Выступление на МО. «Развитие БУД на уроках швейного дела в коррекционной школе». Январь 2020г
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Усынина Евгения Валерьевна

Выступление на МО. «Развитие БУД  на уроках швейного дела в коррекционной школе». Январь 2020г

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

Доклад.

Тема:

«Развитие БУД  на уроках швейного дела в коррекционной школе»  

Подготовила учитель технологии

Усынина Евгения Валерьевна

ЯНВАРЬ 2020г.

   (слайд№1; 2) Сегодня российская школа переживает серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Стандарт), утверждённый 19 декабря 2014 года, вступил в силу с 1 сентября 2016 года.

    В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, развитие базовых учебных действий. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

     Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

(Слайд№3) Стандартом предусмотрено включение в содержательный раздел цензовых вариантов (т.е. соответствующих по итоговым образовательным результатам ФГОС начального общего образования) - программа формирования универсальных учебных действий, а для нецензовых (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий.  Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается программа формирования базовых учебных действий.

( Слайд №4)  Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

       (Слайд №5) Программа  формирования  БУД  строится  на основе  деятельностного  подхода к обучению и реализует  коррекционно-развивающие принципы обучения  школьников  с  умственной  отсталостью. Согласно теории Л.С. Выготского, А.  Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания  НЕ  сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют  деятельностные  формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой  формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий провоцирующих детское действие.

        (Слайд №6)     «Трудовое обучение»: специфика этого предмета, как ключевого предмета специальной (коррекционной) школы   и его значимость для формирования учебных действий трудно переоценить. 

Процесс обучения на этих уроках в полной мере демонстрирует именно деятельностный подход. В ходе учебной деятельности по трудовому обучению формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Учащимся сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются элементарные (первоначальные) трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; трудовым профессиям.

    (Слайд №7)   Основная  цель реализации  программы формирования БУД состоит в  формировании   обучающегося  с   ОВЗ  как  субъекта  учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его  подготовки  к самостоятельной жизни в  обществе и  овладения доступными  видами профильного труда.

 (Слайд №8)   Система основных и специальных дидактических принципов на основе системно-деятельностного подхода, а именно:

  • - принцип деятельности, заключающийся в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам (в соответствии со своими индивидуальными возможностями и особенностями), принимает систему норм учебной деятельности;
  • - принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
  • - принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
  • - принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; В основу Программы положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.      

  4. В нашей школе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития и дети с расстройством аутистического спектра, выделяются группы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, которыми могут овладеть обучающиеся с различным вышеперечисленными нарушения в развитии.

(Слайд №9) Личностные БУДы

Умеренная умственная отсталость.

Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Принятие и выполнение правил школьной жизни. Оценивать ситуации и поступки с позиции «хорошо» и «плохо». Формирование позиции ученика на уровне положительного отношения к школе. Установка на здоровый образ жизни. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Тяжелые множественные нарушения развития.

Освоение позиции ученика. Формирование учебного поведения. Эмоциональная отзывчивость. Формирование умений понимать состояния других людей и адекватно реагировать на это: жалеть, радоваться. Элементарное осмысление социального окружения.

Дети с расстройством аутистического спектра

Формирование социально- приемлемого поведения. Формирование навыков учебного поведения. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Положительное отношение к окружающей действительности.

(Слайд №10)  Регулятивные БУДы

Умеренная умственная отсталость.

Элементарная самоорганизация в игре. Выполнение с педагогом предметных, игровых и простых учебных действий. Осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном. Работа по предложенному плану. Совместно с учителем отличать верно выполненное задание от неверного. Организовать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий под руководством учителя. Выполнение предложенного педагогом пошагового плана действий. Построение элементарного речевого высказывания в устной форме.

Тяжелые множественные нарушения развития.

Соблюдение элементарных ритуалов школьного поведения. Организация игр с помощью педагога. Организация своего рабочего места

Дети с расстройством аутистического спектра

Самостоятельная организация своего рабочего места. Принятие учебной задачи в готовом виде; определение цели деятельности с помощью учителя. Работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Определять успешность выполнения задания.

(Слайд №11)  Познавательные БУДы

Умеренная умственная отсталость.

Ориентироваться в учебнике. Отвечать на простые вопросы учителя. С помощью педагога сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Тяжелые множественные нарушения развития.

Формирование умений учитывать знакомые свойства предметов в предметно- практической и игровой деятельности. Дифференцированный выбор предметов совместно с учителем. Умения под контролем учителя выделять некоторые существенные признаки хорошо знакомых предметов. Умения отраженно и по подражанию выполнять действия за учителем.

Дети с расстройством аутистического спектра

Умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства знакомых предметов. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале и с помощью учителя. Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией совместно с учителем

(Слайд №12)  Коммуникативные Буды

Умеренная умственная отсталость.

Построение понятных высказываний, вопросов. Участие в диалоге учебном и спонтанном. Соблюдение простых норм речевого этикета. Слушать и понимать обращенную речь. Взаимодействовать при работе в парах

Тяжелые множественные нарушения развития.

Готовность обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми. Формирование адекватных реакции и действия на обращения людей.

Дети с расстройством аутистического спектра

Эмоциональная отзывчивость, установка контакта. Использование принятых ритуалов социального взаимодействия. Мотивация к общению с разными людьми. Адекватные реакции и действия на обращения знакомых и незнакомых. Формирование речевой активности

 (Слайд №13)  Система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

(Слайд №14)  . Система БУДов для профильного обучения.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;              

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; 

 -элементарная способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;

  -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно - нельзя, хорошо - плохо);

Коммуникативные

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;                    

  - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;                

  - установка на здоровый образ жизни;                                     

   

Регулятивные

-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;              

 - формулировать собственное желание и позицию;                       

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;                    

 - задавать вопросы;           

  - контролировать свои и действия партнера;                            

  - использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия;                            

  - использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;                                   

-использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей;

- применять правила речевого, неречевого поведения.

Познавательные

-в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;     

 - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;                      

- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;                       

- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

-строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;                                  

 - осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью,  расширить свой лингвистический кругозор;                               

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;                                

 - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций;                              

 - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие БУДов на уроках швейного дела в коррекционной школе » Подготовила учитель технологии Усынина Евгения Валерьевна

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Стандарт), утверждённый 19 декабря 2014 года, вступил в силу с 1 сентября 2016 года.

Слайд 3

Стандартом предусмотрено включение в содержательный раздел для нецензовых (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий.

Слайд 4

Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.

Слайд 5

Программа формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью. Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания НЕ сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы .

Слайд 6

«Трудовое обучение» : специфика этого предмета, как ключевого предмета специальной (коррекционной) школы и его значимость для формирования учебных действий трудно переоценить. Процесс обучения на этих уроках в полной мере демонстрирует именно деятельностный подход . В ходе учебной деятельности по трудовому обучению формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия.

Слайд 7

Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании обучающегося с ОВЗ как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Слайд 8

Система основных и специальных дидактических принципов на основе системно- деятельностного подхода, а именно: - принцип деятельности - принцип непрерывности - принцип творчества - принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося

Слайд 9

Личностные БУДы Умеренная умственная отсталость. Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Тяжелые множественные нарушения развития. Освоение позиции ученика. Формирование учебного поведения. Дети с расстройством аутистического спектра Формирование социально- приемлемого поведения.

Слайд 10

Регулятивные БУДы Умеренная умственная отсталость. Элементарная самоорганизация в игре. Выполнение с педагогом предметных, игровых и простых учебных действий. Тяжелые множественные нарушения развития. Соблюдение элементарных ритуалов школьного поведения. Организация своего рабочего места Дети с расстройством аутистического спектра Самостоятельная организация своего рабочего места. Работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Определять успешность выполнения задания.

Слайд 11

Познавательные БУДы Умеренная умственная отсталость. Ориентироваться в учебнике. Отвечать на простые вопросы учителя Тяжелые множественные нарушения развития. Формирование умений учитывать знакомые свойства предметов в предметно- практической и игровой деятельности Дети с расстройством аутистического спектра Умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства знакомых предметов.

Слайд 12

Коммуникативные Буды Умеренная умственная отсталость. Построение понятных высказываний, вопросов. Участие в диалоге, слушать и понимать обращенную речь. Взаимодействовать при работе в парах Тяжелые множественные нарушения развития. Формирование адекватных реакции и действия на обращения людей. Дети с расстройством аутистического спектра Эмоциональная отзывчивость, установка контакта.

Слайд 13

Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется использовать следующую бальную систему оценки: 0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем 1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью; 2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше; 3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания к ученика в правильности выполнения действия); 5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.

Слайд 14

Система БУДов для профильного обучения. Личностные: Коммуникативные Регулятивные Познавательные В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок швейного дела в коррекционной школе VIII вида

конспект урока "Застрачивание углов основной детали сумки и утюжка готового изделия "  + презентация  + технологические карты....

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

ИКТ на уроках швейного дела в коррекционной школе

Необходимость использования ИКТ на уроках  швейного дела неоспорима.  Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из спос...

Урок швейного дела в коррекционной школе 8-го вида по теме "Пижамные брюки. Обработка верхнего среза пижамных брюк" (7 класс)

Цели:дидактическая: повторить и закрепить знания по теме “Пижамные брюки”, научить учащихся выполнять обработку верхнего среза пижамных брюк притачным поясом, стачанным в замкнутое ко...

Выступление на МО. Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида. Март 2022г.

Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Выступление на МО. Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...