Методические рекомендации по теме: Беглое устранение дефектов речи у учащихся.
методическая разработка по теме

Якшина Татьяна Евгеньевна

Данный материал поможет в работе учителям и воспитателям школ 1, 2 вида по формированию произношенияя учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Излучинская специальная (коррекционная)

 школа-интернат I, II вида

Методические рекомендации по теме:

Беглое устранение дефектов речи у учащихся

                                                   Составитель:

                                                   учитель-дефектолог Якшина Т.Е.

 

Методическое объединение учителей 

индивидуальной слуховой работы

2011 – 2012 уч. год

Звук

Артикуляционный уклад

Тактильно-вибрационный контроль

Примечание

А

Губы расслаблены, язык в спокойном состоянии, расстояние между зубами большое,

Есть голос, чувствуем вибрацию груди. Чувствуем струю тёплого воздуха.

Б

Губы в первый момент сжимаются, и воздух, поступающий из легких в полость глотки и рта, сжимается. Затем губная смычка взрывается изо рта наружу. Положение языка зависит от следующего звука. Если звук п стоит в конце слова, то язык остается пассивным. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Следить за тем, чтобы звук б произносился вполне отчетливо (даже с некоторой задержкой) и с легким раздуванием щек.

В

Верхняя губа слегка лабиализована,

Нижняя слегка прижимается боковыми

краями к верхним

клыкам, но с верхними резцами не соприкасается, расстояние небольшое.

Язык в свободном

положении.

Небная занавеска

поднята, прижата к задней стенке глотки.

Голосовые складки сомкнуты, вибрируют.

На руке, понесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Г

Положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука. (при га – примерно на границе между твердым и мягким небом, при ги – впереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово нога, слог га и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке г. этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой.

Д

Губы разомкнуты и принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним корневым зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово вода, слог да и обращает его внимание на вибрацию гортани при звуке д. этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой.

Е

Присоединить к звуку э кратко произносимый звук и.

Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.

Ё

Присоединить к звуку о кратко произносимый звук и.

Ж

согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый.

- губы – разомкнуты

- зубы сближены

- язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- воздушная струя теплая

- мягкое небо поднято

- голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Можно ощущать на руке обильный теплый выдох

Ученик контролирует себя прикосновением одной руки к гортани и поднесением другой ко рту.

З

 Согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;

 [З’]- мягкий;

- губы улыбаются;

- зубы сближены

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

- мягкое небо поднято

- голосовые связки] сомкнуты и вибрируют

Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. В момент произнесения звука, обратить внимание на наличие вибрации.

Ученик контролирует себя прикосновением одной руки к гортани и поднесением другой ко рту.

И

Губы сильно растянуты, расстояние между зубами маленькое.

Кончик языка упирается в зубы. Язык напряжен.

Есть голос.  Чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем вибрацию темени.  Язык напряжен.

Й

Кончик языка касается нижних зубов, а спинка более напряжена и поднята еще выше и ближе к передней части твердого нёба, чем при х. Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято.

К

Положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука. (при ка – примерно на границе между твердым и мягким небом, при ки – впереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие воздуха дети могут уловить прикасаясь рукой к гортани.

Л

положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

С помощью осязания воспринимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.

М

Губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкание может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое небо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Дать почувствовать  вибрацию крыльев носа. Для этого следует приложить палец ученика к крылу носа.

Н

Положение губ зависит от следующего за н гласного. Передний край языка в слогах на, но, ну, ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам.  При переходе к следующему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть.

В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается; кончик языка при этом находится либо наверху, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое небо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют .

Ребенок прикладывает палец одной руки к крылу носа учителя, а палец другой руки – к своему носу.

О

Губы вытянуты, язык немного оттянут. Расстояние между зубами меньше, чем при произнесении звука а.

Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем струю воздуха менее теплую, чем при произнесении звука а.

П

Губы в первый момент сжимаются, и воздух, поступающий из легких в полость глотки и рта, сжимается. Затем губная смычка взрывается изо рта наружу. Положение языка зависит от следующего звука. Если звук п стоит в конце слова, то язык остается пассивным. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие воздуха дети могут уловить, прикасаясь рукой к гортани.

Р

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

спинка языка опущена,

задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит посередине,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука

 “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

На поднесенной ко рту руке можно ощущать толчкообразное движение выдыхаемого воздуха; приложенной к гортани рукой можно воспринимать вибрацию, обусловленную работой голосовых складок.

С

[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;

 [С’],- мягкий;

- губы улыбаются;

- зубы сближены

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты,

Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз.

Т

Губы разомкнуты и принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним корневым зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Толчок воздуха на поднесенной ко рту руке.

Отсутствие воздуха дети могут уловить прикасаясь рукой к гортани.

У

Губы сильно вытянуты (больше, чем  при произнесении звука о).

Расстояние между зубами меньше, чем при произнесении звука о.

Есть голос, чувствуем вибрацию груди.

Чувствуем струю холодного воздуха.

Ф

Верхняя губа слегка лабиализована,

Нижняя слегка прижимается боковыми

краями к верхним

клыкам, но с верхними резцами не соприкасается, расстояние небольшое.

Язык в свободном

положении.

Небная занавеска

поднята, прижата к задней стенке глотки.

 Голосовые складки разомкнуты.

На руке, понесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.

В момент произнесения звука, обратить внимание на отсутствие вибрации.

Х

Губы в свободном положении, расстояние небольшое.

 Язык активен: кончик языка сильно оттянут вглубь ротовой полости (на 2 фаланги указательного пальца); спинка языка высоко поднята, только приближается к задней части твердого неба.

Небная занавеска поднята, прижата к задней стенке глотки, воздушная струя идет через рот.

Голосовые складки разомкнута.

Можно осязать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Во время произнесения звука х дети могут уловить отсутствие голоса, а при больших остатках слуха и свойственный ему шум.

Можно ощущать вибрацию в области груди и гортани.

Ц

  согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.

- губы улыбаются;

- зубы сближены

- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка умеренно выгнута, боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, посредине языка образуется желобок, через который проходит холодная струя выдыхаемого воздуха.

Кончик языка за нижними резцами, а спинка смыкается с альвеолами и после взрыва воздуха опускается в положение звука [С]

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты.

Ч

Согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий.

- губы – вытянуты вперед рупором

- зубы сближены

- язык находится в верхнем положении. Широкий кончик язык поднимается к твердому небу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым небом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная, толчкообразная, теплая воздушная струя.

- мягкое небо поднято.

- голосовые связки разомкнуты.

Поднесенной ко рту рукой можно осязать резкий толчок струи воздуха.

Ш

 Согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый.

- губы – разомкнуты

- зубы сближены

- язык широкий находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде «ковша»(чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твердым небом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

- воздушная струя теплая

- мягкое небо поднято

- голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

На поднесенную ко рту руке можно осязать, направленную косо вниз обильную теплую струю воздуха.

Щ

Согласный, ротовой глухой, щелевой, переднеязычной, мягкий.

- губы выдвинуты вперед

- зубы сближены

- язык – кончик поднят как при [ш], но не к передней части твердого неба, а к альвеолам, образуя в этом месте сужение.

Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посредине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Вся масса языка напряжена, корневая часть приподнята. Напряжение выдыхаемого воздуха сильное.

- небная занавеска поднята

- голосовые связки разомкнуты, не вибрируют.

Можно осязать воздушную струю: в первый момент сплошную, затем прерывается за счет толчка.

Ы

Губы слегка растянуты, расстояние между зубами небольшое.

Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Язык напряжён.

Э

Губы растянуты, кончик языка у зубов.

Есть голос, чувствуем вибрацию гортани. Чувствуем слабую струю воздуха.

Ю

Присоединить к звуку у кратко произносимый звук и.

Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.

Я

Присоединить к звуку а кратко произносимый звук и.

Ребенок может увидеть положение артикуляционных органов, используя остатки слуха – услышать, почувствовать вибрацию гортани и характер воздушной струи.

ФАЛЬЦЕТ

Положить руку на грудь (при нормальном голосе вибрирует грудная клетка, а при фальцете вибрации нет).

ГНУСАВОСТЬ

(открытая)

Проверять чистоту голоса прикосновением пальца к носу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся

Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для опреде...

"Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи посредством проведения словарных игр."

Представлены методические рекоментации по развитию лексико-нрамматического строя речи посредством проведения словарных игр....

Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии

В данном  пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про...

Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся

Методические  рекомендации  по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....

Методические рекомендации:"ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ".

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллект...

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.

Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....