия в Паспортный стол района
| Отслеживание уровня сформированности умений учащихся работать с бланками документов | |
32 | 30.04 | Урок обобщающего повторения по теме: «Конституция Российской Федерации» |
|
|
| Карточки индивидуальной работы | Уплотненный опрос. Тест по теме: «Конституция Российской Федерации» | |
33-35 | 14.05 21.05 | Повторение (выбор вопросов на усмотрение учителя) |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта | |
9 класс | ||||||||
1-2 | 04.09 11.09 | Повторение (цель: актуализация знаний, полученных учащимися в первый год обучения) |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта | |
Права и обязанности гражданина России – 30 ч | ||||||||
3 | 18.09 | Ответственность и обязанность государства перед гражданами | Какие обязанности несет государство перед гражданами? Защищает ли государство тех, кто не является его гражданами? | Обязанность государства | Анализ положений Конституции РФ (ст.2,7,8,15,17) на основе имеющихся знаний | Конституция РФ |
| |
4 | 25.09 | Конституционные обязанности граждан | В чем заключается основная обязанность государства? Защите каких прав сейчас государство уделяет особое внимание? | Обязанность гражданина, налоги, налогоплательщик, военная служба | Работа с текстом Конституции (ст.17, 57-60). Составление памятки налогоплательщика | Конституция РФ, видеоматериалы | Фронтальный опрос | |
5 | 02.10 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации | Какими правами вы обладаете? | Права человека | Составление опорной схемы «Права человека»
| Опорная схема «Права человека», Конституция РФ, видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме | |
Трудовое право – 5 ч | ||||||||
6 | 09.10 | Трудовые отношения. Порядок регулирования трудовых отношений | С какого возраста дети имеют право работать, нужно ли при этом спрашивать согласия у родителей? | Работник, работодатель, трудовые отношения | Составление опорного конспекта. Изучение положений Конституции РФ (ст.37) и основ Трудового кодекса РФ. | Конституция РФ, ТК РФ | Индивидуальный опрос по опорному конспекту
| |
7 | 16.10 | Заключение трудового договора. Прием на работу | Какая отрасль права устанавливает порядок отношений работодателей и работников, какой закон регулирует эти отношения? | Трудовой договор, приказ, испытательный срок | Составление заявления о приеме на работу | Экскурсия в отдел кадров предприятия
| Уплотненный опрос.
| |
8 | 23.10 | Порядок расторжения трудового договора | Виды трудовых договоров | Увольнение
| Составление заявления об увольнении | ТК РФ | Контроль сформированности умений по составлению заявления | |
9 | 30.10 | Рабочее время. Время отдыха | В каком документе стороны согласовывают режим работы? | Продолжительность рабочей недели, сменная работа, отпуск, календарные дни | Составление заявления о предоставлении отпуска | ТК РФ | Индивидуальная работа по карточкам | |
10 | 13.11 | Дисциплина труда | Какой документ устанавливает правила поведения работника, какие это правила? | Дисциплина труда, дисциплинарное взыскание
| Составление объяснительной записки | ТК РФ | Контроль сформированности умений по составлению объяснительной записки. Тест по теме: «Трудовое право» | |
Собственность и имущественные отношения – 6 ч | ||||||||
11 | 20.11 | Право собственности. Способы возникновения. |
| Имущество, имущественные отношения, собственность | Составление опорной схемы на основе анализа Конституции РФ (ст. 35,36) и положений ГК РФ | Опорная схема «Возникновение права собственности» | Индивидуальный опрос по опорной схеме.
| |
12 | 27.11 | Наследование. Процедура и способы наследования | Каким образом можно приобрести имущество в собственность? | Наследодатель, наследник, обязательная доля в наследстве, нотариус, нотариальная контора | Составление опорного конспекта | Опорная схема «Возникновение права собственности», карточки для индивидуальной работы | Уплотненный опрос | |
13 | 04.12 | Договор. Способы защиты имущественных прав | Что такое право собственности? | Договор, иск, судебная защита | Анализ договора купли-продажи. Составление расписки в получении денег | Формы договоров: купли-продажи, дарения, | Фронтальный опрос. Контроль сформированности умений по составлению расписки | |
14-15 | 11.12 18.12 | Правила обращения в суд (1 час – экскурсия) | С какой целью граждане обращаются в суд? | Государственная пошлина, исковое заявление, адвокат, юрист | Составление памятки | Экскурсия в районный суд либо судебный участок мирового судьи | Индивидуальная работа по карточкам | |
16 | 25.12 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних |
| Имущественная ответственность, малолетний, законный представитель | Изучение положений ГК РФ по вопросу | ГК РФ, карточки для индивидуальной работы | Фронтальный письменный опрос по карточкам | |
Семейное право – 5 ч | ||||||||
17 | 15.01 | Правовые основы семейно-брачных отношений |
| Семья, члены семьи, семейные правоотношения | Изучение положений Семейного кодекса РФ по вопросу | Семейный кодекс РФ | Фронтальный опрос | |
18 | 22.01 | Брак. Порядок и условия заключения брака | Кто является участником семейно-брачных отношений? | Брак, брачный контракт, недействительный брак | Составление опорной схемы «Брак» | Семейный кодекс РФ, опорная схема «Брак»
| Уплотненный опрос | |
19 | 29.01 | Порядок расторжения брака | Каков порядок регистрации брака, что такое фиктивный брак? | Алименты | Составление опорной схемы «Расторжение брака» | Опорная схема «Расторжение брака» | Уплотненный опрос | |
20 | 05.02 | Этика семейных отношений | Какими правами обладают супруги, какие обязанности на них возлагает закон? | Взаимопомощь, взаимопонимание |
|
| Фронтальный опрос | |
21 | 12.02 | Права ребенка |
|
| Ознакомление с Декларацией прав ребенка | Декларация прав ребенка | Заполнение анкеты. Тест по теме: «Семейное право» | |
Социальные права человека – 4 ч | ||||||||
22 | 19.02 | Жилищное право. Общие положения. |
| Право на жилище, неприкосновенность | Анализ ст. 40 Конституции РФ Составление опорной схемы: «Осуществление права на жилище» | Конституция РФ ЖК РФ Опорная схема: «Осуществление права на жилище» | Индивидуальный опрос по опорной схеме | |
23 | 26.02 | Способы приобретения жилищных прав | Какие жилищные права гарантирует государство? | Приватизация, договор найма жилого помещения |
| Экскурсия в орган исполнительной власти района | Фронтальный опрос | |
24 | 05.03 | Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание | Что значит быть здоровым, от чего зависит состояние здоровья? | Страховой медицинский полис | Изучение Конституции РФ (ст. 41, 42) | Конституция РФ | Фронтальный опрос | |
25 | 12.03 | Право на социальное обеспечение | С какого возраста граждане становятся пенсионерами, заботится ли о них государство? | Пенсионер, инвалид, пособие, минимальный размер оплаты труда | Составление таблицы «Формы социальной защиты граждан» | Видеоматериалы | Уплотненный опрос
| |
26 | 19.03 | Политические права и свободы | Каким образом граждане принимают участие в управлении делами государства? | Избирательное право, гражданская служба, митинг, демонстрация | Анализ ст. 30-32 Конституции РФ
| Конституция РФ
| Уплотненный опрос
| |
27 | 02.04 | Право человека на духовную свободу |
| Религия, свобода вероисповедания | Анализ ст. 28 Конституции РФ | Конституция РФ | Фронтальный опрос | |
28 | 09.04 | Право на образование | В каких образовательных учреждениях у вас есть возможность продолжить обучение? | Образовательное учреждение | Анализ ст. 43 Конституции РФ | Конституция РФ, ФЗ «Об образовании» | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
Реализация прав граждан – 3 ч | ||||||||
29 | 16.04 | Правоспособность. Дееспособность | Какими правами вы обладаете, какими правами обладают ваши родители? | Правоспособность, дееспособность | Поэтапное составление опорного конспекта по теме «Реализация прав граждан» | ГК РФ | Уплотненный опрос | |
30 | 23.04 | Эмансипация | Предусмотрено ли законом снижение брачного возраста, в каком законе об этом говорится? | Эмансипация | Поэтапное составление опорного конспекта по теме «Реализация прав граждан» | ГК РФ | Индивидуальный опрос по опорному конспекту | |
31 | 30.04 | Равенство граждан перед законом и судом |
|
| Анализ ст.19 Конституции РФ |
| Фронтальный опрос | |
32
| 07.05 | Урок обобщающего повторения |
|
|
|
| Уплотненный опрос. Тест по теме: «Права и обязанности гражданина России» | |
33-34 | 14.05 21.05 | Повторение (выбор вопросов на усмотрение учителя) |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема | Повторение | Словарь | Практические, работы, экскурсии |
Наглядность Оборудование ТСО
| Контрольные и диагностические материалы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
8 класс | ||||||||
Введение – 2 ч | ||||||||
1 | 04.09 | Обществоведение – наука, изучающая правила, по которым существует общество. |
| Обществоведение, общество, личность |
|
|
| |
2 | 11.09 | Гражданин. Гражданская позиция. |
| гражданство |
| Изображения символики РФ | Фронтальный опрос | |
Государство, право, мораль – 14 ч | ||||||||
Государство – 4 ч | ||||||||
3 | 18.09 | Функции государства. | Причины возникновения Киевской Руси, Московского государства | Государство, власть | Составление опорной таблицы: «Функции государства» | Таблица «Функции государства» | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
4 | 25.09 | Формы правления: монархия, республика. | Как назывались правители Руси в период с IX до н. XX в.? Какие государственные вопросы они решали? | Форма правления, монархия, республика, демократия | Составление сравнительной таблицы: «Формы правления» | Иллюстрация «Новгородское вече», таблица: «Формы правления», перфокарты | Уплотненный опрос
| |
5 | 02.10 | Правовое государство. Основные признаки и принципы правового государства. | Что такое гражданство и в чем оно выражается? | Гражданское общество, правовое государство, закон | Написание краткого конспекта
| Конституция РФ, подборка Федеральных законов: ТК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Семейный кодекс | Индивидуальная работа по карточкам по вопросу: «Государство» | |
6 | 09.10 | Политические партии. | Представители каких партий входят в состав Государственной думы РФ? | Политическая партия, многопартийность |
| Портреты лидеров партий, партийная символика | Фронтальный опрос | |
Право – 5 ч | ||||||||
7 | 16.10 | Роль права в жизни человека, общества, государства. | Чем обусловлено поведение людей, можно ли влиять на поведение? | Правило поведения, обычай, норма права | Составление опорной схемы: «Структура правовой нормы» | УК РФ, ГК РФ | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
8 | 23.10 | Право и закон. Отрасли права. | Что такое право и каковы его признаки? | Отрасль права | Составление опорной схемы «Отрасли права» | Схема «Отрасли права» | Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы по опоре | |
9 | 30.10 | Правовая ответственность (административная и уголовная). | Какая отрасль права устанавливает преступность поступков человека, а какая регулирует отношения между органами власти и гражданами? | Уголовная ответственность, административная ответственность | Составление сравнительной таблицы: «Правовая ответственность». Анализ проблемных ситуаций | Таблица: «Правовая ответственность», УК РФ, КоАП РФ | Определение умений давать оценку ситуации
| |
10 | 13.11 | Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения. Признаки преступления. | За какие поступки наступает уголовная ответственность? | Правонарушение, преступление, Уголовный кодекс РФ | Составление опорной схемы: «Состав преступления»
| Опорная схема: «Состав преступления»
| Фронтальный опрос | |
11 | 20.11 | Наказание. Презумпция невиновности. | Что такое преступление? | Презумпция невиновности | Изучение положений УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних | Конституция РФ, УК РФ | Индивидуальный письменный опрос по вопросу «назначение наказания» | |
Мораль – 4 ч | ||||||||
12 | 27.11 | Нормы морали. Функции морали в жизни человека и общества. | Беседа с учащимися о добре, зле, справедливости, о том, какие поступки они одобряют и какие осуждают. | Моральные нормы, нравы, этика |
|
| Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
13 | 04.12 | Моральная ответственность. | Какие поступки считают аморальными? | Аморальный поступок | Анализ рассказа (на усмотрение учителя) с целью оценки поступков главных героев |
| Определение уровня сформированности оценочных суждений | |
14 | 11.12 | Мораль - нравственная основа права. | Основные сведения о моральных нормах |
| Составление сравнительной таблицы «Нормы морали и нормы права» | Сравнительная таблица «Нормы морали и нормы права» |
| |
15 | 18.12 | Правовая культура. |
| Правовая культура | Написание краткого конспекта |
|
| |
16 | 25.12 | Урок обобщающего повторения по теме: «Государство, право, мораль» |
|
|
| Карточки для индивидуальной работы | Уплотненный опрос, тест по теме: «Государство, право, мораль» | |
Конституция Российской Федерации – 16 ч | ||||||||
17 | 15.01 | Конституция РФ - Основной Закон государства. | Когда в России отмечается День Конституции и каково значение этого праздника? | Конституция, референдум | Изучение структуры (оглавления) Конституции РФ | Конституция РФ | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
Основы конституционного строя – 4 ч. | ||||||||
18 | 22.01 | Статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации. | Какие области, края, республики находятся на территории России? (работа с атласом) | Статус, федерация, суверенитет | Работа с текстом Конституции РФ (ст.ст.1, 5, 65) | Атласы, настенная карта | Фронтальный опрос | |
19 | 29.01 | Флаг, герб, гимн РФ. | Что является символом государства? | Герб, флаг (знамя), гимн |
| Изображения символики РФ, музыкальная запись гимна РФ, слова текста гимна | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
20 | 05.02 | Основные обязанности Российской Федерации. | В каком документе говорится об обязанностях нашего государства по отношению к гражданам? |
| Работа с текстом Конституции РФ (ст.ст.2,7) Написание краткого конспекта | Конституция РФ |
| |
21 | 12.02 | Конституция и федеральные законы. | Для чего существуют законы? | Федеральные законы |
| Конституция РФ, подборка Федеральных законов: ТК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Семейный кодекс | Уплотненный опрос | |
Система государственной власти в РФ – 5 ч | ||||||||
22 | 19.02 | Законодательная власть РФ. |
| Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная Дума | Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы по опоре | |
23 | 26.02 | Исполнительная власть РФ. Институт президентства. | Кем и каким образом принимаются законы в нашей стране? | Президент, Правительство, Министерство | Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», портрет президента РФ, видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме
| |
24 | 05.03 | Судебная власть РФ. | По каким причинам граждане обращаются в суд? Какие суды, расположены в городе Ярославле? | Правосудие, судебная система, Конституционный Суд, Верховный Суд
| Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме
| |
25 | 12.03 | Органы власти субъектов РФ. | Как называется область, в которой мы проживаем, какие области находятся рядом? (работа с атласом) | Губернатор, законодательный орган власти | Составление опорной схемы «Система органов власти Ярославской области» | Портрет губернатора | Фронтальный письменный опрос по карточкам
| |
26 | 19.03 | Органы местного самоуправления. | В каких случаях граждане обращаются в администрацию района? | Мэр, мэрия, территориальная администрация |
|
| Фронтальный опрос | |
27 | 26.03 | Избирательная система в РФ. | Принимают ли участие в выборах ваши родители? Как выглядят избирательные участки? | Избирательная система, избирательный участок, референдум, бюллетень | Решение кроссворда | Агитационные листы, видеоматериалы |
| |
Правоохранительные органы в РФ – 2 ч | ||||||||
28 | 02.04 | Структура и функции Органов внутренних дел. | В каких случаях граждане обращаются в милицию? | Органы внутренних дел, следственные органы | Поэтапное составление опорной схемы: «Правоохранительные органы» | Опорная схема: «Правоохранительные органы», фотодокументы | Индивидуальный письменный опрос
| |
29 | 09.04 | Прокуратура РФ. Функции. |
| Прокуратура | Поэтапное составление опорной схемы: «Правоохранительные органы» | Опорная схема: «Правоохранительные органы», ФЗ «О прокуратуре РФ» | Уплотненный опрос | |
Гражданство Российской Федерации – 2 ч | ||||||||
30 | 16.04 | Способы принятия гражданства. | В чем выражается гражданство, какими правами обладает гражданин? | Гражданин, гражданство | Работа с текстом Конституции РФ (ст.6,61), ФЗ «О гражданстве» | Конституция РФ, ФЗ «О гражданстве» | Индивидуальный опрос с вызовом к доске | |
31 | 23.04 | Паспорт гражданина РФ. | В каком возрасте гражданин получает паспорт, какие сведения содержатся в этом документе? | Паспорт | Изучение извлечений из Положения о паспорте гражданина РФ; заполнение бланка заявления на получение паспорта | Экскурсия в Паспортный стол района
| Отслеживание уровня сформированности умений учащихся работать с бланками документов | |
32 | 30.04 | Урок обобщающего повторения по теме: «Конституция Российской Федерации» |
|
|
| Карточки индивидуальной работы | Уплотненный опрос. Тест по теме: «Конституция Российской Федерации» | |
33-35 | 14.05 21.05 | Повторение (выбор вопросов на усмотрение учителя) |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта | |
9 класс | ||||||||
1-2 | 04.09 11.09 | Повторение (цель: актуализация знаний, полученных учащимися в первый год обучения) |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта | |
Права и обязанности гражданина России – 30 ч | ||||||||
3 | 18.09 | Ответственность и обязанность государства перед гражданами | Какие обязанности несет государство перед гражданами? Защищает ли государство тех, кто не является его гражданами? | Обязанность государства | Анализ положений Конституции РФ (ст.2,7,8,15,17) на основе имеющихся знаний | Конституция РФ |
| |
4 | 25.09 | Конституционные обязанности граждан | В чем заключается основная обязанность государства? Защите каких прав сейчас государство уделяет особое внимание? | Обязанность гражданина, налоги, налогоплательщик, военная служба | Работа с текстом Конституции (ст.17, 57-60). Составление памятки налогоплательщика | Конституция РФ, видеоматериалы | Фронтальный опрос | |
5 | 02.10 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации | Какими правами вы обладаете? | Права человека | Составление опорной схемы «Права человека»
| Опорная схема «Права человека», Конституция РФ, видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме | |
Трудовое право – 5 ч | ||||||||
6 | 09.10 | Трудовые отношения. Порядок регулирования трудовых отношений | С какого возраста дети имеют право работать, нужно ли при этом спрашивать согласия у родителей? | Работник, работодатель, трудовые отношения | Составление опорного конспекта. Изучение положений Конституции РФ (ст.37) и основ Трудового кодекса РФ. | Конституция РФ, ТК РФ | Индивидуальный опрос по опорному конспекту
| |
7 | 16.10 | Заключение трудового договора. Прием на работу | Какая отрасль права устанавливает порядок отношений работодателей и работников, какой закон регулирует эти отношения? | Трудовой договор, приказ, испытательный срок | Составление заявления о приеме на работу | Экскурсия в отдел кадров предприятия
| Уплотненный опрос.
| |
8 | 23.10 | Порядок расторжения трудового договора | Виды трудовых договоров | Увольнение
| Составление заявления об увольнении | ТК РФ | Контроль сформированности умений по составлению заявления | |
9 | 30.10 | Рабочее время. Время отдыха | В каком документе стороны согласовывают режим работы? | Продолжительность рабочей недели, сменная работа, отпуск, календарные дни | Составление заявления о предоставлении отпуска | ТК РФ | Индивидуальная работа по карточкам | |
10 | 13.11 | Дисциплина труда | Какой документ устанавливает правила поведения работника, какие это правила? | Дисциплина труда, дисциплинарное взыскание
| Составление объяснительной записки | ТК РФ | Контроль сформированности умений по составлению объяснительной записки. Тест по теме: «Трудовое право» | |
Собственность и имущественные отношения – 6 ч | ||||||||
11 | 20.11 | Право собственности. Способы возникновения. |
| Имущество, имущественные отношения, собственность | Составление опорной схемы на основе анализа Конституции РФ (ст. 35,36) и положений ГК РФ | Опорная схема «Возникновение права собственности» | Индивидуальный опрос по опорной схеме.
| |
12 | 27.11 | Наследование. Процедура и способы наследования | Каким образом можно приобрести имущество в собственность? | Наследодатель, наследник, обязательная доля в наследстве, нотариус, нотариальная контора | Составление опорного конспекта | Опорная схема «Возникновение права собственности», карточки для индивидуальной работы | Уплотненный опрос | |
13 | 04.12 | Договор. Способы защиты имущественных прав | Что такое право собственности? | Договор, иск, судебная защита | Анализ договора купли-продажи. Составление расписки в получении денег | Формы договоров: купли-продажи, дарения, | Фронтальный опрос. Контроль сформированности умений по составлению расписки | |
14-15 | 11.12 18.12 | Правила обращения в суд (1 час – экскурсия) | С какой целью граждане обращаются в суд? | Государственная пошлина, исковое заявление, адвокат, юрист | Составление памятки | Экскурсия в районный суд либо судебный участок мирового судьи | Индивидуальная работа по карточкам | |
16 | 25.12 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних |
| Имущественная ответственность, малолетний, законный представитель | Изучение положений ГК РФ по вопросу | ГК РФ, карточки для индивидуальной работы | Фронтальный письменный опрос по карточкам | |
Семейное право – 5 ч | ||||||||
17 | 15.01 | Правовые основы семейно-брачных отношений |
| Семья, члены семьи, семейные правоотношения | Изучение положений Семейного кодекса РФ по вопросу | Семейный кодекс РФ | Фронтальный опрос | |
18 | 22.01 | Брак. Порядок и условия заключения брака | Кто является участником семейно-брачных отношений? | Брак, брачный контракт, недействительный брак | Составление опорной схемы «Брак» | Семейный кодекс РФ, опорная схема «Брак»
| Уплотненный опрос | |
19 | 29.01 | Порядок расторжения брака | Каков порядок регистрации брака, что такое фиктивный брак? | Алименты | Составление опорной схемы «Расторжение брака» | Опорная схема «Расторжение брака» | Уплотненный опрос | |
20 | 05.02 | Этика семейных отношений | Какими правами обладают супруги, какие обязанности на них возлагает закон? | Взаимопомощь, взаимопонимание |
|
| Фронтальный опрос | |
21 | 12.02 | Права ребенка |
|
| Ознакомление с Декларацией прав ребенка | Декларация прав ребенка | Заполнение анкеты. Тест по теме: «Семейное право» | |
Социальные права человека – 4 ч | ||||||||
22 | 19.02 | Жилищное право. Общие положения. |
| Право на жилище, неприкосновенность | Анализ ст. 40 Конституции РФ Составление опорной схемы: «Осуществление права на жилище» | Конституция РФ ЖК РФ Опорная схема: «Осуществление права на жилище» | Индивидуальный опрос по опорной схеме | |
23 | 26.02 | Способы приобретения жилищных прав | Какие жилищные права гарантирует государство? | Приватизация, договор найма жилого помещения |
| Экскурсия в орган исполнительной власти района | Фронтальный опрос | |
24 | 05.03 | Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание | Что значит быть здоровым, от чего зависит состояние здоровья? | Страховой медицинский полис | Изучение Конституции РФ (ст. 41, 42) | Конституция РФ | Фронтальный опрос | |
25 | 12.03 | Право на социальное обеспечение | С какого возраста граждане становятся пенсионерами, заботится ли о них государство? | Пенсионер, инвалид, пособие, минимальный размер оплаты труда | Составление таблицы «Формы социальной защиты граждан» | Видеоматериалы | Уплотненный опрос
| |
26 | 19.03 | Политические права и свободы | Каким образом граждане принимают участие в управлении делами государства? | Избирательное право, гражданская служба, митинг, демонстрация | Анализ ст. 30-32 Конституции РФ
| Конституция РФ
| Уплотненный опрос
| |
27 | 02.04 | Право человека на духовную свободу |
| Религия, свобода вероисповедания | Анализ ст. 28 Конституции РФ | Конституция РФ | Фронтальный опрос | |
28 | 09.04 | Право на образование | В каких образовательных учреждениях у вас есть возможность продолжить обучение? | Образовательное учреждение | Анализ ст. 43 Конституции РФ | Конституция РФ, ФЗ «Об образовании» | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
Реализация прав граждан – 3 ч | ||||||||
29 | 16.04 | Правоспособность. Дееспособность | Какими правами вы обладаете, какими правами обладают ваши родители? | Правоспособность, дееспособность | Поэтапное составление опорного конспекта по теме «Реализация прав граждан» | ГК РФ | Уплотненный опрос | |
30 | 23.04 | Эмансипация | Предусмотрено ли законом снижение брачного возраста, в каком законе об этом говорится? | Эмансипация | Поэтапное составление опорного конспекта по теме «Реализация прав граждан» | ГК РФ | Индивидуальный опрос по опорному конспекту | |
31 | 30.04 | Равенство граждан перед законом и судом |
|
| Анализ ст.19 Конституции РФ |
| Фронтальный опрос | |
32
| 07.05 | Урок обобщающего повторения |
|
|
|
| Уплотненный опрос. Тест по теме: «Права и обязанности гражданина России» | |
33-34 | 14.05 21.05 | Повторение (выбор вопросов на усмотрение учителя) |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...