Предупреждение межличностных конфликтов у школьников 5 класса противоположных писихотипов
методическая разработка (5 класс) по теме
Проблема межличностных конфликтов имеет важное значение в контексте предупреждения нарушения дисциплины мальчиков. Особенность учащихся- мальчиков 5 класса заключается в том, что происходит их знакомство друг с другом и притирка характеров в условиях постоянного круглосуточного проживания в одном помещении- общежитии.Столкновение разных характеров и темпераментов, других особенностей мальчиков- естественное событие во вновь созданном коллективе.Изучение личностных особенностей учащихся, прогнозирование развития межличностных отношений, предупреждение и благополучное разрешение конфликтных ситуаций- важное условие поддержания дисциплины, как непременного условия успешной учебы и формирования благоприятного микроклимата в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internat_studennikov_o.v._metodicheskaya_razrabotka_po_mezhlichnostnym_konfliktam.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Предупреждение межличностных конфликтов у школьников 5 класса противоположных психотипов»
Исполнил: воспитатель 5 класса Студенников Олег Владимирович
Москва, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВСТУПЛЕНИЕ
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Характеристика участников конфликта
- Причины возникновения конфликтных ситуаций
- Сущность конфликтных ситуаций
- Практика разрешения конфликтных ситуаций
- Профилактика конфликтных ситуаций
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Приложение
1. Высказывание Омара Хайяма
ВСТУПЛЕНИЕ
Проблема межличностных конфликтов имеет важное значение в контексте предупреждения нарушений дисциплины мальчиков. Особенность учащихся-мальчиков 5 класса заключается в том, что происходит их знакомство друг с другом и притирка характеров в условиях постоянного круглосуточного проживания в одном помещении- общежитии. Столкновение разных характеров и темпераментов, других особенностей мальчиков- естественное событие во вновь созданном коллективе. Изучение личностных особенностей учащихся, прогнозирование развития межличностных отношений, предупреждение и благополучное разрешение конфликтных ситуаций- важное условие поддержания дисциплины, как непременного условия успешной учебы и формирования благоприятного микроклимата в классе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Характеристика участников конфликта
1-й участник.
Мальчик потерял отца. Отец был убит. Мальчик воспитывался мамой и ее другом. По типу нервной деятельности резко выраженный холерик. Гиперактивный. По характеру- неуравновешенный, открытый и всегда готовый к общению. Мстительный, но отходчивый. Обещания, данные им, забывает через 30 минут. Не может дольше одной минуты быть спокойным. Обязательно что-то крутит в руках, грызет ручки и карандаши. На месте спокойно сидеть не может: либо крутится, либо залазит под стол, либо ложится на парту, либо лезет к соседям, либо свистит, либо раздает комментарии на события в классе на уроке, самоподготовке или в строю. Нашел друзей родственных по характеру в других классах. Физически развит хорошо. Учится со средним баллом 3,67. Занимает предпоследнее место по учебе в классе.
2-й участник.
Мальчик из состоятельной, интеллигентной семьи. В семье еще две младшие и старшая сестра. Учился в закрытой, а потом в средней образовательной школе. На уроки его привозил и увозил домой, в коттеджный поселок, семейный водитель. По типу нервной деятельности ярко выраженный меланхолик. По характеру- замкнутый, упрямый и мстительный. Медлительный. Говорит тихо и мало. На классном часе единственный не рассказал товарищам и воспитателям о себе. Имеет одного друга. Мечтает стать летчиком. Психологически не готов к постоянному нахождению в коллективе. Обижен на родителей за отправку его из дома на учебу в училище. Поэтому оставшихся дома младших сестер признавать не хочет. Физически развит хорошо, но уступает первому участнику конфликта в росте, весе и силе. Учится со средним баллом 3,59. Занимает последнее место по учебе в классе.
- Причины возникновения конфликтных ситуаций
Инициатор конфликтов- 1-й участник:
- без просьбы воспитателей толкает медлительного 2-го участника быстрее стать в строй;
- задевает 2-го участника при прохождении узких мест в помещениях;
- во время игр мальчиков выбирает 2-го участника для физической борьбы или встревает в игру третьим, без приглашения;
- обзывает 2-го участника разными словами, склоняя его фамилию;
- делает мелкие пакости 1-му участнику;
- первым начинает потасовку.
2-й участник конфликта:
- не терпит и не прощает физического прикосновения, всегда дает сдачи;
- болезненно реагирует на обзывание его разными словами, включая вариации его фамилии. В ответ и сам обзывает, а потом начинается потасовка;
- при частых опозданиях лезет на свое место, расталкивая товарищей и вызывая в ответ толчки;
- конкурируя с 1-м участником за место в очереди в столовой для получении пищи, при входе в учебный корпус или в общежитие часто проигрывает и демонстрирует неприязнь и осыпает оскорблениями 1-го участника.
- Сущность конфликтных ситуаций
Конфликты происходят по причине противоположности характеров и психических особенностей личностей. Разноименные заряды притягиваются, но в данном случае при соприкосновении «летят искры». 1-й участник конфликта является энергетическим вампиром. Для его гиперактивности нужна подпитка энергии от 2-го участника.
Второй участник не пользуется авторитетом у товарищей в классе из-за своей замкнутости. Поэтому они не помогают ему избежать конфликта, а с интересом наблюдают развитие событий, иногда сами становятся участниками.
Мама 2-го участника конфликта считает своего сына ни в чем не виновным, и не создающим условий для возникновения конфликтных ситуаций. Считает, что ее сын все делает правильно, а ему мешает 1-й участник. Считает, что учителя предвзято относятся к ее сыну и занижают оценку его знаний.
Друг мамы 1-го участника не осуждает поведение мальчика. Наоборот, говорит, что из таких вырастают «герои».
2-й участник конфликта часто ведет себя кривляясь, что вызывает у товарищей смех и осуждение. В ответ 2-й участник не уважает многих товарищей в классе и, самоутверждаясь, обзывает их разными словами, еще больше увеличивая свое отдаление от коллектива.
- Практика разрешения конфликтных ситуаций
- разбираемся из-за чего произошел конфликт. В чем причина столкновений интересов. На сколько она справедлива и законна с точки зрения моральных норм и нормативных документов (Устава Интерната, Правил распорядка дня, и др.);
- разбираемся вместе с двумя участниками конфликта какие чувства они испытывают друг к другу;
- разбираем варианты возможного предотвращения данной конфликтной ситуации;
- разбираемся в индивидуальном порядке с каждым участником конфликта;
- документируем конфликт через написание объяснительных записок от самих участников и свидетелей;
- разбираем причины конфликта на общем собрании класса;
- выносим конфликт на обсуждение с мамой (родителями) каждого участника;
- обсуждаем поведение участников конфликта на подведении итогов во взводе за неделю в присутствии родителей учеников класса;
- обсуждаем конфликты вместе с участниками, их мамами (родителями), и воспитателями класса;
- проводим тестирование и консультации участников конфликта и учеников всего класса у психолога образовательного учреждения;
- проводим коллективные беседы, классные часы по вопросам взаимопонимания, укрепления дружбы и дисциплины;
- готовим педагогические характеристики на участников конфликтов, доводим до участников и других учащихся;
- представляем участников для заслушивания на педагогическое совещание класса с участием родителей, педагогов и воспитателей;
- предупреждаем участников конфликта и их родителей о подготовке документов для заслушивание детей на педсовете интерната на предмет целесообразности дальнейшего обучения.
- Профилактика конфликтных ситуаций
- Изучаем характеры, психологические и физические особенности учеников.
- Изучаем условия жизни в семье и взаимоотношения учеников с родителями.
- Изучаем круг интересов учеников (хобби).
- Наблюдаем за поведением учеников в коллективе на уроках и в быту.
- Наблюдаем за поведением учеников вне коллектива в личное время.
- Формируем у школьников чувство собственного достоинства, уважительное отношение к товарищам и старшим.
- Консультируемся с родителями учеников по особенностям поведения дома.
- Проводим групповые и индивидуальные консультации учеников, тестирование, ролевые игры с психологом. Учитываем рекомендации психолога в профилактической работе.
- Изучаем мнение товарищей о личностях участников конфликта.
- Изучаем формирование микрогрупп и микроколлективов в классе по интересам, психологической совместимости и др. факторам.
- Выявляем лидеров в классе, в микрогруппах через наблюдение, изучение общественного мнения устно или через анкетирование.
- Проводим индивидуальные беседы участниками конфликта и свидетелями.
- Изучаем Устав интерната, правила распорядка дня, Кодекс чести школьника.
- Изучаем возможные причины конфликтов.
- Прогнозируем возникновение конфликтных ситуаций и стараемся своевременно разводить возможных участников в разные стороны до начала конфликта.
- Изучаем лучшие духовно-нравственные качества участников конфликта и напоминание им о них.
- Изучаем и обсуждаем чувства и эмоции, которые испытывают участники конфликта.
- Проводим коррекцию поведения участников конфликта через воспитание психологической устойчивости и готовности не обращать внимание на мелочные оскорбления, не отвечать грубостью на грубость, решать проблему без конфликта, умение прощать другому недостатки, а свои недостатки себе не прощать.
- Выясняем информацию у старшины класса и авторитетных учеников о причинах напряжения во взаимоотношениях школьников.
- Закрепляем друзей за участниками конфликта с задачей предотвращения рецидива и перехода конфликта в деструктивное состояние.
- Наблюдаем и изучаем динамику изменения повседневного поведения школьников в быту и на уроках, поведение в конфликте участников по рассказам коллег-воспитателей и учителей.
- Проводим беседу «Представляюсь коллективу».
- Проводим классный час «Что значит быть дисциплинированным».
- Проводим беседу «Как я провел каникулы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Личностные особенности школьников в условиях круглосуточного нахождения проходят притирку. Требования правил поведения учащихся в средней образовательной школе интернатного типа, духовно-нравственные ценности российской школы и христианские традиции, любовь к детям, терпение воспитателей и учителей, индивидуальная воспитательная работа, опора на коллектив и родителей, положенные в основу формирования установки на дружбу и взаимопонимание позволят в конечном итоге сформировать необходимые личностные характеристики учащихся для создания и поддержания здорового микроклимата в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения
Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...
Межличностные конфликты
Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодействие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлени...
"Межличностные конфликты". Урок обществознания в 6 классе
Тема занятия: Межличностные конфликты Класс:6.Дидактическая цель: создать условия для формирования знаний о понятии «конфликт», типы поведения людей в конфликте.Цели занятия по содерж...
Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс
Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...
Урок по обществознанию. Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.
Урок- практикум по обществознанию "Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты." предназначен для проведения в 6 классе. Цель урока: создать условия для формирования предст...
Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах
Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...
Презентация "Конфликты в межличностных отношениях". Обществознание, 6 класс
Презентация "Конфликты в межличностных отношениях". Обществознание, 6 класс...