конспект по теме: "Звук[ а], буква А"
план-конспект занятия по теме
Цель: познакомить с гласным звуком [ а],с его обозначением на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.odt | 19.24 КБ |
konspekt_zanyatiya.odt | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 156- детский сад комбинированного вида Привокзального района
г. Тулы
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Автор и разработчик
Третьякова С. В.
Тула, 2013
Тема «Звук [а], буква "А".».
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить с гласным звуком [а], с его обозначением на письме. Учить выделять гласный звук [а] среди других гласных, обозначать его на письме.
Формировать элементарные навыки звукового анализа, учить выделять первый гласный звук в слове.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь, мышление, слуховое внимание, тонкую моторику, ловкость, координацию движе ний.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать инициа тивность, самостоятельность, навыки сотрудничества на заня тии.
Оборудование. Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука [а] (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, карандаши, тетради, демонстрационная буква "А". Красный замок.
Лексический материал: гласный звук, буква.
Ход занятия
I. Организационный момент. Мимические упражнения.
Логопед: Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. Произнесите недовольно: «о-о-о!» А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Произнесите радостно: «а-а-а!». Когда я произнесу: «о-о-о!», покажите, что вы пробуете лимон. Когда произнесу: «а-а-а!», покажите, что едите сладкий фрукт. Логопед несколько раз произносит эти звуки.
II. Основная часть.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (выставляется Красный замок и его хозяйка - Фея в красном платье). В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам
Логопед: Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук [а-а-а-а ]. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его. Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].
Игра «Поймай звук». Развитие слухового внимания
Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а]. Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
Динамическая пауза. Пантомима «В саду».
- Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там - собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот - сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица. Возвращаемся домой.
Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Аист больше всего любит звук, с которого начинается его слово. Какой это звук? Подарим аисту картинки, название которых начинается со звука [а]. Логопед ставит на панно картинки: астра, облако, антенна, аист, ухо, автомобиль, автобус, ослик. Дети называют все картинки. Потом выбирают картинки со звуком «а» и ставят их перед аистом.
Когда вечером за вами придут мамы, куда вы пойдете?
У звуков тоже есть свои дома. Они называются буквами.
У звука [а] тоже есть свой домик.
Демонстрируется буква "А".
Знакомство с буквой "А "
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Выкладывание буквы "А" из палочек. Сложить букву "А" из трех пальчиков. Нахождение буквы "А" в буквенных кассах.
Вы тоже можете нарисовать в тетрадях домик для звука [а]- букву "А". Но перед этим сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
К нам вновь прилетел аист. Изобразим его. Аист будет летать, пока звучит звук [а]. Когда я произнесу другой звук, аист, аист замрет.
Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперёд. Птица «летит», пока логопед произносит слова с заданным звуком и замирает, когда произносится слово без заданного звука.
Написание буквы "А "
Соедините точки у вас в тетрадях, и у вас получится буква "А". Раскрасьте её красным карандашом.
Ниже нарисованы две фигуры. Одна из них - буква "А". Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [а] не перепутал с ней свой домик.
Итог занятия
[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем занимались на за нятии, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.
Третьякова Сусанна Вячеславовна
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 156- детский сад комбинированного вида Привокзального района
г. Тулы
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Автор и разработчик
Третьякова С. В.
Тула, 2013
Тема «Звук [а], буква "А".».
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить с гласным звуком [а], с его обозначением на письме. Учить выделять гласный звук [а] среди других гласных, обозначать его на письме.
Формировать элементарные навыки звукового анализа, учить выделять первый гласный звук в слове.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь, мышление, слуховое внимание, тонкую моторику, ловкость, координацию движе ний.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать инициа тивность, самостоятельность, навыки сотрудничества на заня тии.
Оборудование. Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука [а] (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, карандаши, тетради, демонстрационная буква "А". Красный замок.
Лексический материал: гласный звук, буква.
Ход занятия
I. Организационный момент. Мимические упражнения.
Логопед: Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. Произнесите недовольно: «о-о-о!» А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Произнесите радостно: «а-а-а!». Когда я произнесу: «о-о-о!», покажите, что вы пробуете лимон. Когда произнесу: «а-а-а!», покажите, что едите сладкий фрукт. Логопед несколько раз произносит эти звуки.
II. Основная часть.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (выставляется Красный замок и его хозяйка - Фея в красном платье). В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам
Логопед: Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук [а-а-а-а ]. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его. Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].
Игра «Поймай звук». Развитие слухового внимания
Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а]. Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
Динамическая пауза. Пантомима «В саду».
- Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там - собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот - сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица. Возвращаемся домой.
Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Аист больше всего любит звук, с которого начинается его слово. Какой это звук? Подарим аисту картинки, название которых начинается со звука [а]. Логопед ставит на панно картинки: астра, облако, антенна, аист, ухо, автомобиль, автобус, ослик. Дети называют все картинки. Потом выбирают картинки со звуком «а» и ставят их перед аистом.
Когда вечером за вами придут мамы, куда вы пойдете?
У звуков тоже есть свои дома. Они называются буквами.
У звука [а] тоже есть свой домик.
Демонстрируется буква "А".
Знакомство с буквой "А "
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Выкладывание буквы "А" из палочек. Сложить букву "А" из трех пальчиков. Нахождение буквы "А" в буквенных кассах.
Вы тоже можете нарисовать в тетрадях домик для звука [а]- букву "А". Но перед этим сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
К нам вновь прилетел аист. Изобразим его. Аист будет летать, пока звучит звук [а]. Когда я произнесу другой звук, аист, аист замрет.
Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперёд. Птица «летит», пока логопед произносит слова с заданным звуком и замирает, когда произносится слово без заданного звука.
Написание буквы "А "
Соедините точки у вас в тетрадях, и у вас получится буква "А". Раскрасьте её красным карандашом.
Ниже нарисованы две фигуры. Одна из них - буква "А". Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [а] не перепутал с ней свой домик.
Итог занятия
[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем занимались на за нятии, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.
Третьякова Сусанна Вячеславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие
конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»
Обучение элементам грамоты...
Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»
Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической...
Конспект урока письма Тема: «Звуки [З], [З’], буквы З, з»
Для учащихся 1 класса...
Конспект урока . Обучение грамоте. Тема: Звуки [ з ],[ з`] буква з
Программа ПНШ 1 класс...