Предупреждение межличностных конфликтов у школьников 5 класса противоположных писихотипов
методическая разработка (5 класс) по теме

Студенников Олег Владимирович

Проблема межличностных конфликтов имеет важное значение в контексте предупреждения нарушения дисциплины мальчиков. Особенность учащихся- мальчиков 5 класса заключается в том, что происходит их знакомство друг с другом и притирка характеров в условиях постоянного круглосуточного проживания в одном помещении- общежитии.Столкновение разных характеров и темпераментов, других особенностей мальчиков- естественное событие во вновь созданном коллективе.Изучение личностных особенностей учащихся, прогнозирование развития межличностных отношений, предупреждение и благополучное разрешение конфликтных ситуаций- важное условие поддержания дисциплины, как непременного условия успешной учебы и формирования благоприятного микроклимата в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Предупреждение межличностных конфликтов у школьников 5 класса противоположных психотипов»

                                                                      Исполнил: воспитатель 5 класса                                    Студенников Олег Владимирович

Москва, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВСТУПЛЕНИЕ

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Характеристика участников конфликта

  1. Причины возникновения конфликтных ситуаций

  1. Сущность конфликтных ситуаций

  1. Практика разрешения конфликтных ситуаций

  1. Профилактика конфликтных ситуаций

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Приложение

1. Высказывание Омара Хайяма

ВСТУПЛЕНИЕ

Проблема межличностных конфликтов имеет важное значение в контексте предупреждения нарушений дисциплины мальчиков. Особенность учащихся-мальчиков 5 класса заключается в том, что происходит их знакомство друг с другом и притирка характеров в условиях постоянного круглосуточного проживания в одном помещении- общежитии. Столкновение разных характеров и темпераментов, других особенностей мальчиков- естественное событие во вновь созданном коллективе. Изучение личностных особенностей учащихся, прогнозирование развития межличностных отношений, предупреждение и благополучное разрешение конфликтных ситуаций- важное условие поддержания дисциплины, как непременного условия успешной учебы и формирования благоприятного микроклимата в классе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

  1. Характеристика участников конфликта

1-й участник.

    Мальчик потерял отца. Отец был убит. Мальчик воспитывался мамой и ее другом. По типу нервной деятельности резко выраженный холерик. Гиперактивный. По характеру- неуравновешенный, открытый и всегда готовый к общению. Мстительный, но отходчивый. Обещания, данные им,  забывает через 30 минут. Не может дольше одной минуты быть спокойным. Обязательно что-то крутит в руках, грызет ручки и карандаши. На месте спокойно сидеть не может: либо крутится, либо залазит под стол, либо ложится на парту, либо лезет к соседям, либо свистит, либо раздает комментарии на события в классе на уроке, самоподготовке или в строю. Нашел друзей родственных по характеру в других классах. Физически развит хорошо. Учится со средним баллом 3,67. Занимает предпоследнее место по учебе в классе.

2-й участник.

   Мальчик из состоятельной, интеллигентной семьи. В семье еще две младшие и старшая сестра. Учился в закрытой, а потом в средней образовательной школе. На уроки его  привозил и увозил домой, в коттеджный поселок, семейный водитель. По типу нервной деятельности ярко выраженный меланхолик. По характеру- замкнутый, упрямый и мстительный. Медлительный. Говорит тихо и мало. На классном часе единственный не рассказал товарищам и воспитателям о себе. Имеет одного друга. Мечтает стать летчиком. Психологически не готов к постоянному нахождению в коллективе. Обижен на родителей за отправку его из дома на учебу в училище. Поэтому оставшихся дома младших сестер признавать не хочет. Физически развит хорошо, но уступает первому участнику конфликта в росте, весе и силе. Учится со средним баллом 3,59. Занимает последнее место по учебе в классе.

  1. Причины возникновения конфликтных ситуаций

Инициатор конфликтов- 1-й участник:

- без просьбы воспитателей толкает медлительного 2-го участника быстрее стать в строй;

- задевает 2-го участника при прохождении узких мест в помещениях;

- во время игр мальчиков выбирает 2-го участника для физической борьбы или встревает в игру третьим, без приглашения;

- обзывает 2-го участника разными словами, склоняя его фамилию;

- делает мелкие пакости 1-му участнику;

- первым начинает потасовку.

2-й участник конфликта:

- не терпит и не прощает физического прикосновения,  всегда дает сдачи;

- болезненно реагирует на обзывание его разными словами, включая вариации его фамилии. В ответ и сам обзывает, а потом начинается потасовка;

- при частых опозданиях лезет на свое место, расталкивая товарищей и вызывая в ответ толчки;

- конкурируя с 1-м участником за место в очереди в столовой для получении пищи, при входе в учебный корпус или в общежитие часто проигрывает и демонстрирует неприязнь и осыпает оскорблениями  1-го участника.

  1. Сущность конфликтных ситуаций

     Конфликты происходят по причине противоположности характеров и психических особенностей личностей. Разноименные заряды притягиваются, но  в данном случае при соприкосновении «летят искры». 1-й участник конфликта является энергетическим вампиром. Для его гиперактивности нужна подпитка энергии от 2-го участника.

    Второй участник не пользуется авторитетом у товарищей в классе из-за своей замкнутости. Поэтому они не помогают ему избежать конфликта, а с интересом наблюдают развитие событий, иногда сами становятся участниками.

     Мама 2-го участника конфликта считает своего сына ни в чем не виновным, и не создающим условий для возникновения конфликтных ситуаций. Считает, что ее сын все делает правильно, а ему мешает 1-й участник. Считает, что учителя предвзято относятся к ее сыну и занижают оценку его знаний.

     Друг мамы 1-го участника не осуждает поведение  мальчика. Наоборот, говорит, что из таких вырастают «герои».

    2-й участник конфликта часто ведет себя кривляясь, что вызывает у товарищей смех и осуждение. В ответ 2-й участник не уважает многих товарищей в классе и, самоутверждаясь, обзывает их разными словами, еще больше увеличивая свое отдаление от коллектива.

   

  1. Практика разрешения конфликтных ситуаций

    - разбираемся из-за чего произошел конфликт. В чем причина столкновений интересов. На сколько она справедлива и законна с точки зрения моральных норм и нормативных документов (Устава Интерната, Правил распорядка дня, и др.);

     - разбираемся вместе с двумя участниками конфликта какие чувства они испытывают друг к другу;

     -   разбираем варианты возможного предотвращения данной конфликтной ситуации;

     -   разбираемся в индивидуальном порядке с каждым участником конфликта;

     - документируем конфликт через написание объяснительных записок  от самих участников и свидетелей;

    -  разбираем причины конфликта на общем собрании класса;

     - выносим конфликт на обсуждение с мамой (родителями) каждого участника;

     -  обсуждаем поведение участников конфликта на подведении итогов во взводе за неделю в присутствии родителей учеников класса;

     - обсуждаем конфликты вместе с участниками, их мамами (родителями), и воспитателями класса;

     - проводим тестирование и консультации участников конфликта и учеников всего класса у психолога образовательного учреждения;

     -  проводим коллективные беседы, классные часы по вопросам взаимопонимания, укрепления дружбы и дисциплины;

     - готовим педагогические характеристики на участников конфликтов, доводим до участников и других учащихся;

     - представляем участников для заслушивания на педагогическое совещание  класса с участием родителей, педагогов и воспитателей;

      - предупреждаем участников конфликта и их родителей о подготовке документов для заслушивание детей на педсовете интерната на предмет целесообразности дальнейшего обучения.

  1. Профилактика конфликтных ситуаций

  • Изучаем характеры, психологические и физические особенности учеников.
  • Изучаем условия  жизни в семье и взаимоотношения учеников с  родителями.
  • Изучаем круг интересов учеников (хобби).
  • Наблюдаем  за поведением учеников в коллективе на уроках и в быту.
  • Наблюдаем за поведением учеников вне коллектива в личное время.
  • Формируем у школьников чувство собственного достоинства, уважительное отношение к товарищам и старшим.
  • Консультируемся с родителями учеников по особенностям поведения дома.
  • Проводим групповые и индивидуальные консультации учеников, тестирование, ролевые игры с психологом. Учитываем рекомендации психолога в профилактической работе.
  • Изучаем мнение товарищей о личностях участников конфликта.
  • Изучаем формирование микрогрупп и микроколлективов в классе по интересам, психологической совместимости и др. факторам.
  • Выявляем лидеров в классе, в микрогруппах через наблюдение, изучение общественного мнения устно или через анкетирование.
  • Проводим индивидуальные беседы участниками конфликта и свидетелями.
  • Изучаем Устав интерната, правила распорядка дня,  Кодекс чести  школьника.
  • Изучаем возможные причины конфликтов.
  • Прогнозируем возникновение конфликтных ситуаций и стараемся своевременно разводить возможных участников в разные стороны до начала конфликта.
  • Изучаем лучшие духовно-нравственные качества участников конфликта и напоминание им о них.
  • Изучаем и обсуждаем чувства и эмоции, которые испытывают участники конфликта.
  • Проводим коррекцию поведения участников конфликта через воспитание психологической устойчивости и готовности не обращать внимание на мелочные оскорбления, не отвечать грубостью на грубость, решать проблему без конфликта, умение прощать другому недостатки, а свои недостатки себе не прощать.
  • Выясняем информацию у старшины класса и авторитетных учеников о причинах напряжения во взаимоотношениях школьников.
  • Закрепляем друзей за участниками конфликта с задачей  предотвращения рецидива и перехода конфликта в деструктивное состояние.
  • Наблюдаем и изучаем динамику изменения повседневного поведения школьников в быту и на уроках, поведение в конфликте участников по рассказам коллег-воспитателей и учителей.
  • Проводим беседу  «Представляюсь коллективу».
  • Проводим классный час «Что значит быть дисциплинированным».
  • Проводим беседу «Как я провел каникулы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

       Личностные особенности школьников в условиях круглосуточного нахождения проходят притирку. Требования  правил поведения учащихся  в средней образовательной школе интернатного типа, духовно-нравственные ценности российской школы и христианские  традиции, любовь к детям, терпение воспитателей и учителей,  индивидуальная воспитательная работа, опора на коллектив и родителей, положенные в основу формирования установки на дружбу и взаимопонимание позволят в конечном итоге сформировать  необходимые  личностные характеристики учащихся для создания и поддержания здорового микроклимата в коллективе.

ПРИЛОЖЕНИЕ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения

Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...

Межличностные конфликты

Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодейст­вие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлени...

"Межличностные конфликты". Урок обществознания в 6 классе

Тема занятия: Межличностные конфликты Класс:6.Дидактическая цель: создать условия для формирования  знаний о  понятии «конфликт», типы поведения людей в конфликте.Цели занятия по содерж...

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...

Урок по обществознанию. Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Урок- практикум по обществознанию "Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты." предназначен для проведения  в 6 классе. Цель урока: создать условия для формирования предст...

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

Презентация "Конфликты в межличностных отношениях". Обществознание, 6 класс

Презентация "Конфликты в межличностных отношениях". Обществознание, 6 класс...