Урок чтения и развития речи по теме: М.Ю.Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
станицы Крыловской Краснодарского края
Учитель: Т.А.Алёхина
ст.Крыловская
2013 – 2014 уч.год
Ход урока.
Цели урока:
- Познакомится со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».
- Вести работу над выразительным чтением, над развитием устной речи, над точностью и ёмкостью слов в стихотворении и обогащением словарного запаса.
- Помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и преумножить их славу.
- Развивать воображение через картины и людей, изображенных в стихотворении.
Тип урока:
Урок открытия нового знания.
- Выставка книг по теме:
- Л.Н. Толстой «Война и мир»,
- М. Ю. Лермонтов «Бородино» (в разных изданиях).
- Презентация к уроку.
Домашнее задание к уроку:
- Выразительное комбинированное чтение стихотворения «Бородино»
(2 группа учащихся).
Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия.
Ход урока:
- Орг. момент.
Доклад дежурного.
- Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией М.Ю.Лермонтова
Беседа по вопросам:
- Где и когда родился М.Ю.Лермонтов?
- Как прошло его детство?
- После написания какого стихотворения он стал известным?
- Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова было впервые опубликовано?
- Тема урока. М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Вступлением к теме нашего урока станет стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча». Подготовил его Сметанин Юрий.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вспомним, что такое тема и основная мысль произведения. Будем размышлять, говорить, высказывать свои мысли, уважая мнение товарищей и поднимая руку. А в конце урока мы все вместе постараемся сформулировать основную мысль (идею) прочитанного стихотворения.
Но прежде, чем говорить о произведении, обратимся к историческим событиям. Вспомните, что мы знаем о Бородино. (С кем была война? Какие исторические личности вам известны?)
Слайды 2-8
-Итак, глядя на название, определите, что оно выражает: тему или основную мысль?
- Словарная работа (по учебнику):
Ребята, стихотворение написано давно. Вы уже знаете, что наш язык со временем меняется, появляются новые слова, другие слова устаревают и уходят из обихода. Поэтому, чтобы было понятно, о чем вы будете читать, обратимся к словарю.
Работа с учебником (см. словарь)
Слайды СЛОВАРЬ
V. Комбинированное чтение.
(учитель и подготовленные ученики 2 группы)
VI. Первичный анализ.
Учитель: Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?
Дети: Как русские солдаты защищали свою родину.
Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении.
Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.
Учитель: Какие чувства вызвало оно у вас?
Дети: Чувство гордости за наших солдат.
Чувство восхищения их мужеством и храбростью.
Комментарий: вопросы были нацелены на то, чтобы проверить, как литературный материал влился в душу ребенка, как они поняли патриотическую идею стихотворения.
VII. Физ. минутка.
VIII. Работа над лирическим героем стихотворения.
1)
Учитель: Между кем происходит разговор?
Дети: Я думаю, между мальчиком и дядей.
Учитель: Давайте представим себе лирического героя, от лица которого ведется рассказ.
Лирический герой
(герой – рассказчик)
Учитель: В каком он был возрасте, когда рассказывал мальчику о том далеком сражении?
Дети: Я думаю, что старым человеком.
Пожилой человек
Учитель: А в каком возрасте был герой – рассказчик во время Бородинского сражения?
Дети: Я думаю, что молодым.
Учитель: Как вы думаете, кто он был по званию: простой солдат или офицер?
Дети: Мне кажется, что он был простой солдат.
Учитель: Как вы догадались?
Дети: Он сражался и был в перестрелке.
Простой солдат
Учитель: Лафет (на картине) – станок, на котором укрепляется пушка.
И вот этот старый солдат, артиллерист рассказывает все то, что однажды видел и пережил.
IX . Самостоятельное чтение стихотворения.
Задание: разделить рассказ ветерана на 2 части, определить границы каждой части.
(1 часть «Перед битвой», 2 часть «Битва»)
Учитель: Какой строкой заканчивается первая часть рассказа?
Дети: «И только небо засветилось…».
X. Работа по содержанию текста и подготовка к выразительному чтению
(работа в группах, задания на карточках).
1) 1 группа: вопросы по первой части стихотворения.
Какое чувство было у солдат русской армии перед битвой? Докажите строчками текста.
Дети: Чувство досады, злости.
Какое желание было у русских солдат?
Дети: Сразиться с врагом.
Как такие строчки следует читать? Прочитайте выразительно.
Дети: Очень серьезно и даже торжественно.
Почему перестрелку перед боем ветеран называем «безделкой»?
Дети: Она не решала исход битвы.
Каких предложений по интонации больше в первой части? Какую роль они играют?
Дети: Восклицательных. Они помогают почувствовать настроение русских солдат перед боем, их желание победить.
2 группа: Вопросы по второй части стихотворения.
Какой момент боя рассказчик считает самым важным и главным? Зачитайте.
Дети: Где есть строчки про рукопашный бой.
В каком темпе надо читать картины эпизода боя? Почему?
Дети: Быстро, стремительно, т.к. картины боя быстро сменяют одна другую.
Какие звуки можно услышать в этом сражении? Прочитайте.
Дети: Звуки булата, картечи, залпы орудий.
3 группа: вопросы по второй части стихотворения.
Когда и почему старый солдат вспоминает своего командира – полковника?
Дети: Когда наступает день сражения, потому что солдаты дали клятву верности стоять до последнего.
С каким чувством нужно читать эти строки? Прочитайте.
Дети: С чувством гордости и любви к своей Родине.
Учитель: Давайте прочитаем эти строки вместе.
Комментарий: Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению проводились через работу в группах. Именно на этапе самостоятельной работы решались задачи нравственного, патриотического воспитания, активизации эмоционально – чувствительной сферы.
XI. Итог урока.
Учитель: Как закончилось Бородинское сражение?
Дети: Русские не разбили врага, но и не отступили.
Учитель: Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?
Дети: Богатырями.
Основная мысль: воюет не армия, а весь народ. А народ победить невозможно.
Учитель: Спасибо за урок!
XII. Домашнее задание.
2 группа - выразительное чтение отрывка «Перед битвой».
3 группа – чтение отрывка «Битва».
Комментарий: На протяжении всего урока формировала навык сотрудничества и самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения и развития речи по теме: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник "
Конспект и презентация к уроку...
Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.
Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...
Урок чтения и развития речи по теме "Колосок"
Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть. Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...
Презентация к уроку чтения и развития речи по теме "Колосок"
Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть. Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...
Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"
Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...
Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс
Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....
Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"
Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...