Особенности работы учителя географии в коррекционном(вспомогательном) классе VIII вида.
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Какие методы и приемы может использовать учитель географии в работе с коррекционным классом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_uchitelya_v_korrektsionnom_klasse.docx | 25.49 КБ |
korrektsiya.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Главная цель преподавания географии в коррекционной школе - сформировать у учащихся географические представления и понятия, показать взаимосвязь между природными явлениями. При формировании географических представлений большое значение имеет не только подбор учебного материала, но и умение использовать жизненный опыт детей, организовать самостоятельную работу учащихся, пробудить их творческую инициативу.
Что же характеризует детей коррекционных классов?
Высокая эмоциональность
Задержка психического развития
Быстрая утомляемость
Незрелость эмоционально-волевой сферы
Педагогическая запущенность
Трудности распределения и переключения внимания
Конфликтность
Неуравновешенность психики
Трудность общения
Низкая мотивация
Пониженная познавательная активность
На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:
Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.
Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся Обучение в таких классах можно строить только методом выбора, учитель сам выбирает, что будет наиболее эффективно и действенно для данного контингента детей.
На современном этапе популярным методом является обучение, учитывающее уровневый подход. Ученик должен получать посильные для него задания, одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, а ученик более сильный сделал задание и уже скучает. Надо давать детям задание с разной степенью трудности.
Нужно продумывать задания с опорой на несколько анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный) т.е. не только услышал, но и увидел и записал. Так как у детей этих классов в разной степени имеются проблем и нарушения восприятия, памяти, логики – т.е. высшие психические функции, то особо важную роль имеет наглядность при объяснении нового. Во время работы в классе, работу тех центров головного мозга, которые заблокированы т.е. не действуют берут на себя клетки нервной системы. А т.к. идёт большая нагрузка на нервную систему, то детям необходима частая смена видов деятельности на уроке. Необходимо продумывать разные формы работы на разных этапах урока, предполагающие возможность движения детей. Это обязательные физкультминутки, или это может быть опрос во время устной работы с мячом или работа с оценочными карточками Помимо всего прочего, необходимо заботиться и о создании спокойного и доброжелательного климата в таких классах – всё это способствует активизации деятельности учащихся, в результате чего возрастает мотивация к учению.
Особенности восприятия и осмысления учебного материала у детей с ограниченными умственными возможностями неразрывно связаны с особенностями их памяти. Так как основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у них имеют специфические особенности: они лучше запоминают внешние, часто случайные зрительно воспринимаемые признаки.
На уроках в специальных (коррекционных) классах используются различные способы обучения, активизирующие запоминание сложных терминов учащимися с недостатками интеллектуального развития:
Остановимся подробнее на некоторых коррекционно-развивающих заданиях.
Примеры заданий с опорой на жизненный опыт ребенка.
При изучении темы: «Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:
Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
Почему вода в реках летним вечером как парное молоко?
Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?
Объясните поговорку « Много снега — мало хлеба»
Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
- Географические загадки на развитие внимания:
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли дети?
Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
Знает каждый капитан:
Волга – это океан!
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора!
Со времен далеких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне.
- Задания на развитие мыслительных реакций:
Теплый, холодный, звездный, кислотный, грибной, частый, затяжной, проливной (дождь)
Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся (вулкан)
Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной (песок)
Живая, мертвая, мутная, прозрачная, пресная, соленая (вода).
- Запись терминов – последовательное записывание с доски, на слух (под диктовку учителя) и по памяти. В этом случае задействуются зрительное и слуховое восприятия, а так же тактильная память, что способствует более быстрому и длительному запоминанию. Составление словаря терминов.
- Карточки – с графическими изображениями, рисунками, которые передают информацию в закодированном виде. При этом главное может быть выделено цветом, формой и т.д. (рис. 1)
Допиши слова, обозначающие сельскохозяйственные профессии: | |||||
ВОД | |||||
Овощевод, птицевод, свиновод, садовод, полевод.
Исключи лишнее, объясни почему |
Мексика, Канада, Вашингтон, Куба. |
Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Лима. |
Париж, Германия, Испания, Россия. |
Антарктида – остров, океан, материк, животное. |
Африка – часть света, залив, страна, столица. |
Рис. 1
Отметь знаком «+» правильные ответы | ||
Стихийное бедствие - это | ||
Цунами | ||
Дождь | ||
Землетрясение |
5. Тестовые задания – определение правильных ответов. Наиболее эффективно используются для проверки и закрепления знаний. Они могут заменять фронтальный опрос и экономят время на уроке
6. Работа с недостающими буквами в терминах (только гласные, только согласные, вперемешку).
_НТ_РКТ_Д_ (Антарктида)
_Е_И_О_ _ И_А_ИЯ (Великобритания)
Е_Р_З_Я (Евразия)
7. Игры стимулируют мыслительную активность, развивают интерес к предмету, непроизвольно заставляют задуматься над решением поставленных задач. На усвоение знаний в игре затрачивается меньше усилий, а учебный материал лучше запоминается.
Хочется остановиться на учебниках и программах. Рабочая программа по географии, биологии, истории построенна на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., Автор программы: Т.М.Лифанова, рекомендованной Министерством образования РФ.
Учебники слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика детей коррекционных классов Высокая эмоциональность Задержка психического развития Быстрая утомляемость Незрелость эмоционально-волевой сферы Педагогическая запущенность Трудности распределения и переключения внимания Конфликтность Неуравновешенность психики Трудность общения Низкая мотивация Пониженная познавательная активность
Основные требования к построению урока создание ситуации успеха на уроке ; подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра; материал должен усложняться постепенно; частое переключение с одного вида деятельности на другой; многократное поэтапное повторение; ученик должен получать посильные для него задания; создании спокойного и доброжелательного климата
Коррекционно-развивающие задания При изучении темы: «Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы: Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу? Почему вода в реках летним вечером как парное молоко? Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы? Объясните поговорку « Много снега — мало хлеба» Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
Географические загадки на развитие внимания : Шесть океанов на планете Согласны с этим все ли дети? Край снегов, морозов, вьюг Называем словом юг. Знает каждый капитан: Волга – это океан! Знать, ребята, вам пора, Что Байкал у нас – гора! Со времен далеких и поныне Льют дожди, как из ведра в пустыне.
Задания на развитие мыслительных реакций: Теплый, холодный, звездный, кислотный, грибной, частый, затяжной, проливной (дождь) Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся (вулкан) Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной (песок) Живая, мертвая, мутная, прозрачная, пресная, соленая (вода).
Запись терминов Последовательное записывание с доски, на слух (под диктовку учителя) и по памяти
Карточки Отметь знаком «+» правильные ответы Стихийное бедствие - это Цунами Дождь Землетрясение Исключи лишнее, объясни почему Мексика, Канада, Вашингтон, Куба. Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Лима. Париж, Германия, Испания, Россия. Подбери подходящий термин Антарктида – остров, океан, материк, животное. Африка – часть света, залив, страна, столица.
Учебники в коррекционном классе VIII вида
Программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы учителя класса VIII вида
Анализ работы учителя класса VIII вида за 2011 - 2012 учебный год...
Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида
Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в кл...
презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".
Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....
Контрольные работы по географии для 7 и 8 класса VIII вида
Контрольные работы по географии составленны в виде тестов...
Проверочные работы за полугодие по биологии и географии для учащихся коррекционной школы VIII вида
Тестовые проверочные работы для учащихся коррекционной школы VIII вида по результам обучения I и II четверти....
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида. Основные направления по взаимодействию учителя начальных класс...
«Анализ письменных работ учащихся 2 класса VIII вида по выявлению особенностей нарушения письма»
Анализ письменных работ учащихся 2 класса VII вида по выявлению особенностей нарушений письма. План проведения. Дисграфия, виды дисграфии. Дисорфография.Анализ письменных работ учащихся (раб...