профориентационные игры для учеников, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида
методическая разработка (9 класс) по теме

Профориентационная работа очень важна, но в условиях коррекционной вспомогательной программы VIII вида является очень сложной.

Занятия разработаны с целью помочь старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profor_8_vida.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Формула профессии

Большие профориентационные игры для учеников, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида

    Профориентационная работа важна, но в условиях коррекционной вспомогательной программы VIII вида является очень сложной. Это объясняется рядом причин:

— низким уровнем знаний детей о мире профессий вследствие недоразвития интеллекта;

— неумением соотносить свои психофизические возможности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии, из-за некритичности мышления, высокой самооценки, бедности кругозора;

— привычкой ученика такого класса быть в пассивной позиции, поскольку его цели и поступки определяют взрослые;

— узким выбором предлагаемых профессий вследствие особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

— безработицей взрослых членов семьи;

— отсутствием специальных программ по данной проблеме.

В будущем эти причины могут породить у выпускников коррекционных классов социальную депривацию, поэтому необходимо расширять, обогащать и систематизировать работу в данном направлении.

Занятия разработаны с целью помочь старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей.

Продолжительность каждой игры — 40–45 минут.

Игра состоит из трех частей, назначение которых:

I — вход в тему;

II — групповая дискуссия по теме с определением вывода;

III — создание интереса к последующим встречам.

Профориентационные игры предназначены для учащихся 8–9-х классов, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида.

1. Угадай профессию

Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение.

I. Вводная часть

1. Сообщение целей занятий

— Ребята, школьный выпуск не за горами. Многие из вас уже задумывались о выборе профессии. Кто-то из родителей и учителей поддерживает ваш выбор, а кто-то нет. Наши встречи помогут вам определиться с выбором профессии, которая будет соответствовать вашему здоровью, уму, характеру.

2. Разогрев. Развитие навыков самоанализа

Игра «Я — животное»

— Первая игра называется «Я — животное». Вы называете животное, на которое вы похожи, и объясняете свой выбор. Например: я похожа на медвежонка-ленивца, потому что я ленивая, люблю спать и наблюдать за всеми.

3. Рефлексия игры

— Тебе трудно было подобрать себе животное? Почему?

— Кому из одноклассников ты дал бы другое название и почему?

— Кто тебя удивил своим ответом? Почему?

— Чей ответ тебя показался наиболее точным? (Чье животное наиболее точно подходит своему хозяину?)

4. Подготовка к теме

— Ребята, каждый предмет вызывает у нас какие-то сравнения, образы. Если я скажу «елка», то что вам вспоминается?

— Какие картины встают перед вами, когда я скажу слово «лето»?

Детям предлагаются слова: свисток, желтый лист, ножницы, воздушный шар, краски...

II. Основная часть

1. Уточнить знания детей о профессиях и их отношении к некоторым из них

Игра «Угадай профессию»

— Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры.

Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию.

Потом они вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее.

Возьмем, например, профессию врача.

Какой цвет у профессии? (Белый.) Какой запах имеет профессия? (Лекарств.) Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка.) Где можно получить данную профессию? (В институте).

Столяр - белый (желтоватый)        -     из дерева, лака  -         верстак        - училище

Портной – разноцветный  -         горячего утюга, ткани   -        стол    -         училище

Маляр  -  разноцветный         -  красок, лака   -        стремянка  -   училище

Библиотекарь -  разноцветный        -  книги, шкафы  -   столы        - институт

2. Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям. Развивать воображение

— Почему существует много профессий?

— Представьте, как изменится жизнь, если исчезнет профессия учителя (врача, строителя, водителя, портного, слесаря, дворника, повара).

Вывод: все профессии важны и нужны.

III. Заключительная часть

— Ребята, с развитием науки и техники одни профессии исчезают за ненужностью, а другие появляются.

  1. Игра «Угадай слово»

АТСКОМНОВ

Здесь спрятана профессия, которая появилась в XX веке. Отгадайте ее. (Космонавт.)

2. Рефлексия занятия

— Наша встреча заканчивается, и мне интересно узнать:

• Что нового ты узнал о профессиях?

• Какое задание тебе понравилось и почему?

• Какое задание тебе не понравилось и почему?

• Какие игры, связанные с профессией, ты знаешь?

— Спасибо за занятие.

2. Формула профессии

Цель: расширять и систематизировать знания детей о профессиях.

I. Вводная часть

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня наша встреча называется «Формула профессии». Ее мы начинаем с игры «Я знаю названия трех профессий...»

1. Разогрев. Обогащение кругозора

Игра «Я знаю названия трех профессий...»

— Ребята, вы передаете мяч по кругу и называете три профессии. Повторяться нельзя.

• Почему существует много профессий?

• Что было бы, если б не было профессии доярки (сапожника, электрика, писателя)?

II. Основная часть

— На прошлой встрече мы знакомились с запахом, цветом профессий. Сегодня мы познакомимся с формулой профессий.

Игра «Формула профессии»

— Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда.

Предметы труда — это предметы, с которыми работает человек данной профессии.

Цели труда — это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:

                               Профессия = предметы труда + цели труда

Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму).

Можно предложить такие формулы:

1) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.

2) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.

3) Прачка = белье + чистота.

4) Врач = организм человека + здоровье.

5) Автослесарь = машины + безопасность.

6) Повар = продукты + полезная пища.

7) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.

8) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.

9) Слесарь = трубы + доставка воды.

10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.

11) Почтальон.

12) Дворник.

2. Показать детям связь профессии с личностными характеристиками человека

Игра «Способности и профессия»

— Ребята, вы часто слышите такое: например, этот человек красиво поет, у него хороший голос, у него способность к пению. Или человеку советуют идти учиться на водителя и говорят, что для этого у него есть способности: выдержка, внимание, глазомер, знание законов механики и устройства машины.

Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям.

Учитель русского языка:

— знание науки о языке;

— выдержка;

— любовь к детям;

— умение правильно говорить;

— умение обучать;

— ответственность;

— уровень интеллекта;

— способность к самообразованию.

Слесарь:

— глазомер, точность движений;

— умение разбираться в чертежах;

— выдержка, терпение;

— сила, выносливость;

— знание материала;

— ловкие руки.

Парикмахер:

— культура речевого общения;

— кругозор (много красок, средств для ухода за волосами);

— желание быть в курсе модных направлений в одежде, прическах,

— выдержка, терпение;

— аккуратность;

— ловкость рук;

— знание химии.

Директор фирмы:

— знание экономических законов;

— знание бухгалтерского дела;

— организаторские способности;

— ум;

— культура речевого общения;

— знание этикета;

— мобильность, дисциплинированность.

Вывод: каждая профессия требует определенных ЗУН (знаний, умений, навыков) и способностей.

III. Заключительная часть

1. Развитие смекалки

Игра «Угадай слово»

— С развитием науки и техники одни профессии исчезают, другие появляются, а третьи меняют свои названия. Например, мы говорили, что на земле работали крестьяне, а теперь работают фермеры.

Найдите слово из десяти букв — название профессии, которая раньше называлась цирюльник.

2. Рефлексия занятия

— Ребята, мне интересно было с вами играть. Хочу спросить каждого из вас:

•Что нового ты узнал о профессиях?

•Какой профессии соответствуют твои способности?

•Какую профессию ты посоветовал бы... исходя из его способностей?

•С каким настроением ты заканчиваешь нашу встречу? Почему?

— Спасибо за встречу. До свидания!

3. Консультант по профессиям

Цель: научить старшеклассников решать свои проблемы с выбором профессии; показать связь между выбираемой профессией и своими ЗУНами и способностями.

I. Вводная часть

— Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече, которая называется «Консультант по профессиям». Как вы думаете, чем занимается консультант по профессиям?

(Дети: человек, который помогает выбрать профессию. Говорит, в каких профессиях нуждается экономика города. Какими ЗУНами надо обладать, чтобы стать хорошим специалистом).

1. Уточнить связь между уровнем профессионализма и личностными качествами.

2. Развивать словесно-логическое мышление

Упражнение «Выбрать личностные факторы, которые способствуют профессионализму»

— Ребята, человек любой профессии должен иметь определенные знания по своей специальности. А вот должен ли он обладать определенными личностными характеристиками, мы узнаем после упражнения. Вы называете любую профессию, а я — черты характера. Вы выбираете ту черту характера, которая наиболее подходит к данной профессии, и объясняете свой выбор.

Общительный, веселый, небрежный, плохо обучающийся, собранный, конфликтный, умный, тактичный, упрямый, застенчивый, серьезный, спокойный, ленивый, молчаливый, агрессивный, живой, веселый, быстрый, независимый, медлительный, уживчивый, тревожный, хитрый, неуверенный в себе, волевой, низкий самоконтроль, самостоятельный, неуклюжий, капризный, расторможенный, склонный к риску.

Вывод: многие черты характера способствуют профессиональному росту.

II. Основная часть

1. Расширять знания детей о мире профессий

Игра «Профконсультант»

— Ребята, эта игра поможет вам выбрать профессию, которая соответствует вашим способностям. Два ученика будут профконсультантами. Профконсультанты держатся серьезно, они много знают о разных профессиях и толково объясняют родителям и их детям:

•как получить данную профессию;

•какие предприятия нуждаются в этих рабочих специальностях;

•какими личностными характеристиками важно обладать для профессионального роста;

•существуют ли какие-либо ограничения.

(Роль родителя или профконсультанта сначала выполняет взрослый.)

2. Рефлексия игры

•Тебе понравилась игра? Почему?

•Расскажи, какую роль интереснее тебе было играть и почему?

•Кто из детей в какой роли понравился и почему?

•Какие новые правила игры ты мог бы предложить?

Вывод: к выбору профессии надо подходить очень серьезно.

III. Заключительная часть

1. Обогащение кругозора.

Игра «Угадай слово»

ЕОЛСЕМР

— В словаре это слово толкуется так: профессиональное занятие, при котором изделия готовятся ручным способом. (ремесло)

Спасибо за занятие, до свидания.

4. Устройство на работу

Цель: познакомить старшеклассников с правилами поведения и общения при устройстве на работу.

I. Вводная часть

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наша встреча называется «Устройство на работу». Но сначала поиграем в игру «Назови профессию».

Игра «Назови профессию»

— Я называю профессиональную область, а вы называете 3–4 профессии, относящиеся к данной области. Например, медицина — доктор, медсестра, санитарка.

Строительство. Техника. Растениеводство. Педагогика. Пошив одежды.

II. Основная часть

Обогащать социальные навыки детей, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.

1. Разрешение проблемных ситуаций

— Ребята, после школы, училища вы будете устраиваться на работу. В этот момент надо быть внимательными и не совершать ошибок. Послушайте небольшие рассказы и найдите ошибки в поведении и речи героев.

1) После кулинарного училища Катя Сергеева пришла устраиваться на работу в кафе. У нее были хорошие оценки в дипломе, и директор сказал: «Мы с радостью возьмем вас на работу». Прощаясь с Катей, он вдруг обратил внимание на ее ногти и сказал: «Ой, извините, я забыл, что вчера уже взял на работу кулинара».

2) Сережа и Гена после училища устроились на стройку малярами. Маляров не хватало. Мальчики сказали мастеру, что у них есть товарищ (Олег), который имеет опыт работы маляром. Олег и его отец часто подрабатывали по вечерам. Мастер обрадовался. На следующий день Олег вошел в кабинет мастера: походка его была развязной, руки в карманах, он громко жевал жвачку. Мальчик не успел поздороваться, как мастер, которому очень нужны были маляры, отказал Олегу в приеме.

3) Оля любила цветы и умела составлять красивые букеты. Она решила устроиться в фирму по продаже цветов. Олю взяли с испытательным сроком на две недели. Ее букеты очень понравились старшему продавцу Марии Семеновне. Наблюдая за девочкой, она услышала, как Оля разговаривает с покупателями. Одному девочка сказала: «Не хватает денег — иди одуванчики покупай», другому — «Какая наглая! Ей обвертка не нравится!» и так далее.Вечером Мария Семеновна сказала Оле, что фирма в ее услугах не нуждается.

4) Саша и Коля решили устроиться на фирму по ремонту дорог. Они, не читая контракт, быстро подписали его. Ребята работали с восьми утра до восьми вечера. За работу мальчики получили по 1000 рублей. Саша и Коля решили уволиться, но хозяин фирмы показал им контракт, который обязывал мальчиков работать на фирму еще целый год.

2. Рассказы из личного опыта

— Ребята, расскажите, какие ситуации происходили с вашими знакомыми при устройстве на работу.

Рассказы детей.

Вывод: устройство на работу — важный шаг в жизни каждого человека. Этот момент надо продумать и отнестись к нему серьезно.

III. Заключительная часть

1. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи

Игра «Выбор профессии для друга»

— Ребята, вы друг друга знаете давно и, наверное, понимаете, какая профессия может подойти каждому из вас. Сейчас вы будете передавать мяч по кругу и говорить: «Я хочу, чтобы Оля стала продавцом, потому что она честная и хорошо считает». В своем предложении вы обязательно называете черту характера человека и его умение, которые важны для данной профессии.

2. Рефлексия занятий

— Ребята, наши встречи заканчиваются. Мне интересно знать:

• Что нового вы узнали о профессиях?

• Как вы отнесетесь к выбору своей профессии и почему?

• Почему говорят, что профессию выбирают на всю жизнь?

• Какие пожелания будут ведущему?

— Мне было приятно с вами общаться, и я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по душе. До свидания!

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

2.Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

3. Журнал «Школьный психолог», 2008г., №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционного занятия «Обучение игрой», для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида

На коррекционно-развивающем занятии «Обучение игрой»,  для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида школьникам предоставляется возможность  развивать  зрительное восприятие...

профориентационные игры для учеников, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида

Профориентационная работа очень важна, но в условиях коррекционной вспомогательной программы VIII вида является очень сложной.Занятия разработаны с целью помочь старшекласснику с нарушением интеллекта...

Индивидуальная программа по профессионально-трудовому обучению по специальности:швейное дело (для обучающихся по программе VIII вида с 5 по 9 классы)

В свете реализации основной задачи коррекционной школы – подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности – вопрос о возможностях включения воспитанников с ограниченными...

Особенности работы учителя географии в коррекционном(вспомогательном) классе VIII вида.

Какие методы и приемы может использовать учитель географии в работе с коррекционным классом....

Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...

Рабочая программа по математике в 9-ом классе для обучающихся по программе VIII вида

Поурочное планирование, включая пояснительную записку....

Методическая разработка урока музыки для учащихся 4 класса, обучающихся по вспомогательной (коррекционной) программе VIII вида «Музыкальные формы»

Цели урока. 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.3...