Методические рекомендации по теме: Беглое устранение дефектов речи у учащихся.
методическая разработка по теме
Данный материал поможет в работе учителям и воспитателям школ 1, 2 вида по формированию произношенияя учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приемы беглого исправления произношения глухих и слабослышащих учащихся | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Излучинская специальная (коррекционная)
школа-интернат I, II вида
Методические рекомендации по теме:
Беглое устранение дефектов речи у учащихся
Составитель:
учитель-дефектолог Якшина Т.Е.
Методическое объединение учителей
индивидуальной слуховой работы
2011 – 2012 уч. год
Звук | Артикуляционный уклад | Тактильно-вибрационный контроль | Примечание |
А | Губы расслаблены, язык в спокойном состоянии, расстояние между зубами большое, | Есть голос, чувствуем вибрацию груди. Чувствуем струю тёплого воздуха. | |
Б | Губы в первый момент сжимаются, и воздух, поступающий из легких в полость глотки и рта, сжимается. Затем губная смычка взрывается изо рта наружу. Положение языка зависит от следующего звука. Если звук п стоит в конце слова, то язык остается пассивным. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. | Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации. | Следить за тем, чтобы звук б произносился вполне отчетливо (даже с некоторой задержкой) и с легким раздуванием щек. |
В | Верхняя губа слегка лабиализована, Нижняя слегка прижимается боковыми краями к верхним клыкам, но с верхними резцами не соприкасается, расстояние небольшое. Язык в свободном положении. Небная занавеска поднята, прижата к задней стенке глотки. Голосовые складки сомкнуты, вибрируют. | На руке, понесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх. В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации. | |
Г | Положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука. (при га – примерно на границе между твердым и мягким небом, при ги – впереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. | Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации. | Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово нога, слог га и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке г. этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой. |
Д | Губы разомкнуты и принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним корневым зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. | Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации. | Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово вода, слог да и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке д. этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой. |
Е | Присоединить к звуку э кратко произносимый звук и. | Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи. | |
Ё | Присоединить к звуку о кратко произносимый звук и. | ||
Ж | согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый. - губы – разомкнуты - зубы сближены - язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам. - воздушная струя теплая - мягкое небо поднято - голосовые связки сомкнуты, вибрируют. | Можно ощущать на руке обильный теплый выдох | Ученик контролирует себя прикосновением одной руки к гортани и поднесением другой ко рту. |
З | Согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый; [З’]- мягкий; - губы улыбаются; - зубы сближены - кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха. - мягкое небо поднято - голосовые связки] сомкнуты и вибрируют | Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации. | Ученик контролирует себя прикосновением одной руки к гортани и поднесением другой ко рту. |
И | Губы сильно растянуты, расстояние между зубами маленькое. Кончик языка упирается в зубы. Язык напряжен. | Есть голос. Чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем вибрацию темени. Язык напряжен. | |
Й | Кончик языка касается нижних зубов, а спинка более напряжена и поднята еще выше и ближе к передней части твердого нёба, чем при х. Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято. | ||
К | Положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука. (при ка – примерно на границе между твердым и мягким небом, при ки – впереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. | Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. Отсутствие воздуха дети могут уловить прикасаясь рукой к гортани. | |
Л | положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена. | С помощью осязания воспринимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта. | |
М | Губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкание может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое небо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. | Дать почувствовать вибрацию крыльев носа. Для этого следует приложить палец ученика к крылу носа. | |
Н | Положение губ зависит от следующего за н гласного. Передний край языка в слогах на, но, ну, ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следующему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть. В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается; кончик языка при этом находится либо наверху, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое небо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют . | Ребенок прикладывает палец одной руки к крылу носа учителя, а палец другой руки – к своему носу. | |
О | Губы вытянуты, язык немного оттянут. Расстояние между зубами меньше, чем при произнесении звука а. | Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем струю воздуха менее теплую, чем при произнесении звука а. | |
П | Губы в первый момент сжимаются, и воздух, поступающий из легких в полость глотки и рта, сжимается. Затем губная смычка взрывается изо рта наружу. Положение языка зависит от следующего звука. Если звук п стоит в конце слова, то язык остается пассивным. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. | Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. Отсутствие воздуха дети могут уловить, прикасаясь рукой к гортани. | |
Р | положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед. | На поднесенной ко рту руке можно ощущать толчкообразное движение выдыхаемого воздуха; приложенной к гортани рукой можно воспринимать вибрацию, обусловленную работой голосовых складок. | |
С | [С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый; [С’],- мягкий; - губы улыбаются; - зубы сближены - кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха. - мягкое небо поднято - голосовые связки разомкнуты, | Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. | |
Т | Губы разомкнуты и принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним корневым зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. | Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. Отсутствие воздуха дети могут уловить прикасаясь рукой к гортани. | |
У | Губы сильно вытянуты (больше, чем при произнесении звука о). Расстояние между зубами меньше, чем при произнесении звука о. | Есть голос, чувствуем вибрацию груди. Чувствуем струю холодного воздуха. | |
Ф | Верхняя губа слегка лабиализована, Нижняя слегка прижимается боковыми краями к верхним клыкам, но с верхними резцами не соприкасается, расстояние небольшое. Язык в свободном положении. Небная занавеска поднята, прижата к задней стенке глотки. Голосовые складки разомкнуты. | На руке, понесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх. В момент произнесения звука, обратить внимание на отсутствие вибрации. | |
Х | Губы в свободном положении, расстояние небольшое. Язык активен: кончик языка сильно оттянут вглубь ротовой полости (на 2 фаланги указательного пальца); спинка языка высоко поднята, только приближается к задней части твердого неба. Небная занавеска поднята, прижата к задней стенке глотки, воздушная струя идет через рот. Голосовые складки разомкнута. | Можно осязать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха. Во время произнесения звука х дети могут уловить отсутствие голоса, а при больших остатках слуха и свойственный ему шум. Можно ощущать вибрацию в области груди и гортани. | |
Ц | согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый. - губы улыбаются; - зубы сближены - кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха. Кончик языка за нижними резцами, а спинка смыкается с альвеолами и после взрыва воздуха опускается в положение звука [С] - мягкое небо поднято - голосовые связки разомкнуты. | ||
Ч | Согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий. - губы – вытянуты вперед рупором - зубы сближены - язык находится в верхнем положении. Широкий кончик язык поднимается к твердому небу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым небом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная, толчкообразная, теплая воздушная струя. - мягкое небо поднято. - голосовые связки разомкнуты. | Поднесенной ко рту рукой можно осязать резкий толчок струи воздуха. | |
Ш | Согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый. - губы – разомкнуты - зубы сближены - язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам. - воздушная струя теплая - мягкое небо поднято - голосовые связки разомкнуты и не вибрируют. | На поднесенную ко рту руке можно осязать, направленную косо вниз обильную теплую струю воздуха. | |
Щ | Согласный, ротовой глухой, щелевой, переднеязычной, мягкий. - губы выдвинуты вперед - зубы сближены - язык – кончик поднят как при [ш], но не к передней части твердого неба, а к альвеолам, образуя в этом месте сужение. Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посредине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята. Напряжение выдыхаемого воздуха сильное. - небная занавеска поднята - голосовые связки разомкнуты, не вибрируют. | Можно осязать воздушную струю: в первый момент сплошную, затем прерывается за счет толчка. | |
Ы | Губы слегка растянуты, расстояние между зубами небольшое. | Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Язык напряжён. | |
Э | Губы растянуты, кончик языка у зубов. | Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем слабую струю воздуха. | |
Ю | Присоединить к звуку у кратко произносимый звук и. | Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи. | |
Я | Присоединить к звуку а кратко произносимый звук и. | Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи. | |
ФАЛЬЦЕТ | Положить руку на грудь (при нормальном голосе вибрирует грудная клетка, а при фальцете вибрации нет). | ||
ГНУСАВОСТЬ (открытая) | Проверять чистоту голоса прикосновением пальца к носу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся
Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для опреде...
"Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи посредством проведения словарных игр."
Представлены методические рекоментации по развитию лексико-нрамматического строя речи посредством проведения словарных игр....
Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии
В данном пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про...
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....
Методические рекомендации:"ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ".
Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллект...
Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля
Статья содержит методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля...
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.
Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....