Выступление на МО. «Развитие БУД на уроках швейного дела в коррекционной школе». Январь 2020г
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Выступление на МО. «Развитие БУД на уроках швейного дела в коррекционной школе». Январь 2020г
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Доклад.
Тема:
«Развитие БУД на уроках швейного дела в коррекционной школе»
Подготовила учитель технологии
Усынина Евгения Валерьевна
ЯНВАРЬ 2020г.
(слайд№1; 2) Сегодня российская школа переживает серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Стандарт), утверждённый 19 декабря 2014 года, вступил в силу с 1 сентября 2016 года.
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, развитие базовых учебных действий. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
(Слайд№3) Стандартом предусмотрено включение в содержательный раздел цензовых вариантов (т.е. соответствующих по итоговым образовательным результатам ФГОС начального общего образования) - программа формирования универсальных учебных действий, а для нецензовых (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается программа формирования базовых учебных действий.
( Слайд №4) Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.
(Слайд №5) Программа формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью. Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания НЕ сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий провоцирующих детское действие.
(Слайд №6) «Трудовое обучение»: специфика этого предмета, как ключевого предмета специальной (коррекционной) школы и его значимость для формирования учебных действий трудно переоценить.
Процесс обучения на этих уроках в полной мере демонстрирует именно деятельностный подход. В ходе учебной деятельности по трудовому обучению формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Учащимся сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются элементарные (первоначальные) трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; трудовым профессиям.
(Слайд №7) Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании обучающегося с ОВЗ как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
(Слайд №8) Система основных и специальных дидактических принципов на основе системно-деятельностного подхода, а именно:
- - принцип деятельности, заключающийся в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам (в соответствии со своими индивидуальными возможностями и особенностями), принимает систему норм учебной деятельности;
- - принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
- - принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
- - принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; В основу Программы положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
4. В нашей школе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития и дети с расстройством аутистического спектра, выделяются группы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, которыми могут овладеть обучающиеся с различным вышеперечисленными нарушения в развитии.
(Слайд №9) Личностные БУДы
Умеренная умственная отсталость.
Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Принятие и выполнение правил школьной жизни. Оценивать ситуации и поступки с позиции «хорошо» и «плохо». Формирование позиции ученика на уровне положительного отношения к школе. Установка на здоровый образ жизни. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
Тяжелые множественные нарушения развития.
Освоение позиции ученика. Формирование учебного поведения. Эмоциональная отзывчивость. Формирование умений понимать состояния других людей и адекватно реагировать на это: жалеть, радоваться. Элементарное осмысление социального окружения.
Дети с расстройством аутистического спектра
Формирование социально- приемлемого поведения. Формирование навыков учебного поведения. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Положительное отношение к окружающей действительности.
(Слайд №10) Регулятивные БУДы
Умеренная умственная отсталость.
Элементарная самоорганизация в игре. Выполнение с педагогом предметных, игровых и простых учебных действий. Осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном. Работа по предложенному плану. Совместно с учителем отличать верно выполненное задание от неверного. Организовать свое рабочее место. Определять цель выполнения заданий под руководством учителя. Выполнение предложенного педагогом пошагового плана действий. Построение элементарного речевого высказывания в устной форме.
Тяжелые множественные нарушения развития.
Соблюдение элементарных ритуалов школьного поведения. Организация игр с помощью педагога. Организация своего рабочего места
Дети с расстройством аутистического спектра
Самостоятельная организация своего рабочего места. Принятие учебной задачи в готовом виде; определение цели деятельности с помощью учителя. Работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Определять успешность выполнения задания.
(Слайд №11) Познавательные БУДы
Умеренная умственная отсталость.
Ориентироваться в учебнике. Отвечать на простые вопросы учителя. С помощью педагога сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Тяжелые множественные нарушения развития.
Формирование умений учитывать знакомые свойства предметов в предметно- практической и игровой деятельности. Дифференцированный выбор предметов совместно с учителем. Умения под контролем учителя выделять некоторые существенные признаки хорошо знакомых предметов. Умения отраженно и по подражанию выполнять действия за учителем.
Дети с расстройством аутистического спектра
Умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства знакомых предметов. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале и с помощью учителя. Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией совместно с учителем
(Слайд №12) Коммуникативные Буды
Умеренная умственная отсталость.
Построение понятных высказываний, вопросов. Участие в диалоге учебном и спонтанном. Соблюдение простых норм речевого этикета. Слушать и понимать обращенную речь. Взаимодействовать при работе в парах
Тяжелые множественные нарушения развития.
Готовность обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми. Формирование адекватных реакции и действия на обращения людей.
Дети с расстройством аутистического спектра
Эмоциональная отзывчивость, установка контакта. Использование принятых ритуалов социального взаимодействия. Мотивация к общению с разными людьми. Адекватные реакции и действия на обращения знакомых и незнакомых. Формирование речевой активности
(Слайд №13) Система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
(Слайд №14) . Система БУДов для профильного обучения.
Личностные:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -элементарная способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно - нельзя, хорошо - плохо); Коммуникативные - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - установка на здоровый образ жизни;
Регулятивные |
-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное желание и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать свои и действия партнера;
- использовать речевые средства (как в вербальной, так и в невербальной форме) для регуляции своего действия;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей;
- применять правила речевого, неречевого поведения.
Познавательные
-в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
-строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме; - осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Стандарт), утверждённый 19 декабря 2014 года, вступил в силу с 1 сентября 2016 года.
Стандартом предусмотрено включение в содержательный раздел для нецензовых (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий.
Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью.
Программа формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью. Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания НЕ сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы .
«Трудовое обучение» : специфика этого предмета, как ключевого предмета специальной (коррекционной) школы и его значимость для формирования учебных действий трудно переоценить. Процесс обучения на этих уроках в полной мере демонстрирует именно деятельностный подход . В ходе учебной деятельности по трудовому обучению формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия.
Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании обучающегося с ОВЗ как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Система основных и специальных дидактических принципов на основе системно- деятельностного подхода, а именно: - принцип деятельности - принцип непрерывности - принцип творчества - принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося
Личностные БУДы Умеренная умственная отсталость. Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Тяжелые множественные нарушения развития. Освоение позиции ученика. Формирование учебного поведения. Дети с расстройством аутистического спектра Формирование социально- приемлемого поведения.
Регулятивные БУДы Умеренная умственная отсталость. Элементарная самоорганизация в игре. Выполнение с педагогом предметных, игровых и простых учебных действий. Тяжелые множественные нарушения развития. Соблюдение элементарных ритуалов школьного поведения. Организация своего рабочего места Дети с расстройством аутистического спектра Самостоятельная организация своего рабочего места. Работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Определять успешность выполнения задания.
Познавательные БУДы Умеренная умственная отсталость. Ориентироваться в учебнике. Отвечать на простые вопросы учителя Тяжелые множественные нарушения развития. Формирование умений учитывать знакомые свойства предметов в предметно- практической и игровой деятельности Дети с расстройством аутистического спектра Умение выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства знакомых предметов.
Коммуникативные Буды Умеренная умственная отсталость. Построение понятных высказываний, вопросов. Участие в диалоге, слушать и понимать обращенную речь. Взаимодействовать при работе в парах Тяжелые множественные нарушения развития. Формирование адекватных реакции и действия на обращения людей. Дети с расстройством аутистического спектра Эмоциональная отзывчивость, установка контакта.
Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется использовать следующую бальную систему оценки: 0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем 1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью; 2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше; 3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания к ученика в правильности выполнения действия); 5 баллов – обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.
Система БУДов для профильного обучения. Личностные: Коммуникативные Регулятивные Познавательные В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок швейного дела в коррекционной школе VIII вида
конспект урока "Застрачивание углов основной детали сумки и утюжка готового изделия " + презентация + технологические карты....
Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)
Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...
ИКТ на уроках швейного дела в коррекционной школе
Необходимость использования ИКТ на уроках швейного дела неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из спос...
Урок швейного дела в коррекционной школе 8-го вида по теме "Пижамные брюки. Обработка верхнего среза пижамных брюк" (7 класс)
Цели:дидактическая: повторить и закрепить знания по теме “Пижамные брюки”, научить учащихся выполнять обработку верхнего среза пижамных брюк притачным поясом, стачанным в замкнутое ко...
Выступление на МО. Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида. Март 2022г.
Индивидуальный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида...
Выступление на МО. Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Доклад "Необходимость уроков швейного дела в коррекционной школе для трудовой адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...