Развитие речи на уроках швейного дела
статья по теме
Речь является главным средством и формой мышления обучающихся.В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности, в частности в производственном труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokakh_shveynogo_dela.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на уроках швейного дела.
Учитель профессионально- трудового обучения
первой категории
Воронецкая Н.Д.
Одна из основных функций речи – общение. В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности, в частности в производственном труде. Речь становится главным средством и формой мышления ребенка. Наблюдая за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, не трудно обнаружить, что между их практической и речевой деятельностью в ряде случаев нет согласования. Далеко не всегда могут достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях, правильно назвать операцию, выполнением которой заняты. Работа по развитию речи на уроках швейного дела включает следующие моменты: словарная работа, опросы обучающихся, беседы, словесный анализ средств наглядности и как заключительный этап работы – установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учеников.
Словарная работа начинается с первых же занятий в швейных мастерских, они не знают терминологии, не умеют выделить главное, не умеют обобщать. Ознакомление с инструментами, приспособлениями, оборудованием мастерских одновременно является и началом словарной работы. Обучающиеся ведут производственные словари, в которые записывают все новые термины, (увидел слово, проговорил, записал, запомнил).
Ознакомление обучающихся с новым словом, термином можно провести по схеме: написание на доске, толкование его значения, связанное с практическим показом.
Использование различных средств наглядности помогает более четко формулировать мысль. Наглядный материал стимулирует речь школьников, они более четко, полно, правильно рассказывают о проделанной работе.
На уроках трудового обучения этому способствует использование изделия и различные карты – предметно – технологические, технологические, операционные графические, комбинированные.
По картам проводится объяснение нового материала, а затем и опрос учеников.
Большое место в работе по развитию речи занимает беседа с учащимися.
На этапе планирования особенно заметно благотворное влияние устного проговаривания – учащиеся начинают более четко представлять себе порядок и содержание предстоящей операции. В ходе выполнения практического задания использование речи повышает уровень самостоятельности учащихся, что приносит им удовлетворение. Для повышения речевой активности использую следующие приемы:
- Побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе.
- Обсуждение образца предстоящей работы.
- Планирование предстоящей работы. И запись плана в тетрадь.
- Взаимное инструктирование и взаимопроверка.
- Систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.
Эффективность занятий в коррекционных учреждениях во многом зависит от того насколько правильно учителем выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей. Под методами обучения и воспитания понимаются способы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной работе предсталены упражнения на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Развитие творческих способностей обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела
Информация о развитии творческих способностей детей с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела (из опыта)...
Доклад на тему: "Проектная деятельность как средство творческого развития обучающихся на уроках швейного дела."
Анализ работы с детьми о проетной работе....
Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."
Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...
Методическая разработка "Развитие речи на уроках швейного дела", 2022г.
В данном материале указаны основные приемы развития речи на уроках швейного дела....
Выступление на МО. «Развитие БУД на уроках швейного дела в коррекционной школе». Январь 2020г
Выступление на МО. «Развитие БУД на уроках швейного дела в коррекционной школе». Январь 2020г...