Урок чтения и развития речи по теме: М.Ю.Лермонтов "Бородино"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Алёхина Таисия Александровна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borodino.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

станицы Крыловской Краснодарского края

                   

Учитель: Т.А.Алёхина

ст.Крыловская

2013 – 2014 уч.год

Ход урока.

Цели урока:

  1. Познакомится со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино».
  2. Вести работу над выразительным чтением, над развитием устной речи,                  над точностью и ёмкостью слов в стихотворении и обогащением словарного запаса.
  3. Помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и преумножить их славу.
  4. Развивать воображение через картины и людей, изображенных в стихотворении.

Тип урока:

Урок открытия нового знания.

  1. Выставка книг по теме:
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»,
  • М. Ю. Лермонтов «Бородино» (в разных изданиях).
  1. Презентация к уроку.

Домашнее задание к уроку:

  1. Выразительное комбинированное чтение стихотворения «Бородино»

 (2 группа учащихся).

              Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Большая советская энциклопедия.                                             

                                                          Ход урока:

  1. Орг. момент.

 

Доклад дежурного.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией М.Ю.Лермонтова

          Беседа по вопросам:

           - Где и когда родился М.Ю.Лермонтов?

           - Как прошло его детство?

           - После написания какого стихотворения он стал известным?

           - Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова было впервые опубликовано?

  1. Тема урока. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

   Вступлением к теме нашего урока станет стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча».   Подготовил его Сметанин Юрий.

   Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вспомним, что такое тема и основная мысль произведения. Будем размышлять, говорить, высказывать свои мысли, уважая мнение товарищей и поднимая руку. А в конце урока мы все вместе постараемся сформулировать основную мысль (идею) прочитанного стихотворения.

   Но прежде, чем говорить о произведении, обратимся к историческим событиям. Вспомните, что мы знаем о Бородино. (С кем была война? Какие исторические личности вам известны?)

Слайды 2-8

-Итак, глядя на название, определите, что оно выражает: тему или основную мысль?

  1. Словарная работа (по учебнику):

Ребята, стихотворение написано давно. Вы уже знаете, что наш язык со временем меняется, появляются новые слова, другие слова устаревают и уходят из обихода. Поэтому, чтобы было понятно, о чем вы будете читать, обратимся к словарю.

Работа с учебником (см. словарь)

 

Слайды СЛОВАРЬ

V. Комбинированное чтение.

(учитель и подготовленные ученики 2 группы)

VI. Первичный анализ.

Учитель: Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?

Дети: Как русские солдаты защищали свою родину.

Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении.

Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.

Учитель: Какие чувства вызвало оно у вас?

Дети: Чувство гордости за наших солдат.

Чувство восхищения их мужеством и храбростью.

Комментарий: вопросы были нацелены на то, чтобы проверить, как литературный материал влился в душу ребенка, как они поняли патриотическую идею стихотворения.

VII. Физ. минутка.

VIII. Работа над лирическим героем стихотворения.

1)

Учитель: Между кем происходит разговор?

     Дети:  Я думаю, между мальчиком и дядей.

Учитель: Давайте представим себе  лирического героя, от лица которого ведется рассказ.

Лирический герой

(герой – рассказчик)

Учитель: В каком он был возрасте, когда рассказывал мальчику о том далеком сражении?

     Дети: Я думаю, что старым человеком.

Пожилой человек

Учитель: А в каком возрасте был герой – рассказчик во время Бородинского сражения?

Дети: Я думаю, что молодым.

Учитель: Как вы думаете, кто он был по званию: простой солдат или офицер?

Дети: Мне кажется, что он был простой солдат.

Учитель: Как вы догадались?

Дети: Он сражался и был в перестрелке.

 Простой солдат

Учитель: Лафет (на картине) – станок, на котором укрепляется пушка.

        И вот этот старый солдат, артиллерист рассказывает все то, что однажды видел и пережил.

IX . Самостоятельное чтение стихотворения.

Задание: разделить рассказ ветерана на 2 части, определить границы каждой части.

(1 часть «Перед битвой», 2 часть «Битва»)

Учитель: Какой строкой заканчивается первая часть рассказа?

      Дети: «И только небо засветилось…».

X. Работа по содержанию текста и подготовка к выразительному чтению

(работа в группах, задания на карточках).

1) 1 группа: вопросы по первой части стихотворения.

Какое чувство было у солдат русской армии перед битвой? Докажите строчками текста.

Дети: Чувство досады, злости.

Какое желание было у русских солдат?

Дети: Сразиться с врагом.

Как такие строчки следует читать? Прочитайте выразительно.

Дети: Очень серьезно и даже торжественно.

Почему перестрелку перед боем ветеран называем «безделкой»?

Дети:  Она не решала исход битвы.

Каких предложений по интонации больше в первой части? Какую роль они играют?

Дети: Восклицательных. Они помогают почувствовать настроение русских солдат перед боем, их желание победить.

2 группа: Вопросы по второй части стихотворения.

Какой момент боя рассказчик считает самым важным и главным? Зачитайте.

Дети: Где есть строчки про рукопашный бой.

В каком темпе надо читать картины эпизода боя? Почему?

Дети: Быстро, стремительно, т.к. картины боя быстро сменяют одна другую.

Какие звуки можно услышать в этом сражении? Прочитайте.

Дети: Звуки булата, картечи, залпы орудий.

3 группа: вопросы по второй части стихотворения.

Когда и почему старый солдат вспоминает своего командира – полковника?

Дети: Когда наступает день сражения, потому что солдаты дали клятву верности стоять до последнего.

С каким чувством нужно читать эти строки? Прочитайте.

Дети: С чувством гордости и любви к своей Родине.

Учитель: Давайте прочитаем эти строки вместе.

Комментарий: Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению проводились через работу в группах. Именно на этапе самостоятельной работы решались задачи нравственного, патриотического воспитания, активизации эмоционально – чувствительной сферы.

XI. Итог урока.

Учитель: Как закончилось Бородинское сражение?

Дети: Русские не разбили врага, но и не отступили.

Учитель: Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?

Дети: Богатырями.

Основная мысль: воюет не армия, а весь народ. А народ победить невозможно.

Учитель: Спасибо за урок!

XII. Домашнее задание.

2 группа - выразительное чтение отрывка «Перед битвой».

3 группа – чтение отрывка «Битва».

Комментарий: На протяжении всего урока формировала навык сотрудничества и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Урок чтения и развития речи по теме "Колосок"

 Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть.       Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...

Презентация к уроку чтения и развития речи по теме "Колосок"

 Тема Колосок. (Украинская сказка) 3 часть.       Задачи: Раскрыть содержание произведения, совершенствовать технику чтения и выразительность чтения, учить по...

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....

Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...