профориентационные игры для учеников, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида
методическая разработка (9 класс) по теме
Профориентационная работа очень важна, но в условиях коррекционной вспомогательной программы VIII вида является очень сложной.
Занятия разработаны с целью помочь старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profor_8_vida.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Формула профессии
Большие профориентационные игры для учеников, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида
Профориентационная работа важна, но в условиях коррекционной вспомогательной программы VIII вида является очень сложной. Это объясняется рядом причин:
— низким уровнем знаний детей о мире профессий вследствие недоразвития интеллекта;
— неумением соотносить свои психофизические возможности с требованиями, предъявляемыми к данной профессии, из-за некритичности мышления, высокой самооценки, бедности кругозора;
— привычкой ученика такого класса быть в пассивной позиции, поскольку его цели и поступки определяют взрослые;
— узким выбором предлагаемых профессий вследствие особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
— безработицей взрослых членов семьи;
— отсутствием специальных программ по данной проблеме.
В будущем эти причины могут породить у выпускников коррекционных классов социальную депривацию, поэтому необходимо расширять, обогащать и систематизировать работу в данном направлении.
Занятия разработаны с целью помочь старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей.
Продолжительность каждой игры — 40–45 минут.
Игра состоит из трех частей, назначение которых:
I — вход в тему;
II — групповая дискуссия по теме с определением вывода;
III — создание интереса к последующим встречам.
Профориентационные игры предназначены для учащихся 8–9-х классов, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида.
1. Угадай профессию
Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным профессиям и по возможности подкорректировать это соотношение.
I. Вводная часть
1. Сообщение целей занятий
— Ребята, школьный выпуск не за горами. Многие из вас уже задумывались о выборе профессии. Кто-то из родителей и учителей поддерживает ваш выбор, а кто-то нет. Наши встречи помогут вам определиться с выбором профессии, которая будет соответствовать вашему здоровью, уму, характеру.
2. Разогрев. Развитие навыков самоанализа
Игра «Я — животное»
— Первая игра называется «Я — животное». Вы называете животное, на которое вы похожи, и объясняете свой выбор. Например: я похожа на медвежонка-ленивца, потому что я ленивая, люблю спать и наблюдать за всеми.
3. Рефлексия игры
— Тебе трудно было подобрать себе животное? Почему?
— Кому из одноклассников ты дал бы другое название и почему?
— Кто тебя удивил своим ответом? Почему?
— Чей ответ тебя показался наиболее точным? (Чье животное наиболее точно подходит своему хозяину?)
4. Подготовка к теме
— Ребята, каждый предмет вызывает у нас какие-то сравнения, образы. Если я скажу «елка», то что вам вспоминается?
— Какие картины встают перед вами, когда я скажу слово «лето»?
Детям предлагаются слова: свисток, желтый лист, ножницы, воздушный шар, краски...
II. Основная часть
1. Уточнить знания детей о профессиях и их отношении к некоторым из них
Игра «Угадай профессию»
— Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай профессию». Послушайте правила игры.
Три человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию.
Потом они вернутся и попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее.
Возьмем, например, профессию врача.
Какой цвет у профессии? (Белый.) Какой запах имеет профессия? (Лекарств.) Какая мебель используется? (Шкаф, кушетка.) Где можно получить данную профессию? (В институте).
Столяр - белый (желтоватый) - из дерева, лака - верстак - училище
Портной – разноцветный - горячего утюга, ткани - стол - училище
Маляр - разноцветный - красок, лака - стремянка - училище
Библиотекарь - разноцветный - книги, шкафы - столы - институт
2. Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям. Развивать воображение
— Почему существует много профессий?
— Представьте, как изменится жизнь, если исчезнет профессия учителя (врача, строителя, водителя, портного, слесаря, дворника, повара).
Вывод: все профессии важны и нужны.
III. Заключительная часть
— Ребята, с развитием науки и техники одни профессии исчезают за ненужностью, а другие появляются.
- Игра «Угадай слово»
АТСКОМНОВ
Здесь спрятана профессия, которая появилась в XX веке. Отгадайте ее. (Космонавт.)
2. Рефлексия занятия
— Наша встреча заканчивается, и мне интересно узнать:
• Что нового ты узнал о профессиях?
• Какое задание тебе понравилось и почему?
• Какое задание тебе не понравилось и почему?
• Какие игры, связанные с профессией, ты знаешь?
— Спасибо за занятие.
2. Формула профессии
Цель: расширять и систематизировать знания детей о профессиях.
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня наша встреча называется «Формула профессии». Ее мы начинаем с игры «Я знаю названия трех профессий...»
1. Разогрев. Обогащение кругозора
Игра «Я знаю названия трех профессий...»
— Ребята, вы передаете мяч по кругу и называете три профессии. Повторяться нельзя.
• Почему существует много профессий?
• Что было бы, если б не было профессии доярки (сапожника, электрика, писателя)?
II. Основная часть
— На прошлой встрече мы знакомились с запахом, цветом профессий. Сегодня мы познакомимся с формулой профессий.
Игра «Формула профессии»
— Слушайте правила игры. Профессия состоит из предметов труда и целей труда.
Предметы труда — это предметы, с которыми работает человек данной профессии.
Цели труда — это ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:
Профессия = предметы труда + цели труда
Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают профессию, предмет и цели труда. Когда водящий входит, ему говорят только предмет и цели труда, то есть слагаемые. Водящий должен назвать профессию (сумму).
Можно предложить такие формулы:
1) Учитель математики = цифры, числа + умение решать, считать.
2) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.
3) Прачка = белье + чистота.
4) Врач = организм человека + здоровье.
5) Автослесарь = машины + безопасность.
6) Повар = продукты + полезная пища.
7) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.
8) Милиционер = жезл, свисток + безопасность.
9) Слесарь = трубы + доставка воды.
10) Летчик = сверхзвуковые, сверхскоростные машины + доставка грузов, людей.
11) Почтальон.
12) Дворник.
2. Показать детям связь профессии с личностными характеристиками человека
Игра «Способности и профессия»
— Ребята, вы часто слышите такое: например, этот человек красиво поет, у него хороший голос, у него способность к пению. Или человеку советуют идти учиться на водителя и говорят, что для этого у него есть способности: выдержка, внимание, глазомер, знание законов механики и устройства машины.
Давайте подберем способности, умения к некоторым профессиям.
Учитель русского языка:
— знание науки о языке;
— выдержка;
— любовь к детям;
— умение правильно говорить;
— умение обучать;
— ответственность;
— уровень интеллекта;
— способность к самообразованию.
Слесарь:
— глазомер, точность движений;
— умение разбираться в чертежах;
— выдержка, терпение;
— сила, выносливость;
— знание материала;
— ловкие руки.
Парикмахер:
— культура речевого общения;
— кругозор (много красок, средств для ухода за волосами);
— желание быть в курсе модных направлений в одежде, прическах,
— выдержка, терпение;
— аккуратность;
— ловкость рук;
— знание химии.
Директор фирмы:
— знание экономических законов;
— знание бухгалтерского дела;
— организаторские способности;
— ум;
— культура речевого общения;
— знание этикета;
— мобильность, дисциплинированность.
Вывод: каждая профессия требует определенных ЗУН (знаний, умений, навыков) и способностей.
III. Заключительная часть
1. Развитие смекалки
Игра «Угадай слово»
— С развитием науки и техники одни профессии исчезают, другие появляются, а третьи меняют свои названия. Например, мы говорили, что на земле работали крестьяне, а теперь работают фермеры.
Найдите слово из десяти букв — название профессии, которая раньше называлась цирюльник.
2. Рефлексия занятия
— Ребята, мне интересно было с вами играть. Хочу спросить каждого из вас:
•Что нового ты узнал о профессиях?
•Какой профессии соответствуют твои способности?
•Какую профессию ты посоветовал бы... исходя из его способностей?
•С каким настроением ты заканчиваешь нашу встречу? Почему?
— Спасибо за встречу. До свидания!
3. Консультант по профессиям
Цель: научить старшеклассников решать свои проблемы с выбором профессии; показать связь между выбираемой профессией и своими ЗУНами и способностями.
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече, которая называется «Консультант по профессиям». Как вы думаете, чем занимается консультант по профессиям?
(Дети: человек, который помогает выбрать профессию. Говорит, в каких профессиях нуждается экономика города. Какими ЗУНами надо обладать, чтобы стать хорошим специалистом).
1. Уточнить связь между уровнем профессионализма и личностными качествами.
2. Развивать словесно-логическое мышление
Упражнение «Выбрать личностные факторы, которые способствуют профессионализму»
— Ребята, человек любой профессии должен иметь определенные знания по своей специальности. А вот должен ли он обладать определенными личностными характеристиками, мы узнаем после упражнения. Вы называете любую профессию, а я — черты характера. Вы выбираете ту черту характера, которая наиболее подходит к данной профессии, и объясняете свой выбор.
Общительный, веселый, небрежный, плохо обучающийся, собранный, конфликтный, умный, тактичный, упрямый, застенчивый, серьезный, спокойный, ленивый, молчаливый, агрессивный, живой, веселый, быстрый, независимый, медлительный, уживчивый, тревожный, хитрый, неуверенный в себе, волевой, низкий самоконтроль, самостоятельный, неуклюжий, капризный, расторможенный, склонный к риску.
Вывод: многие черты характера способствуют профессиональному росту.
II. Основная часть
1. Расширять знания детей о мире профессий
Игра «Профконсультант»
— Ребята, эта игра поможет вам выбрать профессию, которая соответствует вашим способностям. Два ученика будут профконсультантами. Профконсультанты держатся серьезно, они много знают о разных профессиях и толково объясняют родителям и их детям:
•как получить данную профессию;
•какие предприятия нуждаются в этих рабочих специальностях;
•какими личностными характеристиками важно обладать для профессионального роста;
•существуют ли какие-либо ограничения.
(Роль родителя или профконсультанта сначала выполняет взрослый.)
2. Рефлексия игры
•Тебе понравилась игра? Почему?
•Расскажи, какую роль интереснее тебе было играть и почему?
•Кто из детей в какой роли понравился и почему?
•Какие новые правила игры ты мог бы предложить?
Вывод: к выбору профессии надо подходить очень серьезно.
III. Заключительная часть
1. Обогащение кругозора.
Игра «Угадай слово»
ЕОЛСЕМР
— В словаре это слово толкуется так: профессиональное занятие, при котором изделия готовятся ручным способом. (ремесло)
Спасибо за занятие, до свидания.
4. Устройство на работу
Цель: познакомить старшеклассников с правилами поведения и общения при устройстве на работу.
I. Вводная часть
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Наша встреча называется «Устройство на работу». Но сначала поиграем в игру «Назови профессию».
Игра «Назови профессию»
— Я называю профессиональную область, а вы называете 3–4 профессии, относящиеся к данной области. Например, медицина — доктор, медсестра, санитарка.
Строительство. Техника. Растениеводство. Педагогика. Пошив одежды.
II. Основная часть
Обогащать социальные навыки детей, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.
1. Разрешение проблемных ситуаций
— Ребята, после школы, училища вы будете устраиваться на работу. В этот момент надо быть внимательными и не совершать ошибок. Послушайте небольшие рассказы и найдите ошибки в поведении и речи героев.
1) После кулинарного училища Катя Сергеева пришла устраиваться на работу в кафе. У нее были хорошие оценки в дипломе, и директор сказал: «Мы с радостью возьмем вас на работу». Прощаясь с Катей, он вдруг обратил внимание на ее ногти и сказал: «Ой, извините, я забыл, что вчера уже взял на работу кулинара».
2) Сережа и Гена после училища устроились на стройку малярами. Маляров не хватало. Мальчики сказали мастеру, что у них есть товарищ (Олег), который имеет опыт работы маляром. Олег и его отец часто подрабатывали по вечерам. Мастер обрадовался. На следующий день Олег вошел в кабинет мастера: походка его была развязной, руки в карманах, он громко жевал жвачку. Мальчик не успел поздороваться, как мастер, которому очень нужны были маляры, отказал Олегу в приеме.
3) Оля любила цветы и умела составлять красивые букеты. Она решила устроиться в фирму по продаже цветов. Олю взяли с испытательным сроком на две недели. Ее букеты очень понравились старшему продавцу Марии Семеновне. Наблюдая за девочкой, она услышала, как Оля разговаривает с покупателями. Одному девочка сказала: «Не хватает денег — иди одуванчики покупай», другому — «Какая наглая! Ей обвертка не нравится!» и так далее.Вечером Мария Семеновна сказала Оле, что фирма в ее услугах не нуждается.
4) Саша и Коля решили устроиться на фирму по ремонту дорог. Они, не читая контракт, быстро подписали его. Ребята работали с восьми утра до восьми вечера. За работу мальчики получили по 1000 рублей. Саша и Коля решили уволиться, но хозяин фирмы показал им контракт, который обязывал мальчиков работать на фирму еще целый год.
2. Рассказы из личного опыта
— Ребята, расскажите, какие ситуации происходили с вашими знакомыми при устройстве на работу.
Рассказы детей.
Вывод: устройство на работу — важный шаг в жизни каждого человека. Этот момент надо продумать и отнестись к нему серьезно.
III. Заключительная часть
1. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи
Игра «Выбор профессии для друга»
— Ребята, вы друг друга знаете давно и, наверное, понимаете, какая профессия может подойти каждому из вас. Сейчас вы будете передавать мяч по кругу и говорить: «Я хочу, чтобы Оля стала продавцом, потому что она честная и хорошо считает». В своем предложении вы обязательно называете черту характера человека и его умение, которые важны для данной профессии.
2. Рефлексия занятий
— Ребята, наши встречи заканчиваются. Мне интересно знать:
• Что нового вы узнали о профессиях?
• Как вы отнесетесь к выбору своей профессии и почему?
• Почему говорят, что профессию выбирают на всю жизнь?
• Какие пожелания будут ведущему?
— Мне было приятно с вами общаться, и я хочу, чтобы каждый из вас выбрал себе профессию по душе. До свидания!
ЛИТЕРАТУРА
1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
2.Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
3. Журнал «Школьный психолог», 2008г., №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект коррекционного занятия «Обучение игрой», для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида
На коррекционно-развивающем занятии «Обучение игрой», для учащихся 2 класса, обучающихся по программе VIII вида школьникам предоставляется возможность развивать зрительное восприятие...
профориентационные игры для учеников, обучающихся по вспомогательной программе VIII вида
Профориентационная работа очень важна, но в условиях коррекционной вспомогательной программы VIII вида является очень сложной.Занятия разработаны с целью помочь старшекласснику с нарушением интеллекта...
Индивидуальная программа по профессионально-трудовому обучению по специальности:швейное дело (для обучающихся по программе VIII вида с 5 по 9 классы)
В свете реализации основной задачи коррекционной школы – подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и полезной трудовой деятельности – вопрос о возможностях включения воспитанников с ограниченными...
Особенности работы учителя географии в коррекционном(вспомогательном) классе VIII вида.
Какие методы и приемы может использовать учитель географии в работе с коррекционным классом....
Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...
Рабочая программа по математике в 9-ом классе для обучающихся по программе VIII вида
Поурочное планирование, включая пояснительную записку....
Методическая разработка урока музыки для учащихся 4 класса, обучающихся по вспомогательной (коррекционной) программе VIII вида «Музыкальные формы»
Цели урока. 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.3...