Коррекция неврозоподобной формы заикания в амбулаторных условиях
методическая разработка на тему

Козунова Ольга Юрьевна

Данное занятие позволяет научить ребенка применять речевые навыки на материале вопросно-ответной формы речи. Посредством работы над дыханием и голосом с использованием графических схем сформировать четкость артикуляции, плавность, слитность произнесения. Закрепить данный навык на материале слоговых упражнений с движениями, включая мелодические характеристики голоса. Формировать речевой ритм, нормализовать двигательные функции посредством темпо-ритмических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУЗ НО «Детская городская больница № 25»

Занятие «Коррекция неврозоподобной формы заикания в амбулаторных условиях»

Автор: Козунова Ольга Юрьевна,

логопед ГБУЗ НО ДГБ № 25

Нижний Новгород 2012

Коррекция неврозоподобной формы заикания в амбулаторных условиях

Занятие для детей 5 – 6 лет, разработано с учетом особенностей данной клинической формы заикания для индивидуальной или подгрупповой работы в амбулаторных условиях.

Цель: обучение речевым навыкам в вопросно-ответной форме речи с использованием зрительной и слуховой опоры.

Задачи: 

-привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела,

-формирование диафрагмально-реберного фонационного, речевого дыхания,

-развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений,

-формирование навыков рациональной голосоподачи,

-развитие мелодических характеристик голоса,

-обучение самостоятельному ответу на вопросы односложно и в развернутой формулировке.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, набор игрушек, презентация.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед предлагает ребенку встать. Беседует с пациентом о том, что сегодня на занятии будем работать с веселыми звуками, плавно, свободно отвечать на вопросы и, конечно, играть.

Игра: «Слушай хлопки» 1 хлопок логопеда – поза «аиста» (ребенок стоит на правой ноге, левая согнута в колене назад, руки разведены в стороны)

2 хлопка – поза «лягушки» (ребенок приседает па корточки, руки на поясе)

3 хлопка – ходьба.

Логопед выполняет хлопки, ребенок принимает соответствующие позы, используя зрительную опору.

II. Основная часть

Общая моторная зарядка (проводится после предварительного показа логопедом совместно)

- Дождик, дождик,

Лей, лей (руки вверху, движения кистями рук: вверх – вниз, тело и руки напряжены)

Земля, земля,

Пей, пей (постепенный наклон туловища вперед, голова опущена вниз, руки свободно повисают; обратить внимание на ощущение расслабления).

Речевая зарядка

(упражнения для тренировки четкости артикуляции, диафрагмального дыхания, голосовые, слоговые упражнения)

Логопед напоминает пациенту положение губ при произнесении гласных звуков. Проводит звуковую зарядку.

Упражнение 1. Произносить на одном выдохе с одновременным плавным движением руки (контролировать четкость артикуляции)

- Открываем мы глаза, вдох и долго тянем «а» (плавное движение руки в сторону)

- Утром солнышко взошло, снизу вверх мы тянем «о» (плавное движение руки снизу вверх)

- Днем по горкам ездим мы «ы» (плавное волнообразное движение руки в сторону)

- Ночью смотрим на звезду, сверху вниз слетает «у» (плавное движение руки сверху вниз)

- Завывает пурга и не видно ни зги «и» (плавное движение руки вперед)

- Эхо, эхо, вот потеха «э» (плавное зигзагообразное движение руки в сторону).

Ребенок садится на свое место. Проводится пропевание сочетаний гласных звуков. Обращается внимание ребенка на слитность, плавность произнесения.

Упражнение 2. Произносить на одном выдохе:

а) с опорой на схемы а, ао, аоу, аоуы, оау

б) без опоры на схемы.

Упражнение 3. Задувание свеч разной высоты с одновременным произнесением «пф» (воздушная струя мысленно выполняет волнообразное движение)

Упражнение 4. Логопед просит пациента вспомнить и показать, как фыркает ежик (ф), слон хоботом набирает воду (с), шипит змея (ш) (материал предыдущего занятия) Произнести звуковые сочетания.

Вдох через нос, медленный выдох с одновременным произнесением ф, с, ш, фс, сш, шс, фсш.

Па.

Папа.

Папапа.

Папапапа.

Упражнение 5. Счет на удлиненном выдохе (слова произносятся слитно, плавно, с хорошей артикуляцией) 1 ,2, 3; 1, 2, 3, 4, 5

Логопед предлагает пройти по звуковой лесенке вверх, наступая на ступеньки громко, вниз – тихо.

Упражнение 6. Шагаем по звуковой лесенке. Вверх громко: па – А – А – А, вниз тихо: а – а – а – ап

На материале диалога проводится закрепление голосовых характеристик.

Девочка заблудилась в лесу, необходимо ее позвать.

Упражнение 7. Диалог (ребенок повторяет вслед за логопедом, затем выступает в роли девочки)

- Танюшенька! - громко

- Ау! - тихо

- Подруженька! - громко

- Ау! - тихо

- Иди гулять! - громко

- Иду! - тихо

- Иди быстрей! - громко

- Бегу! - тихо.

Девочка встретила в лесу трех медведей. Логопед просит пациента изобразить голос медведя – папы (ма - низким), медведицы – мамы – (мо – средним), мишутки (му – низким).

Затем встать и выполнить «медвежью» зарядку.

Упражнение 8. Поднять руки до уровня лба, локти развести в стороны, сказать слог ма, (высоким голосом) опустить кисти рук до уровня подбородка мо (средним), опустить кисти рук до уровня груди му (низким голосом)

Логопед обращает внимание ребенка на плавность, слитность звучания, четкость артикуляции.

Выполняются движения, соответствующие движениям на слайдах («заячья» зарядка) с речевым сопровождением.

Упражнение 9. Ходьба в такт ритма (выполняется совместно с логопедом)

 папапа,

стоп!

папапа,

стоп!

Упражнение 10. Отхлопывание ритма (выполняется после предварительного показа, ребенком самостоятельно)

па-па

па-по

па-пу

па-пи

па-пэ

Упражнение 11. Слоговые скороговорки (движение указательным пальцем вверх - вниз, дирижируя в такт проговариванию, выполняется совместно с логопедом)

па та ка, па та ко,

та ка ха, та ко хо.

Упражнение 12. Произнесение в различном темпе: замедленный, обычный (ребенок произносит вслед за логопедом, обращая внимание на темп, четкость произнесения) Папа тут,

папа там,

папа, папа

тут и там.

Речевая работа

Пациент садится на свое место.

Упражнение 1. Игра «Спрашиваю – отвечай»

Ребенок отвечает на вопросы односложно, с использованием зрительной опоры.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали, отгадай!

Здесь весною было пусто, летом выросла (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

Из земли – за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

От дождя земля намокла, вылезай толстушка (свекла).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук – собирает с грядок (лук).

Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще (петрушку).

Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий (кабачок).

И красавец великан – темно-синий (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Пациент отвечает на вопросы в развернутой формулировке без зрительной опоры, соблюдая речевые правила.

Беседа:

- Назови все предметы одним словом (Это овощи)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде)

- Что с овощами можно делать? (Овощи можно варить. Овощи можно тушить. Овощи можно жарить).

Упражнение 2. Игра «Кто с кем, кто за кем»

Ребенок называет, кто с кем пойдет гулять. Кто за кем стоит.

(ответы ребенка в развернутой формулировке с использованием зрительной опоры)

Пример ответа:

Мышка пойдет гулять с кошкой.

Лягушка стоит за зайкой.

Логопед обыгрывает с пациентом диалог «Яму копал?». Предварительно поясняя: клоун Бим решил выкопать яму. Копал, копал выкопал большую и нечаянно туда упал. Сидит в яме и ждет, что кто-нибудь пройдет и поможет ему выбраться. Идет другой клоун - Бом. Видит своего друга в яме и начинает его расспрашивать.

Упражнение 3. Диалог (распределяются роли, логопед задает вопросы, ребенок отвечает, после обыгрывания дается в качестве домашнего задания)

- Яму копал?

- Копал.

- В яму упал?

- Упал.

- В яме сидишь?

- Сижу.

- Лестницу ждешь?

- Жду.

- Яма сыра?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела.

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошел домой.

III. Итог

Снижение рабочего напряжения

Игра: «У меня есть десять пальчиков»

У меня есть десять пальчиков. Я могу с ними делать все, что хочу. Не хотите посмотреть? Я могу их растопырить. Я могу их крепко сжать. Я могу их сложить вместе или раскрыть широко. Я могу их высоко поднять. Я могу их низко опустить. Они могут спокойно лежать. Они могут танцевать, или я могу их сложить вот так (движения повторяются после предварительного показа логопедом).

Подводя итоги, логопед отмечает положительную динамику в работе пациента и нацеливает его на дальнейшую работу.

Литература:

1. Белякова Л. И, Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.

2. Буянов М. И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989. – 175 с.

3. Выгодская И. Г, Пеллингер Е. Л, Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

4. Власова Т. М, Пфафенродт А. П. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос». 1996. – 240 с.

5. Ряховская К. В. Игровые упражнения на релаксацию. // Начальная школа. №5 – 6. – 1992.

6. Крупенчук О. И. Лого – рифмы: Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей. – СПб.: СпецЛит, 200. – 96 с.

7. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум. 1995. – 384 с.

8. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...

Комплексная коррекция детей с сочетанными нарушениями в условиях Реабилитационного Центра

В настоящее время возросло количество детей , имеющих сложные нарушения развития. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психодинамических нарушений (зрения ,слуха ,речи ? мышл...

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Программаа по пофилактике правнарушений среди молодежи в рамках вечерней школы...

«Коррекция речи при заикании» у подростков 14-15 лет

Конспект логопедического занятияТема: «Коррекция речи при заикании».Подготовительный этап (режим молчания).Возрастная группа: подростки 14-15 лет.Групповое занятие: 60 минут.Цель: формирование темпо-р...

Занятие с ребёнком 5 лет с невротической формой заикания

Конспект занятия с ребёнком 5 лет с невротической формой заикания Тема: ЗимаЦель: преодоление речевых нарушенийЗадачи: Коррекционно-образовательные:Закрепление навыка сопровождающей формы ре...


 

Комментарии

Дороненкова Наталья Юрьевна

Уважаемая Ольга Юрьевна, считаю, что проблема заикания очень актуальна, так как представляет сложную форму нарушения речи у детей. Надеюсь, что Вы успешно справляетесь с этой проблемой. Успехов Вам!